Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7654) 23-29 октября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПроза московской архитектурыИсторический облик города: логично ли старое приспособить к новому "ЗОДЧЕСТВО"-2008Мария ТОКМАШЕВА Общественная дискуссия "Исторический город и новая архитектура", проходящая в Манеже в рамках фестиваля "Зодчество"-2008, началась с репортажа Андрея Лошака "Теперь здесь офис". Этот сюжет из цикла "Профессия - репортер" так и не был показан по НТВ, зато был выложен в Интернете, где сразу же собрал большое количество откликов. Судьба москвичей, переселенных из центра Москвы практически за 101-й километр, мало кого оставила равнодушным. Действительно, столичный центр планомерно превращается в офисный. А слова "реставрация" и "новодел", бывшие некогда почти антонимами, ныне образуют уже устойчивую синонимичную пару. Именно таким способом исторический город приспосабливается к ходу времени. Новая архитектура сменяет вековые полуразрушенные постройки; приносящие большую финансовую прибыль офисы и элитные жилые комплексы получают некую территориальную преференцию; а на окраине столицы тем временем вырастают типовые многоэтажки, образующие типовые микрорайоны. Обрубить на корню В начале упомянутой выше дискуссии ведущая - директор Центра современной архитектуры Ирина Коробьина - решила все-таки определить позиции основных ее участников, задав им вопрос: "Можно ли старое приспособить к новому?" Мнение участников, как бы они его ни выражали, по сути, означало одно: старое и новое разделить невозможно, а потому нужно искать принципы наиболее гармоничного их сочетания. "Во всем мире удается сохранить историю, а у нас почему-то происходит ее целенаправленное уничтожение. Москву как историко-градостроительный феномен мы уже потеряли!" - вынес неутешительный вердикт вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко. Другие участники дискуссии оказались настроены не так пессимистично. Большинство все еще надеется на грамотное сочетание старой и новой Москвы. Кто-то говорил о совершенствовании законодательной базы, кто-то - о совести самих архитекторов, а кто-то - о воле первых лиц города. Потеря индивидуального исторического облика - проблема не только московская. По словам председателя Иркутского отделения Союза архитекторов России Елены Григорьевой, градостроительный пример столицы распространяется по всем российским городам. "В Иркутске исчезают деревянные постройки, которыми издавна славился город. То же самое происходит в других сибирских и дальневосточных областях. Это, на мой взгляд, как раз и приводит к массовой миграции: люди уезжают в Москву и Петербург не только из-за больших зарплат, но и потому, что обрубаются корни, уничтожается среда родного города, а значит, человека там уже ничто не держит", - считает Елена Григорьева. Президент МАРХИ Александр Кудрявцев отметил, что в Москве-то как раз все еще можно исправить - "есть, кому докричаться", а вот в других регионах ситуация ухудшается с каждым днем. "Государство не дает нам никаких сигналов. Непонятно, что они собираются делать с памятниками, о приватизации только одни разговоры. Нужно искать способы управления наследием как материальным ресурсом - положительный опыт зарубежных коллег у нас есть", - заметил г-н Кудрявцев. С участниками дискуссии сложно не согласиться. О приватизации памятников говорили уже не единожды, о недокомплекте законодательства в области охраны культурного наследия - тоже. Да только все эти разговоры проблем никаких не решают. Мы только становимся свидетелями вечного противостояния общественного мнения и государственного решения. Вот, например, недавний случай с ЦДХ. Когда перспектива замены здания на фостеровский "Апельсин" стала явной, общественность взбунтовалась: в СМИ посыпались письма от работников Третьяковки и членов Международной конфедерации художников СНГ, был даже организован общественный совет по сохранению исторических центров. В ответ столичные чиновники обнародовали свои планы. "Никакого утвержденного проекта пока нет. Эта территория, конечно, может воспринять какой-то объем, который ни в коей мере не повлияет на исторический облик набережной. "Апельсин" как проект не рассматривался, да и не может он быть представлен на конкурс в том виде, в котором сейчас существует. Ведь нам нужно музейное помещение с фондохранилищем, с научными залами. Мы не исключаем возможности коммерческого использования части площади, которая и будет финансово обеспечивать музейное пространство", - заявил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Он также сказал о том, что план реконструкции ЦДХ обязательно будет представлен на общественные слушания (скорее всего, это произойдет в конце ноября), потом под этот план Московское правительство найдет инвестора, который в итоге и представит проект освоения Крымской набережной. Один к двадцати семи Впрочем, общественные слушания, по словам того же Кузьмина, мера не самая эффективная: "Проекты на обсуждение мы выносим очень часто. Но на слушания приходят 2 - 3 человека. Остальная масса появляется только на стадии реализации". Видимо, именно таким образом центр Москвы постоянно пополняется все новыми и новыми реставрационными проектами. Общественность просмотрела Военторг, Царицыно, гостиницу "Москва", да и еще огромное количество старинных сооружений, с чьих фасадов "архитекторы" убрали вековой исторический слой: мол, срок годности давно уж истек. Реставрация до сих пор считается в Москве одним из самых убыточных видов деятельности. Хотя возьмем опыт тех же США. Там уже 25 лет действует программа "Главная улица". Ее идея возникла в середине 70-х, когда в Америке стали понимать, что историческая городская среда ухудшается. Тогда Национальный Траст запустил программу "Главная улица", смысл которой был в сохранении исторических и художественных ценностей городов, но не в виде музеефицированных объектов, а в форме живого наследия, интегрированного в современную жизнь. В программу входят и реставрация зданий, и строительство новых (не диссонирующих с окружающей исторической средой). Таким образом каждый район находил четкое позиционирование в конкретном историко-градостроительном пространстве. И проект этот оказался довольно рентабельным. За 25 лет совокупный объем инвестиций в исторические районы составил 18,3 миллиарда долларов (плюс к этому было создано почти 245 тысяч рабочих мест и основано более 60 тысяч компаний). Получилось, что на каждый вложенный доллар пришлось 27 единиц вырученной американской валюты. Но международный опыт (в особенности американский) для нас, как известно, не указ. Лучше дешево сделанное новое, нежели хорошо (и, соответственно, дорого) отреставрированное старое - вот самый актуальный девиз современной политики в области охраны культурного наследия. Хотя, как отмечают специалисты, есть и приятные исключения из этого не очень приятного правила. Вот, например, дом в Колпачном переулке. Да, теперь там тоже офис. Но это не помешало осуществить там серьезные реставрационные работы. Этот дом - региональный объект культурного наследия "Палаты Д.Е.Тверитинова - Г.А.Тембоза" начала XVIII века. До реставрации здание не имело никаких особенностей (кроме возраста, конечно). Составной элемент фронтальной застройки Колпачного переулка, оштукатуренные двухэтажные палаты, последняя перестройка которых относилась к 1892 году. Но во время реставрации на фасадах здания были обнаружены следы барочного декора, а помещения цокольного этажа сохранили планировку и своды середины XVIII века. Установлено было, что палаты сформировались с 1710-го по 1764 - 65-й годы. "Уникальный декор XVIII века был отреставрирован нами почти полностью, - говорит главный архитектор проекта Валентина Федотова. - Мы восстановили первоначальные габариты оконных проемов с воссозданием утраченных наличников из тесаного кирпича, восстановили утраченные фрагменты межэтажного карниза и угловых лопаток здания. Арочные проемы центрального ризалита главного фасада были раскрыты". Архитекторы, обнаружив за штукатуркой XIX века кирпич века XVIII, сразу же решили эту находку использовать и для придания некого художественного смысла своей работе. Так получилось, что теперь первый этаж дома № 3 в Колпачном переулке представляет собой век XVIII, второй является воплощением XIX века, а уже на третьем этаже расположился недавно ушедший ХХ век. Жаль только, что увидеть все эти архитектурные достояния смогут теперь только офисные сотрудники, простым гражданам придется довольствоваться только лицезрением фасада "цвета утренней зари". Но согласитесь, что подобная охрана памятника - все-таки охрана, а не предоставление исторического объекта на растерзание времени. И для государства передача объекта культурного наследия в частную собственность - единственная возможность хоть как-то сохранить историю и культуру народа. Другое дело, что инвесторам не очень-то и выгодно вкладывать свои средства в реставрацию объекта. Чтобы сделать приватизацию более притягательной, Московское правительство, например, предлагает внести изменения в Налоговый кодекс РФ. В Москомнаследии подготовили законопроект, направленный на установление в законодательстве "четкого и ясного порядка снижения налогового бремени для собственников объектов культурного наследия, осуществляющих ремонтно-реставрационные работы на принадлежащих им объектах культурного наследия". Памятник или социальный объект ? Другая законодательная инициатива столичных чиновников - внесение изменений в городскую целевую программу по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008 - 2014 годы. По сообщению Комитета по культурному наследию города, в Москве сегодня 276 объектов культурного наследия, одновременно являющихся жилыми домами. "Большая часть из них находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в проведении реставрации", - отмечают эксперты. Впрочем, если брать не только жилые дома, но и социальную инфраструктуру московских районов, найти такие многофункциональные объекты несложно. Особенно это касается больничных комплексов (Морозовская, Русаковская больницы и многие другие). "Мы должны обсудить эти объекты и понять, что нам на самом деле необходимо: памятник архитектуры или нормальный социальный объект", - высказался по этому поводу Александр Кузьмин. Он же и привел пример 24-й больницы, которая не так давно переехала из старинной усадьбы XVIII века в современный больничный комплекс. В усадьбе же теперь разместится главный ЗАГС Москвы. По словам главного архитектора столицы, акцент в градостроительной политике будет сделан теперь на социальном направлении. "Детские сады, школы, физкультурно-оздоровительные комплексы, объекты здравоохранения - все это проза архитектуры, которой нужно уделять особое внимание, - отметил г-н Кузьмин. - Эти объекты мы будем развивать, несмотря ни на что. В городском бюджете заложено строительство ста детсадов, пятидесяти ФОКов. И никакой финансовый кризис на это повлиять не может! Скажу даже больше: сейчас из-за нехватки средств могут замораживаться крупные коммерческие проекты, и многие архитекторы уже переходят к проектированию именно социальной инфраструктуры города". Но и в такой прозаичной архитектуре есть свои проблемы: по стандартам здравоохранения и образования, социальные учреждения должны быть определенной площади, а на деле в крупных городах эти площади даже негде разместить. "А в провинции на детские сады, соответствующие всем современным нормам, просто-напросто не хватит финансирования", - отметил Александр Кузьмин. Вот и получается вечное несоответствие теории и практики, новых стандартов и старых городских пространств. Разумное решение этого историко-градостроительного диссонанса пока еще никто не предложил. Также в рубрике:
|