Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7655) 30 октября - 12 ноября 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Мы простимся на "Мосту"

Немецкие экспрессионисты в Москве

Александр ПАНОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


К.Шмидт-Ротлуф. "Деревянный мост". 1905 г.

Выставка "Художники группы "Мост". Немецкие экспрессионисты" открыта в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина уже почти два месяца. И все это время, по словам сотрудников, залы неизменно заполнены посетителями, многие из которых не просто пришли в ГМИИ и заодно заглянули на временную экспозицию, но целенаправленно хотят увидеть работы германских классиков модернизма. Тираж каталога, отлично сделанного, но довольно дорогого, уже весь раскуплен.

Однако главным доказательством интереса столичной публики к экспрессионизму стало своего рода элитарное приложение-эпилог к музейному проекту - открывшаяся на днях в частной галерее "Школа" на Неглинной улице, 15 выставка немецкого и австрийского экспрессионизма. "Школа" - галерея полузакрытая (но посещение ее возможно по договоренности), начавшая свою деятельность относительно недавно, но уже отменно зарекомендовавшая себя в антикварных кругах. Иначе западные коллекционеры не отдали бы в Россию на эту выставку около двух десятков первоклассных работ. А в стране произведений Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля, Карла Шмидт-Ротлуфа, Эмиля Нольде, Отто Мюллера (это основатели и "пассивные" члены "Моста"), а также многих других художников, привезенных на Неглинку, практически нет, по крайней мере, в музейных собраниях. Все выставленное в ГМИИ, кстати, временно предоставлено берлинским Музеем "Брюкке" (то есть "Мост" по-немецки), который целиком посвящен творчеству группы, был открыт в 1967 году по инициативе Карла Шмидт-Ротлуфа и основан на его дарах.

На выставке в ГМИИ

Вот, вероятно, отчего пользуется успехом у любителей искусства экспозиция в Пушкинском. А ее успех и определил очередной коммерческий сценарий частной галереи. Но так или иначе, немецкий экспрессионизм в осенней Москве оказался в центре внимания - бескорыстного и не очень.

Если не считать помянутой недоступности творений его конкретных перечисленных представителей в отечественных пределах, то ажиотаж объяснить все-таки сложно. Как объяснить, что такое экспрессионизм вообще - как стиль или, шире, направление, выражавшее себя не только в изобразительном искусстве, но и в архитектуре, театре, литературе, кинематографе, даже в политике.

"Никто не знает, когда начался экспрессионизм и завершился ли он в настоящее время... Экспрессионизм был пестр, противоречив, неадекватен... О нем можно говорить бесконечно и крайне трудно выбрать самое основное и самое определяющее", - пишет, например, наш крупнейший специалист по западноевропейскому искусству XX века Валерий Турчин, причем, заметьте, на страницах университетского учебника. Ему вторит из другого, уже литературного, угла переводчик и критик Виктор Топоров: "Существует множество определений экспрессионизма - как художественного направления, как творческого метода, как глобального мировидения. Правда, почти каждое из них сопровождается оговоркой о том, что на самом деле дать единое определение экспрессионизма невозможно".

Попробуем определить его апофатически, как выражаются богословы, то есть отталкиваясь от того, чем он не является, при этом держа в памяти наших героев из группы "Мост".

Собственно, с ее создания в Дрездене в 1905 году официально ведется отчет существования немецкого экспрессионизма. В программе группы, сочиненной Эрнстом Людвигом Кирхнером, говорилось о желании "обрести свободу вопреки все еще процветающим старым силам". В последнем документе "Моста", написанном все тем же Кирхнером перед самороспуском группы в 1913 году "Хронике художественного объединения "Мост", заявляется о "свободе от влияния сегодняшних течений - кубизма, футуризма и прочих" во имя "подлинного искусства". Так что, как видим, все восемь лет существования отцы экспрессионизма боролись и с классиками ("болтун Шиллер", "гипсовая маска Гете"), и с современниками в лице академизма, реализма или символизма, и даже с коллегами по авангардному цеху. И это в самом деле многое объясняет в эстетике экспрессионизма вообще.

Понятно, что в начале XX века реализм или "карнавальный" псевдоисторизм не подходили для отражения мятущегося духа времени, исполненного эсхатологических предчувствий. Благостная размытость форм у импрессионистов тоже ушла в прошлое, уступив место драматически изломанным контурам и силуэтам. Символисты с их туманной высоколобостью были слишком далеки от орущей реальности, чей истошный крик и запечатлели - каждый по-своему - экспрессионисты. Футуризм бесил своим технократическим пафосом, ведь город - это исчадие ада, концентрат ужасов современности. До переезда в Берлин, который и сломал в итоге группу, "мостовцы" коллективно отправлялись на пленэры, и основные мотивы их раннего творчества, как раз представленного в ГМИИ, - это морские виды, дюны, парки, лужайки, обнаженные купальщицы, но только изображено это все в самом деле экспрессивно, дико, угловато, в агрессивно-ярких и одновременно депрессивных цветах. С другой стороны, для художников, провозгласивших верность натуре, только понятой изнутри, эмоционально преображенной, описанной с непередаваемой личной интонацией, кубизм был слишком радикален: тут говорилось о вещи, а не о человеке, причем вещь деформировалась механически, а не эмоционально.

Зато члены "Моста" очень любили средневековые гравюры, сами резали по дереву. Ведь неслучайно свой первый манифест Кирхнер выполнил в технике ксилографии, да еще написав его не то готическими, не то руническими буквами. Апокалиптическое мировосприятие времен Дюрера было им внутренне близко. Именно к Средневековью и барокко протягивали они свой "мост", минуя классическую гармонию.

С рациональным и гармоничным XIX веком прощались первые европейские авангардисты. С них началась вакханалия актуального искусства, продолжающаяся до сих пор. Но какими мирными и тихими, в сущности, на ее фоне кажутся картины и графика "Моста". Вот еще, наверное, почему они так оказались популярны в Москве в атмосфере общих разговоров о кризисе и хаосе.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;