Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7644) 14 августа - 20 августа 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаПламя Парижа в Берлинской филармонии, или Короли в движенииКритики подводят итоги сезона Дмитрий МОРОЗОВ Сезон 2007/08 года завершен. В преддверии нового мы по традиции обратились к обозревателям центральных изданий и ведущим независимым музыкальным и балетным критикам с просьбой ответить на вопросы анкеты: 1. Событие сезона 2. Антисобытие сезона 3. Тенденция сезона 4. Дебют сезона 5. Персона сезона
Мария БАБАЛОВА, "Известия" 1. Абсолютный ребрендинг Михайловского театра. Новый директор - бизнесмен Владимир Кехман не только произвел переименование, но и вложил миллионы, которые начали тут же работать. Две последние оперные премьеры - "Сельская честь" Масканьи и "Любовный напиток" Доницетти - одни из самых качественных в наших театрах за сезон. 2. Премьера оперы Рубинштейна "Демон" в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, продемонстрировавшая, как легко режиссерская несостоятельность может превратить академическую труппу в любительскую. 3. В Москве концертная жизнь по-прежнему интереснее и разнообразнее театральной. Афиша Петербурга выглядит более сбалансированно прежде всего благодаря усилиям Валерия Гергиева и Мариинского театра. 4. Михаил Плетнев в опере. "Пиковая дама" в Большом театре, а также исполнение "Майской ночи" в формате open-air, особую популярность и пикантность которой придало участие enfant terrible российской оперы Николая Баскова. Столь неожиданный и разноплановый подход маэстро к опере тут же породил разговоры: "А почему бы Плетневу не возглавить Большой театр?" 5. Анна Нетребко. Певица так хороша во всем, что заставляет думать о реальности сегодня такой мифической карьеры, как была лишь у Марии Каллас. Она сумела даже собственную беременность превратить в артефакт, обсуждаемый во всем мире. И просто так, без каких-либо конкретных достижений получить несколько международных наград. Ею восхищаются повсеместно и ломают головы, как этот восторг ярче выразить. Такой и должна быть настоящая звезда. Екатерина БИРЮКОВА, "OpenSpace.Ru", "Афиша" 1. Берлинский филармонический оркестр с Саймоном Рэттлом в Большом зале консерватории. 2. "Демон" в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. 3. Жанр оперы в концертном исполнении занял прочные позиции в музыкальной жизни столицы, в какой-то степени компенсируя скудность репертуара большинства ее оперных театров. Им увлекся даже Михаил Плетнев, помимо "Пиковой дамы" в Большом, представивший в концертном исполнении вечер рахманиновских опер и "Майскую ночь" Римского-Корсакова. 4. Проживающий в Италии скрипач Сергей Крылов, впервые после отъезда выступивший в Москве и произведший сильнейшее впечатление. 5. Новый директор Михайловского театра Владимир Кехман, о котором в этом сезоне говорили даже больше, чем о Валерии Гергиеве.
Сергей БИРЮКОВ, "Труд" 1. Концерт Рене Флеминг. 2. "Кармен" в Большом театре. 3. Ощущение застоя и несбывшихся надежд. "Никакими" - и не классическими, и не революционными - оказались постановки "Пиковой дамы", той же "Кармен". Даже приглашение именитых дирижеров Плетнева и Темирканова не спасло эти спектакли. То же самое можно сказать о концертной жизни. Особенно разочаровали конкурсы - имени Рахманинова, имени Рихтера. Последний случай особенно досадный: сколько было разговоров, что это соревнование уникальное, что только оно в отличие от всех остальных конкурсов ориентировано на музыку, а не на спортивные результаты. И получили шесть безликих финалистов. 5. Пусть не швыряются камнями за банальность ответа: Валерий Гергиев. При всех претензиях к качеству немалой части его продукции. Но человек реально делает самые крупные и интересные проекты - "Пасхальный фестиваль", а особенно - "Звезды белых ночей" с их каскадом премьер.
Вадим ГАЕВСКИЙ 1. "Урок" в Большом театре с Йоханом Кобборгом и Дмитрием Гудановым. Значимых новых балетмейстерских достижений, на мой взгляд, не было. 2. Уход из Мариинского театра Махара Вазиева и Павла Гершензона, предстоящий уход из Большого театра Алексея Ратманского. 3. Указанные в предыдущем ответе антисобытия и составляют главную - и очень печальную - тенденцию: исчезновение креативных деятелей из наших главных театров. 4. Выступление в "Жизели" Натальи Осиповой. 5. Марина Тимофеевна Семенова. Сезон прошел под знаком ожидания ее столетнего юбилея.
Анна ГАЛАЙДА, "Большой театр", "Ведомости" 1. "Короли танца" и "Диана Вишнева: Красота в движении" - два проекта Сергея Даниляна, который продемонстрировал, что совместить высокое искусство и коммерческое вполне возможно, если за дело берется заинтересованный профессионал. Обе "полнометражные" премьеры Большого - "Сильфида" и "Пламя Парижа". Йохан Кобборг преподал урок, как нужно обходиться с классическим наследием. Минимально вторгаясь в текст Бурнонвиля, он сделал спектакль актуальным - в основном за счет режиссерских деталей. Именно режиссерского взгляда не хватило Алексею Ратманскому в "Пламени Парижа", но его спектакль отличает именно то, чего всегда ждут от московского балета. Публике он позволяет вдоволь сопереживать, труппе - развернуться во всю свою двухсотперсонную мощь и показать яркую индивидуальность даже в кордебалете, не говоря о ведущих солистах: для Натальи Осиповой, Дениса Савина, Вячеслава Лопатина и Ивана Васильева роли в этом балете наверняка окажутся одними из лучших в карьере. 2. Повальная смена руководящего состава в крупнейших балетных коллективах - Большом, Мариинском, Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. И Юрий Бурлака, и Юрий Фатеев, и Сергей Филин - выдающиеся мастера. Однако в отличие от своих предшественников они приходят не воплощать свои программы, а вынуждены формулировать их, потому что приняли назначение. 3. Повальный пассеизм: в Большом - "Сильфида", в Мариинском - "Карнавал", в Станиславского и Немировича-Данченко - "Пахита", "Баядерка" и "Вальпургиева ночь", в Михайловском - "Жизель", в Новосибирске - "Баядерка", в Перми - "Корсар". 4. Разнообразие хореографических стилей, которое в предыдущие годы обеспечивали Мариинка и Большой, вырастило очень интересное поколение артистов. В этом сезоне интересных дебютов оказалось не так много, как в предыдущих, зато был один из тех, что запоминаются на всю жизнь: "Жизель" Натальи Осиповой и Андрея Меркурьева.
Анна ГОРДЕЕВА, "Время новостей", "Timeout Москва" 1. Цискаридзе в репертуаре Нижинского, бенефис артиста в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Миниатюры Голейзовского на "Мастерских" Большого театра. Страшно жаль, что из-за конфликта с наследниками этот проект не имеет шансов на показ широкой публике. Руководству Большого стоило бы уговорить наследников Голейзовского во что бы то ни стало, не жалея ни денег, ни реверансов. Но Большой - не первый раз уже - все старается сэкономить, где не надо, и ведет себя в стиле "вас много - я одна". Выход воспоминаний Вадима Гаевского "Книга расставаний" и легендарного 4-го тома "Истории танцев" Сергея Худекова. 2. Административные перетряски в двух главных театрах. Алексей Ратманский уходит из Большого по своей воле - имеет право. На его место приходит Юрий Бурлака - человек интеллигентный и вменяемый, посмотрим, как справится с командованием. Но зачем в штат театра хореографом снова приглашен Юрий Григорович? Чтобы Бурлаке жизнь медом не казалась? И в Мариинке уволены директор балета Махар Вазиев и его помощник по репертуару Павел Гершензон. Хозяин-барин, Валерий Гергиев имеет право, даром что они сами подставились и подали заявления. Но не сказать даже спасибо вослед команде, десять лет ведшей балет Мариинки от успеха к успеху? Не известить об их уходе прессу - будто из театра уборщица уволилась, а не директор труппы? А художественное антисобытие - глупая и пошлая "Иудифь" Эдвальда Смирнова в балете "Москва". 4. Первые шаги Артема Овчаренко в Большом театре и вне его. Его победа на пермском конкурсе артистов балета. Лейла ГУЧМАЗОВА, "Итоги", "Ваш досуг" 1. Смена власти в Большом балете, компромиссная для уходящих и остающихся. Никто никого не клеймил и не обвинял, что даже как-то неожиданно: за последние сезоны мы поотвыкли от цивилизованной смены руководства в статусной труппе. 2. Уход из Мариинского театра Махара Вазиева. Все громкие достижения театра за последние 11 лет: работа с труппой Мариинки Форсайта и Ноймайера, целый список балетов Баланчина, поддержание уровня труппы и формирование звезд, да и всего нового имиджа Мариинского балета - это во многом его заслуга и его умение улаживать дела. Видимо, ситуация себя изжила. Очень жаль, поскольку профессионал такого класса не должен оставаться не у дел. Не хочется пророчить, но отсутствие у руля человека с оригинальным мышлением и цепкой хваткой уже сказывается (гала-концерты балета на Пасхальном фестивале) и еще непременно скажется на труппе. 3. Грех гордыни у мэтров искусства, обострившийся в медийную эпоху. Мэтры не захотели искать общий язык, а жертвой пали две прекрасные женщины - "Пиковая дама" и "Кармен" Большого театра. 4. Михайловский театр, который круто вырулил на авансцену и залихватски закрутил роман с Москвой, не стесняясь своего смешенья языков - самарского с итальянским. 5. Михаил Барышников, не поддавшийся на уговоры отметить свой юбилей в России. Елизавета ДЮКИНА, "Музыкальное обозрение" 1. В сезоне было немало очень разнообразных событий. Мировая премьера опер В.Кобекина "Кудангса Великий" и "Александр Македонский", представленных Якутским театром оперы и балета в Москве в рамках Дней Республики Саха (Якутия). Российская премьера сочинения А.Караманова "Совершишася" на Собиновском музыкальном фестивале в Саратове. Юбилейный фестиваль "Звезды белых ночей" с грандиозной программой, в которую вошли пять оперных премьер. Фестиваль "Золотая Маска", продемонстрировавший высокий удельный вес спектаклей музыкального театра. Второй Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской. Его высокий вокальный уровень позволил превратить третий тур в блестящий концерт молодых исполнителей. Сольные концерты звезд мировой оперы: итальянской королевы бельканто Мариэллы Девиа и легендарного Пласидо Доминго. 2. "Кармен" в Большом театре и "Демон" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. 3. Активно продолжаются постановки произведений современных авторов. К этому процессу подключаются российские регионы: Саратов, Екатеринбург и даже такие дальние, как Якутия и Хабаровск. 4. Московский дебют итальянского фестиваля "Arena di Verona", который дал на сцене Зала Чайковского два концерта. Оперный дебют Московской международной школы вокального мастерства. Впервые в Москве ее силами было осуществлено полуконцертное исполнение оперы Россини "Путешествие в Реймс". 5. Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Композитор Родион Щедрин, отметивший свое 75-летие. Ирина Масленникова, вокальный педагог, ученицы которой поют по всему миру, в том числе и во всех оперных театрах Москвы. Наталия ЗВЕНИГОРОДСКАЯ, "Независимая газета" 1. События в полном смысле не случилось. 2. Сообщение об уходе Алексея Ратманского с поста худрука Большого балета. 3. Консерватизм и изоляционизм. 4. Денис Савин - Жером ("Пламя Парижа", Большой театр). 5. Марина Семенова. Наталья ЗИМЯНИНА, агентство неполитических новостей "Турне", "Новая газета" 1. "Лоэнгрин" в Новой Опере в постановке Каспера Хольтена, в интересном оформлении, с прекрасными актерскими работами. Спектакль, доведенный до ума. Берлинский филармонический оркестр под управлением Саймона Рэттла в БЗК - необычная Седьмая симфония Бетховена. Живой и очень духоподъемный Роберто Аланья на сцене Зала Чайковского. 2. Наше музыкальное Зазеркалье - Пасхальный фестиваль, вызывающий физическое ощущение одышки. Программы часто кажутся случайными, что называется, "из подбора", исполненными в спешке (буквально). При таком мастерстве оркестра и неслыханной энергии Валерия Гергиева любой концерт фестиваля все равно проходит на ура, а выходишь с них - как после инфаркта. Потрясла постановка "Демона" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Давно не видела такого смешного спектакля. И никогда - таких толстых Демонов. 3. Все как-то откатывается назад. Авторитарно-режиссерские постановки больше не в моде. В опере на первый план выходят традиционные спектакли, не имеющие остроты, даже просто премьерной. Мариинская "Псковитянка" - какая-то дремучая псевдореконструкция. Два спектакля богатого Михайловского театра - "Сельская честь" и "Любовный напиток" - хороши, но по-настоящему буржуазны. Не блистали авангардом и московские сцены: компромиссная "Пиковая дама" в Большом (режиссер Валерий Фокин ушел в тень дирижера Михаила Плетнева); "Кармен" в постановке Дэвида Паунтни, легкой рукой превратившего сильный сюжет в энтертейнмент; "Майская ночь" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, потакающая самому широкому зрителю (мечта директора любого театра!). 4. 25-летний Хачатур Бадалян - неожиданный Лоэнгрин в Новой Опере. И - новенький тенор в Москве, которая их основательно подрастеряла. Пианист Александр Лубянцев на "Декабрьских вечерах". На бис играл собственные сочинения. Александр Браже и Сергей Каспров на сцене Большого зала консерватории - хотя бы как участники Конкурса имени Рихтера. Пианисты, имеющие собственные, очень яркие представления об исполнительстве. Мощный вызов рутине. 5. Несомненно, Алексей Шалашов - директор Московской государственной филармонии. Филармония - это монстр советского прошлого. Вытащить из болота такого бегемота, да еще полудохлого! Нынешнее повышение Шалашова до главы Департамента современного искусства грозит нашей музыкальной жизни тяжелыми последствиями. Верните Шалашова на место! Екатерина КРЕТОВА, "МК" 1. Их было немало. Это и концерт Йэна Бостриджа, и концерт Рене Флеминг, и спектакль Равеннского фестиваля "Дон Паскуале" с Риккардо Мути за пультом, и очень интересная премьера "Лоэнгрина" в Новой Опере. Но для меня главным стало выступление Уте Лемпер на сцене Дома музыки. За что большое спасибо Владимиру Спивакову, пригласившему эту великолепную актрису и певицу для участия в своем фестивале. 2. "Кармен" в Большом театре. Уже потому, что подобная "подстава" для замечательного дирижера Юрия Темирканова, которому было стыдно поднять глаза на бесчинства, творящиеся на сцене, должна быть строго наказана. 3. Если говорить об опере, то это резкая поляризация "режиссерского" музыкального театра и возрождающегося "традиционалистского". Откровенная деградация надоевшего первого и убедительная победа второго (спектакли Михайловского театра, "Паяцы" Дзеффирелли, "Дон Паскуале" Равеннского фестиваля). 4. Маэстро Плетнев в качестве оперного дирижера ("Пиковая дама", Большой театр). Дебют, увы, неудачный, продемонстрировавший безразличное, если даже не неприязненное отношение замечательного пианиста и хорошего симфонического дирижера к тому, что делают на сцене певцы. Тем не менее событие заметное, ибо неудача крупного художника подчас интереснее, чем удача посредственности. 5. Владимир Кехман в тандеме с Еленой Образцовой, возродившие Михайловский театр в новом и очень привлекательном качестве. Евгения КРИВИЦКАЯ, "Музыкальная академия" 1. Концерт Берлинского филармонического оркестра в Большом зале консерватории. 2. Постановка Дэвидом Паунтни "Кармен" Бизе в Большом театре. 3. Продолжающаяся интеграция в европейское музыкальное пространство. Многие внешние черты прижились быстро и легко: копродукция с западными оперными театрами, приглашение иностранных постановочных команд, регулярные гастроли разнообразных звезд, даже еще не вышедших в тираж. Хотелось бы, чтобы столь же охотно продюсировались и российские музыкальные силы, чтобы замечали деятельность не только десятка статусных персон, которые, кстати, далеко не всегда держат планку. 4 - 5. Михаил Плетнев в качестве оперного дирижера. Строго говоря, его дебют состоялся некоторое количество лет назад, когда он "поднял" в концертном исполнении "Орестею" Танеева. Но в этом сезоне М.Плетнев продемонстрировал замечательную работу в "Пиковой даме" Чайковского в Большом театре, выдающиеся достижения в операх Рахманинова в КЗЧ и даже в "Майской ночи" на открытом воздухе в Архангельском было много несомненных достоинств. Майя КРЫЛОВА, "РБК дэйли", "Новые известия", "Газета ру" 1. Балет "Гнава" в постановке Начо Дуато (гастроли труппы "Хаббард стрит данс Чикаго"). Проекты "Короли танца" и "Диана Вишнева: Красота в движении". Концерты "Benois de la danse" - реальная возможность увидеть мировых звезд балета. "Пламя Парижа", несмотря на недостатки постановки. Масштаб работы и общая динамика впечатляют, как и превосходно исполненные партии главных персонажей. 2. Провальные гастроли балета Нью-Джерси. Чудовищный спектакль "Иудифь" в Камерном балете "Москва". Халтурный концерт балета Мариинского театра на Пасхальном фестивале. 3. Объявленный грядущий уход Алексея Ратманского из Большого театра и приход Юрия Бурлаки и Юрия Григоровича. Что-то будет... Смена худруков одновременно в трех ведущих балетных театрах страны. Значит, театры пойдут другим путем. 4. Денис Савин и Мария Александрова в "Пламени Парижа". Йохан Кобборг - Медж (Сильфида). Гениально! Наталья Осипова (Медора) и Иван Васильев (Конрад) - "Корсар". Наталья Осипова - Жизель. Наталья Осипова, Иван Васильев и Вячеслав Лопатин в балете "Пламя Парижа". Дмитрий Гуданов в проекте "Короли танца". Диана Вишнева в балете "Повороты любви". 5. Наталья Осипова - каскад удачных дебютов, большой творческий рост. Йохан Кобборг, Итан Стифел и Анхель Корейя в проекте "Короли танца". Лючия Лакарра в отрывке из балета "Дама с камелиями" на "Benois de la danse". Сильвия Аццони во фрагменте балета "Русалочка" на "Benois de la danse". Начо Дуато - по-моему, лучший хореограф мира. Татьяна КУЗНЕЦОВА, "Коммерсантъ" 1. Пожалуй, все-таки "Пламя Парижа" - очень уж рискованное предприятие. Премьера держала балетоманское сообщество в напряженном ожидании, вызвала большие волнения, серьезный резонанас и, несмотря на недостатки, оставила большую часть зрителей в приятном возбуждении. К тому же, возможно, это последний эксклюзив Ратманского в Большом, так что к ощущению удачи примешивается некоторая грусть от грядущей утраты подобных событий. Из экспортных событий - двойной концерт лауреатов "Benois de la danse" и оба проекта Даниляна - с "Королями" и Дианой Вишневой. 2. Преуморительный балет Эдвальда Смирнова "Иудифь" в Камерном балете "Москва" - так чистосердечно смеяться мне давно не приходилось. 3. Тотальная смена худруков в главных театрах Москвы и Санкт-Петербурга: в Большом (Юрий Бурлака), в Музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко (Сергей Филин), в Мариинском (Юрий Фатеев), в Михайловском (Фарух Рузиматов). Что существенно: омолаживание руководителей. Почти все назначенцы - свежие балетные пенсионеры. Еще существеннее: приглашая новых худруков, ни один театр (кроме Михайловского) не собирался и не собирается менять свой художественный курс. 4. Иван Васильев в первом акте "Спартака". Героический юноша явно способен продлить жизнь этому балету. Да и тройной сотбаск, увенчавший его мощное выступление в "Пламени Парижа", дорогого стоит. 5. Петербурженка Диана Вишнева, блистательно станцевавшая совершенно оригинальный репертуар в проекте Даниляна. Из москвичей - Наталья Осипова со своими новыми ролями (Жизель, Сильфида, Жанна). Ратманский: с "Пламенем Парижа" он шел ва-банк, а для этого, помимо таланта, требуются характер и отвага. Припомню и его осенний довесок к летнему блокбастеру - совершенно очаровательного Хармса ("Вываливающиеся старухи"). Мало кто умеет быть таким разным в своих работах. Виолетта МАЙНИЕЦЕ 1. Творческий вечер Дианы Вишневой в Москве, состоящий из оригинальных произведений, специально созданных для балерины. 2. "Спартак" А.Хачатуряна в постановке Георгия Ковтуна, Петербургский Михайловский театр. 3. Много интересных дебютов среди молодых солистов, мало значительных новых постановок. Сезон оказался весьма вялым, лишенным ярких балетных событий, несмотря на обилие творческих вечеров и юбилеев. 4. Дебюты Натальи Осиповой в "Жизели" и "Пламени Парижа", Ивана Васильева в "Пламени Парижа". 5. Наталья Осипова (Большой театр). Илья ОВЧИННИКОВ, "Газета" 1. Концерты Иэна Бостриджа и Уте Лемпер на фестивале "Владимир Спиваков приглашает...". Вечера-портреты в Рахманиновском зале консерватории, посвященные 70-летию Валентина Сильвестрова и 75-летию Андрея Волконского: не так часто ныне живущие композиторы удостаиваются столь подробной ретроспективы. "Америки" Эдгара Вареза под управлением Джеймса Конлона - московская премьера важнейшего произведения ХХ века. "Песенки Маргариты" Александра Локшина под управлением Рудольфа Баршая. Спектакль "Фама" Кристофа Марталера. Финальная программа абонемента Геннадия Рождественского из сочинений Гайдна и Стравинского - блестящее завершение не слишком ровного цикла. Как всегда, яркий фестиваль "Возвращение" и следом - не менее яркие концерты его постоянных участников Максима Рысанова и Кристины Блаумане. "Электра" и "Енуфа" Мариинского театра на "Золотой Маске" - есть претензии к обоим спектаклям, особенно ко второму, и все же, несомненно, это события первого ряда. Девятая симфония Малера под управлением Михаила Плетнева - хорошо знакомое сочинение редко может настолько поразить. Концерт оркестра Шведского радио на фестивале симфонических оркестров мира. Несправедливо было бы не упомянуть и Берлинский филармонический оркестр, хотя шведы сыграли ровнее и ярче. 2. "Мистерия о конце времени" Кирилла Серебренникова и Теодора Курентзиса на фестивале "Территория" - многозначительное и пустое зрелище, отодвинувшее на второй план ряд других событий фестиваля (великолепные исполнения сочинений Стравинского и Куртага). Постановка "Свадьбы Фигаро", представленная Новосибирской Оперой на "Золотой Маске". Премьера "Кармен" в Большом театре. 4. Михаил Плетнев, блестяще дебютировавший как малеровский дирижер. 5. Немало ярких программ было у Михаила Плетнева, Валерия Гергиева, Теодора Курентзиса, Наталии Гутман, Алексея Любимова, Геннадия Рождественского... Не настолько ярких, чтобы выделить из них кого-то одного как персону года. Впрочем, если хочется назвать сразу многих, это куда лучше, чем если бы не хотелось назвать ни одного. Петр ПОСПЕЛОВ, "Ведомости" 1. "Борис Годунов" Маттезона - постановка оперы барокко, созданная вне стационарных театров силами Фонда старинной музыки Марка де Мони. Давно не появлялся спектакль, где музыкальная и театральная стороны выступали бы в таком единстве. Дирижер Ян-Латам Кёниг в Новой Опере на премьерных спектаклях "Лоэнгрина". 2. "Кармен" в Большом театре. Плетнев перестал играть на рояле. 3. Количественный прирост в отсутствие качественного. Событий становится больше, слушателей больше, организация все лучше, но динамика уступила место статике. Все погрузилось в золотой сон. Метафора этого состояния - нескончаемая реставрация Большого театра, его даты все время сдвигаются. Как во сне - вот он, град Китеж, а протянешь руку - снова отплывает. 4. Скрипач Сергей Крылов. 5. Владимир Кехман, директор Михайловского театра. Ирина СЕВЕРИНА 1. Концерт Энтони Брэкстона в Центре ДОМ. 2. Концерт Лайзы Миннелли в клубе B-1 Maximum. 3. Сокращение радикальных авангардных проектов. 4. Концерты Алексея Круглова в ММДМ, клубе "Союз композиторов". 5. Кшиштоф Пендерецкий. Валерия УРАЛЬСКАЯ, "Балет" 1. При большом количестве разного рода показов, премьер, фестивалей, пожалуй, назвать что-либо событием сезона я бы не смогла. Будучи оптимистом, надеюсь, что накопление даст результаты в будущем. 2. Фестиваль "Рампа Москвы" по случайному подбору участников, дискредитирующих саму идею. 3. Смена руководящих кадров балета во многих театрах страны. 4. Светлана Захарова - депутат Думы. 5. Великой Семеновой 100 лет. Александр ФИРЕР, "Музыкальная жизнь" 1. Премьера балета-story "Пламя Парижа", поставленного Алексеем Ратманским в Большом театре. Исконно московский спектакль по духу, открытому темпераменту, сильной эмоции. Целая обойма интересных ролей для артистов. На гастрольном небосклоне выделялись по-настоящему звездные концерты фестиваля "Benois de la danse" и нового проекта "Короли танца" с участием международных знаменитостей. Событием стало празднование векового юбилея великой балерины Марины Тимофеевны Семеновой. На гала-концерте, ей посвященном, артисты Большого по-олимпийски доблестно состязались на разрыв аорты. 2. Балет Нью-Джерси - низкий профессионализм труппы и художественная несостоятельность. 3. Ренессансный интерес к репертуарным классическим хитам и их возобновлению. 4. Наталья Осипова (Жанна) и Иван Васильев (Филипп) в "Пламени Парижа". Блистательная виртуозность, кураж и вдохновенное исполнение. Они же в главных партиях в балете "Корсар". Ярко выступил датчанин Йохан Кобборг из Королевского балета Великобритании в роли Мэдж ("Сильфида", редакция Кобборга): мощная, масштабная актерская работа. 5. Наталья Осипова. Комета Большого театра. Ее креативные премьерные выступления в "Пламени Парижа" и "Сильфиде", дебюты в "Дочери фараона", "Корсаре" и oсобенно в "Жизели" революционно взбудоражили Большой театр и впечатлили видавших виды московских театралов. Сергей ХОДНЕВ, "Коммерсантъ" 1. Опыты Теодора Курентзиса с музыкой Чайковского и Рахманинова. 2. "Майская ночь" с Михаилом Плетневым и Николаем Басковым в Архангельском; поставленная Дэвидом Паунтни "Кармен" Большого театра. 3. В смысле качества московских оперных премьер сезон вышел неожиданно тусклым. Все рекорды при этом побило число приезжих знаменитостей, выступивших в Москве с концертами. Причем то были события буквально всех форматов - от стандартных гала Пласидо Доминго или Роберто Аланьи до Иэна Бостриджа, певшего Бриттена, от концертного исполнения опер ("Травиата" с Патрицией Чофи) до лидерабенда Виолеты Урманы. 4. Громкое начало деятельности обновленного Михайловского театра, вызвавшее было радужные надежды на радикальное изменение оперной конъюнктуры в Петербурге. Елена ЧИШКОВСКАЯ, радио "Культура" 1. Фестиваль "Звезды белых ночей". При неровности и очень разном качестве концертов и спектаклей, в общей сложности - самый грандиозный, насыщенный и интересный проект. Как центральное событие "Звезд" отметила бы первое (из двух) исполнение оперы "Тристан и Изольда" с видеодизайном Билла Виолы (Гоголевская, Леман, Губанова, Папе, Умеров). Приезд Берлинского филармонического оркестра. 2. Постановка оперы Бизе "Кармен" в Большом театре и работа в этой постановке Юрия Темирканова. 3. Отсутствие как таковых новых тенденций. Из продолжающихся прежних тенденций: интерес к малоизвестным или почему-то редко ставящимся в современном театре произведениям ("Майская ночь", "Демон", "Несчастье от кареты" - Театр Станиславского, "Испанский час", "Король Рогер" - Мариинка); приглашение в оперу режиссеров, далеких от нее, - с предсказуемым результатом (Фокин, Тростянецкий, Зелдин); как и в прошлом сезоне, лучшие спектакли ставят иностранцы. 4. Михаил Плетнев в качестве оперного дирижера (премьера "Пиковой дамы" в Большом театре), меццо-сопрано Екатерина Губанова в проектах Мариинского театра ("Царская невеста", "Тристан и Изольда"). 5. Алексей Шалашов - глава Московской филармонии, организации, чья планомерная деятельность (организация фестивалей, интересные гастроли, абонементы и проч.) является примером последовательной и грамотной работы в области академической музыки. КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА МУЗЫКИ Прошедший сезон в Москве не был слишком уж щедр на события. Особенно по части оперы. В Петербурге, на "Звездах белых ночей", их было хоть отбавляй (в числе наиболее значительных - "Тристан и Изольда" и "Король Рогер"). В Перми впервые в России представили "Орфея" Монтеверди, способного достойно конкурировать с лучшими европейскими образцами. В Москве же на статус события может претендовать один лишь "Лоэнгрин" Новой Оперы, отмеченный тремя участниками опроса. Зато с определением антисобытия никаких проблем не возникало: "Кармен" Большого театра набрала сразу восемь "черных шаров" - своего рода рекорд. Трудно не согласиться с одной из участниц опроса в том, что концертная жизнь в столице по-прежнему интереснее и разнообразнее театральной. Так из опер, прозвучавших в концертном исполнении, к числу событий можно отнести "Очарованного странника" Родиона Щедрина, представленного Мариинским театром под руководством Валерия Гергиева, "Алеко" и "Франческу да Римини" Рахманинова, подготовленные Михаилом Плетневым, а во многом также и "Богему" Пуччини с Теодором Курентзисом. Немало было по-настоящему событийных концертных программ, связанных с именами тех же Плетнева, Гергиева, Курентзиса, а также Геннадия Рождественского, Александра Лазарева и некоторых других дирижеров. Высокое качество почти неизменно демонстрировали Российский национальный оркестр и Национальный филармонический оркестр России. Главным же событием по результатам опроса стал приезд в столицу Берлинского филармонического оркестра, организованный Московской филармонией. Балетный сезон в Москве сложился в целом лучше, чем оперный. Пусть даже ни одно из событий не получило больше четырех голосов, но набравших это число оказалось целых три. Лидерами признаны два проекта Сергея Даниляна: "Короли танца" и "Диана Вишнева: Красота в движении", а также "Пламя Парижа" - последняя премьера Большого театра. Любопытно сравнить результаты нынешнего опроса с предыдущими годами. Обычно критики выделяли премьерные события по преимуществу двух театров - Большого и Мариинского, между ними и происходил спор: качества, менталитета, мастерства, стиля. Приходится констатировать, что впервые за четыре года в области балета Мариинский выпал из игры: ни спектаклей, ни солистов этого театра среди положительных примеров. Ни в одной анкете. Зато Мариинский балет неоднократно фигурирует в графе антисобытий. Нет, каких-либо провальных премьер там не было. Антисобытием многие из опрошенных считают отставку руководителя балетной труппы Махара Вазиева, с чьим именем не без оснований связывают многочисленные достижения Мариинского балета последнего десятилетия (впрочем, в петербургских балетных и околобалетных кругах достаточно распространена и прямо противоположная точка зрения по данному поводу). Смена балетного руководства не только в Мариинке, но и в Большом, и некоторых других театрах стала одной из животрепещущих тем нынешнего опроса, возникающей в разных ракурсах: как событие, антисобытие, тенденция. Будоражит воображение и уход Алексея Ратманского из Большого театра, и приход в этот театр Юрия Бурлаки и Юрия Григоровича, которые представляются художниками разных творческих направлений. Помимо ГАБТа, сменилось балетное руководство Мариинки, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловского театра, Челябинского театра. Значит ли это, что театры пойдут другим путем? Среди антисобытий фигурируют также "Иудифь" Эдвальда Смирнова в Камерном балете "Москва" и гастроли балета Нью-Джерси, изумившего критиков художественной несостоятельностью. Основной тенденцией называют поворот театров к балетам прошлого. Один из критиков метко определил эту тенденцию как "ренессансный интерес к репертуарным классическим хитам". Жизнь в области современного танца, похоже, замерла - никто из критиков не назвал ни одного спектакля. В опере, с одной стороны, продолжается расширение репертуара, освоение опер ХХ века и появление мировых премьер. С другой стороны, в самом подходе к сценическому их воплощению некоторые из опрошенных отмечают постепенный поворот назад, к традиционализму. Такая тенденция действительно имеет место уже не первый год во всем мире, однако радикальный режиссерский театр тоже не сдается. Провал "Кармен" в Большом театре - это, скорее, фиаско конкретного режиссера, нежели свидетельство краха режиссерского театра как такового. Главным дебютантом в опере признан Михаил Плетнев, впервые выступивший в роли музыкального руководителя спектакля (премьера "Пиковой дамы" в Большом театре). Отмечен и другой его дебют - в качестве малеровского дирижера. Зато в области балета ярких дебютов оказалось куда как много. Запомнились новые роли Марии Александровой и Андрея Меркурьева, Дмитрия Гуданова и Дениса Савина, Вячеслава Лопатина и Артема Овчаренко (все - солисты Большого театра), а также дебют Йохана Кобборга в "Сильфиде". Исполнительские победы и их обилие значительно опережают качество спектаклей и количество постановок. Многие из опрошенных заметили яркие победы Ивана Васильева (в "Корсаре", "Пламени Парижа", "Спартаке"). Но несомненным лидером, королевой дебютов стала Наталья Осипова. Эта чудо-танцовщица, открытая экспериментам и показывающая невероятный творческий рост, запомнилась в "Жизели", "Корсаре", "Пламени Парижа", а четверо критиков назвали ее и персоной сезона. Символично, что первенство в этой номинации Осипова делит с великой балериной ХХ века Мариной Семеновой, отметившей свое столетие. По оперно-музыкальному разделу в номинации "Персона сезона" на первое место вышел директор Михайловского театра Владимир Кехман, опередив таких признанных лидеров процесса, как Валерий Гергиев и Алексей Шалашов. Конечно, их реальные достижения несопоставимы, однако же, с другой стороны, и не припомнить, чтобы о ком-либо еще из новых руководителей столько говорили уже в течение первого сезона. И надо отметить, что при всей неоднозначности достигнутых результатов, о чем "Культура" уже не раз писала, сам по себе "синдром Кехмана" - явление в основе своей, безусловно, позитивное. Побольше бы нам таких богатых и амбициозных людей, вкладывающих свои средства в театры или оркестры, превращая вчерашних аутсайдеров в активных игроков и даже потенциальных лидеров. Также в рубрике:
|