Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7655) 30 октября - 12 ноября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноКофе, Аллах и самосознание"Золотой минбар" объединил Китай, Норвегию и Казань Светлана ИГОРЕВА
В Казани завершился IV Международный фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар". На этот раз почему-то чаще, чем обычно, спрашивали, а что, собственно, являет собой "мусульманское кино", упрекали организаторов в том, что непосредственно мусульманского в фестивальном кино и не хватает. Представители международных фестивалей из других стран советовали вообще отказаться от такого рода определения. В основной конкурсной программе нынешнего "Золотого минбара" было представлено всего десять фильмов. Один из них - "Трехногая кобыла" Нурании Замалеевой - произведен в Татарстане. Как сказала режиссер, делала фильм она специально к "Золотому минбару", и по ее стопам идут еще несколько режиссеров, которые будут через год претендовать на место в фестивальной программе. Уже за одно это в адрес фестиваля можно сказать слова благодарности: глядишь, и кинопроизводство в Татарии наладится. Но об удачах пока говорить не приходится. Конечно, в день премьеры "Трехногой кобылы" зал был переполнен. Люди простояли весь фильм на ногах, поскольку не только свободных мест не было, некуда было ногу поставить. Как сказал один из причастных к проекту людей, уважаемый в Татарстане писатель Айдар Халим, повесть которого и была экранизирована (написана она 22 года назад), татарского кино пока нет, но есть тысячелетняя литература. К сожалению, татарскую прозу мало кто знает. И путь развития национального кино, по его словам, - в раскрытии пути татарского народа. Поскольку прозвучала фраза "Наш народ был обобран в течение веков", соответственно, и с жанром определились: это не должна быть трагикомедия, но только трагедия, способная зафиксировать этапы большого пути. Если отвлечься от громких заявлений, то новейшему татарскому кино явно не хватает культуры кадра, качественной драматургии, мощной производственной базы. Но все не на ровном месте возникает. Со временем, возможно, и удастся увидеть по-настоящему профессиональное и серьезное национальное кино. "Трехногая кобыла" - история репрессированной лошади по кличке Бамбук, которая вместе со своим народом прошла все беды и страдания. Времена Сталина все чаще воскрешаются в постсоветском кино. Осмысление собственной истории и духовности упорно отрабатывается на этом беспроигрышном материале. А вот другая лента, снятая в Татарстане, была показана в программе неигрового кино. "Песня, которой не слышно" Алексея Барыкина снята в телевизионном формате, но сделана на живом материале, потому и воспринимается эмоционально. Посвящена она глухим людям, которые и присутствовали в зале. Алексей Барыкин считает, что мир глухих - это мир романтический. В Казани в 2001 году была создана программа по социальной адаптации глухих, в рамках которой студенты получали высшее образование, осваивали востребованные профессии, занимались искусством. Героиня фильма даже стала вице-мисс красоты на одном из конкурсов, а на премьере в Казани не присутствовала по той причине, что участвовала в конкурсе жестовой песни в Твери. Есть такое понятие: человек поет, пускай его не слышат слушатели, но язык жестов так выразителен, что мелодия воздействует на аудиторию. "Мы такие же, как вы, только не слышим", - обратились посредством сурдопереводчика участники этой картины к собравшейся публике. Конечно, самым грандиозным фильмом игрового конкурса стала более чем трехчасовая лента из Индии "Джодха и Акбар" Ашутоша Говарикера (она и получила Гран-при, разделив его с иранской лентой "Ми"для мамы") с красавицей Айшварьей Рай в одной из главных ролей, ставшей в последние годы символом индийского кино. Естественно, это история любви с привычными танцами и песнями, но это и настоящая историческая сага, относящаяся к XVI веку. Великий могол и мусульманин Джалалудин Акбар по долгу женился на принцессе Раджпута, исповедующей индуизм. А оказалось - по любви. Страсти разгораются нешуточные, показано это так ярко и так красиво снято, что приходится только удивляться. Еще бы редакторские ножницы вовремя принесли создателям, тогда бы можно было освободиться от ненужных сцен, пошедших фильму явно не на пользу. Женская половина зала, почти поголовно в хиджабах, на этой картине заливалась слезами и могла бы не покидать зал еще час и два, и три. В программе также присутствовали иранская картина "Каждая ночь одиночества" (режиссер Расул Сандрамели удостоен приза за режиссуру), тунисская лента "Несчастный случай", "Почти взрослая" из Великобритании, "Солнечное око" из Египта, "Ревность памяти" Фатыха Джалалова из Узбекистана, "Удостоверение личности" из Сирии (режиссер картины Гассан Шмеит прекрасно говорит по-русски, женат на украинке и внешне похож на Параджанова). Но наибольший успех и у публики, да и у многих журналистов, имела американская лента "Пристроенные" Дианы Креспо и Штефана Шефера. Люди хотели видеть позитивное кино (так и говорили), и они его получили. Если бы не сладенький финал, то фильм этот мог бы стать чем-то более серьезным. Это история двух женщин - мусульманки и ортодоксальной еврейки, которые идут по жизни рядом. Вместе работают, ищут женихов, обзаводятся мужьями и рожают детей. Помогают друг другу, чем только могут, невзирая на различия семейных укладов и традиций. Получилась симпатичная и очень нежная картина, вот только не смогли в определенный момент режиссеры фильма сдержать свои чувства и растеклись по древу излишними излияниями. В неигровой программе был представлен американский фильм "Такси на темную сторону" Алекса Гибни - еще одна трагическая история о Гуантанамо и других тюрьмах, в которые заключают предполагаемых и явных террористов. Пытки, которым подвергаются содержащиеся там люди, чудовищны. Причем это не только физическое истязание, но и психологические формы воздействия. Для жителя Афганистана испытанием оказывается сам факт, что его заставляют смотреть в лицо женщине, чего не допускает его воспитание. Некоторые из тех людей, что занимались истязанием заключенных, ныне лишились работы и не имеют никакой возможности ее найти. И они не понимают, как такое стало возможно, ведь они лишь выполняли задание, поступившее свыше. Но награду получила "Запрещенная ложь" Анны Броиновски (Австралия) о девушке, выполнявшей задание ФБР. Среди гостей и участников фестиваля были самые разные люди, может быть, не было былого многообразия лиц, как год назад, когда мы наблюдали прямо-таки парад тюбетеек самых разных стран, самые экзотические одеяния гостей, прибывших из дальних стран. На закрытие пожаловала Изабель Аджани, которая стала привычной гостьей на постсоветских просторах. В сентябре она побывала в Астане на фестивале "Евразия", и тоже со свитой, состав которой всякий раз поражает устроителей. Приезжал в Казань и Эльдар Рязанов. Петр Лом, которого все так полюбили на фестивале, родился в Праге в 1968 году и сразу же был вывезен родителями на постоянное жительство в Канаду. Теперь он снимает кино в китайской провинции Ксиньян, рассказывающее об уйгурах-мусульманах. Производство его фильма "На натянутом канате" - норвежское. Сам Петр прекрасно говорит по-английски, владеет русским, вечно путешествует по экзотическим землям. Не так давно снимал кино в Киргизии. Сима Урале сняла свой фильм "Кофе и Аллах"(отмечен жюри среди короткометражек) в Новой Зеландии, а ее героиня - из Эфиопии, любительница кофе, бадминтона и Ислама. Такова биография фестиваля и его отдельных представителей. Также в рубрике:
|