Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7660) 4-10 декабря 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

ДЕМЬЯН КУДРЯВЦЕВ: Идеальная книга - анонимна

ПЕРСОНА

Сергей ШАПОВАЛ
Фото ИТАР-ТАСС


Д.Кудрявцев

Персона Демьяна КУДРЯВЦЕВА удивляет: ему удалось совместить явления, казалось бы, несовместные. Он успешно занимался разнообразным бизнесом и в России, и за ее пределами и вдруг один за другим выпустил два сборника стихов, привлекших внимание широких кругов - от Андрея Вознесенского до Эдуарда Лимонова. В текущем году появился первый роман Кудрявцева "Близнецы". Небольшой по объему текст вместил в себя немало: лихо закрученную историю, ритм, удерживающий читательское внимание, поэтичность прозы, временами превращающуюся в стихи, записанные обычной строкой. "Близнецы" были номинированы на Премию Андрея Белого и попали в шорт-лист премии.

- Демьян, скажите несколько слов о себе, чтобы была понятна канва вашей жизни .

- Нет никакой специальной канвы, я представитель поколения 1990-х. Несколько раз я уезжал работать в разные страны, в частности в Израиль и в Англию. Родился я в Ленинграде, все время между разъездами по разным странам жил и работал в Москве. В "Коммерсанте" я уже скоро четвертый год, до этого в разных местах занимался разного рода интернет-компаниями, связью и т.д. Учился в разных местах, но начинал на факультете журналистики ЛГУ. Собственно говоря, и все.

- Когда я узнал, что автор стихов и романа "Близнецы" и генеральный директор большого издательского дома - одно и то же лицо, я был немало удивлен. Если бы вы были главным редактором газеты, это еще понятно, но генеральный директор, заботящийся о финансах и пишущий стихи и прозу, просто вызывает изумление. Как вам удается совмещать эти виды деятельности ?

- О том, как мне удается быть генеральным директором, надо спрашивать акционеров, а о том, как удается писать, - читателей. Я с этим чувствую себя вполне комфортно, хотя эта позиция в социальном плане не очень приятна. Про Дениса Давыдова говорили: он лучше всех из поэтов машет шашкой и лучше всех из гусар пишет стихи. В завуалированной форме это свидетельствовало о том, что и то, и другое он мог бы делать лучше. Повторюсь, я чувствую себя нормально, для меня это способы самореализации. Механика у этих двух процессов разная, а эмоции, которые при этом возникают, схожи. Настоящий бизнес и настоящая литература - это реализация права на высказывание. Например, есть люди, которые могут совмещать писание картин и стихов. В моем случае сочетание такое.

- Писание картин и стихов - понятное сочетание. Ваш бизнес связан с бесконечной круговертью, этим нельзя заниматься, обдумывая эффектную фразу в пишущемся романе .

- Вы думаете, если бы я был более свободным, я больше написал бы? Это работает не так. Время, которое существует между возможностями написать тексты, нужно занять, так лучше чем-нибудь общественно полезным.

- Давайте поговорим о творчестве. Как к вам приходят стихи ?

- Я не буду отвечать на этот вопрос.

- Почему ?

- Психология творчества - это, с моей точки зрения, наука, в которой я не специалист, к тому же в русском поле она плохо разработана. Говорить на эту тему поверхностно я не хочу, а говорить серьезно не умею. К тому же серьезный разговор мало кому интересен. Каким образом все твои переживания конвертируются в независимый от тебя продукт, каким текст и должен быть, - предмет отдельной области знания, рефлексия по поводу которой может мне помешать. Осознание этого процесса - что-то вроде размышлений сороконожки о том, какой ногой ей нужно идти.

- Вы пишете стихи и прозу, чем они для вас друг от друга отличаются ?

- Массой - больше ничем. Стихотворение на сегодняшний день - это способ наиболее лаконичной передачи сообщения, чувств, эмоций. Я не говорю, что не бывает иначе. Есть словоохотливые авторы, есть поэты, использующие большие словарные массы, работающие большими пластами. Я этого не только не умею, мне это неинтересно у других. Я считаю, что поэзия - это упражнение в лаконизме. В прозе рассказывается некая история, здесь необходим инструментарий, который позволит взять больший вес с точки зрения массы высказывания. Кроме того, проза связана с дисциплиной, в ней больше физического труда. Поэзия - труд стахановский, а проза - галерный. Их надо чередовать, но это чередование зависит не только от того, в каком состоянии ты сегодня пребываешь, но и от возраста. Что понятно: вызревание большего массива материала требует от тебя большего опыта. Для русской литературы вполне естественным является путь от рассказа к роману, от стихов к прозе. Иначе говоря, сначала ты прыгаешь с парашютом, а потом собираешься полететь в космос.

- Есть проза поэтов и есть стихи прозаиков, по-моему, стихи Набокова - это стихи прозаика. Ваш роман поэтичен, вы не просто рассказываете историю .

- Это от беспомощности. С Набоковым история простая. Действительно, зная Набокова-прозаика, мы меняем угол зрения на его стихи. Но на самом деле он находится в рамках общей логики: первые стихи он написал в тринадцать лет, напечатал в шестнадцать, до первой прозы он издал три сборника стихов. Он просто еще не знал, что он прозаик, а текст уже знал. У текста есть свое знание, которое нужно разрешить. Моя проза устроена таким образом, как она устроена, именно потому, что я взялся за нее, не имея никакого прозаического опыта. Я начал рассказывать историю тем способом, который во мне сидел.

- Но за этим не было желания написать длинное стихотворение ?

- В конечном варианте книжки я всячески пытался снизить зависимость прозы от формальных поэтических признаков - ритмизованности, рифмы и т.д. Это не произошло полностью, да этого и не должно было произойти. Кроме меня у этой книжки есть еще и герой, которому удобнее так рассуждать. Он все время разговаривает со своей копией, поэтому фраза все время возвращается к нему. Я не стал лишать его этой особенности речи, для того чтобы он остался самим собой. Эта исповедальная интонация сродни поэтической. Сегодня я писал бы не так, текст был начат давно, писался долго, его задачей было выдержать большую и многослойную историю. Я этому научился, следующий текст будет написан иначе.

- На чем вы выросли как литератор ?

- Вся адресация в "Близнецах" видна невооруженным взглядом. Там названы все, в том числе люди, которые сформировали у меня и у моего героя именно такой способ думать. Они принадлежат к литературе второй половины XX века, у них есть родители в литературе первой половины XX века. Каждое место, в которое попадает мой герой, связано с определенной литературой. Все понятно с Латинской Америкой, с Колумбией как маркесовской родиной, рождение героев вместе с созданием государства - это Рушди, все, что связано с Хемингуэем, просто прописано открытым текстом и т.д. Это не постмодернистский прием, это собрание благодарностей, которое сделало возможным существование моего героя. Эта книжка напоминает школьное сочинение на тему "Что я прочитал за лето".

- Вы хотите сказать, что написали традиционный роман ?

- Он композиционно нетрадиционный, он нетрадиционен для русской литературы с точки зрения набора тем и т.д. Но это не эксперимент ради эксперимента, я не ставил задачей создание нового жанра. Да, я хотел написать классический авантюрный роман или классическую семейную сагу на том материале, который у меня был под руками. Я не ставил перед собой никаких формальных задач. "Поэта далеко заводит речь", - это мой случай. Я придумал героя, город, в котором он живет, все это было сложено из кирпичиков литературы XX века, дальше все ритмически развивалось само. Я не горжусь признанием в беспомощности, тем, что создал мало управляемую вещь. Я свое дело сделал, книжка живет своей жизнью, дальше - работа читателя. Мне хотелось бы, чтобы эта работа не была слишком тяжелой.

- Читателю интересно, кто это написал, как написал, откуда история взялась и т.д .

- Очень жаль. Это попытка привнести в текст то, чего там нет. Идеальная книга - анонимна. Понятно, что ее в таком виде нельзя продать, поэтому авторы являются одним из инструментов продвижения текста, его брендирования, но это не имеет отношения к литературе. Если бы мы не знали, кто написал "Евгения Онегина", разве этот текст был бы менее великим?

- Давайте представим себе, что мы собрали все великие пушкинские тексты и забыли об авторе, разве это не обеднило бы культуру ?

- Культуру обеднит, литературу - нет. Есть сторонники другого подхода, я не хочу сказать, что он неправильный. Есть масса людей, выстроивших на собственной биографии культурное явление. Мне это не кажется убедительным, тут есть нечто, напоминающее костыли. Любое явление интересно рассматривать в пределе. Если для того, чтобы мы оценили творчество Мандельштама, ему обязательно было умереть в лагере, то это требование, предъявляемое к личности, недопустимо. Мне хочется, чтобы ребенок был самостоятельным, чтобы он поступал в институт не потому, что его папа является кем-то. Написанный текст должен быть самостоятельным. Это позволит относиться к себе требовательно. Если ты знаешь, что здесь текст можно поддержать собой, политикой и т.д., ты себе облегчишь задачу. Мне этого не хочется.

- А вас интересует реакция на ваши стихи и прозу ?

- Как писателя нет, как социальному животному мне это интересно.

- Как вы разделяете эти состояния ?

- Пока я пишу, мне реакция неинтересна, когда книжка живет самостоятельно, - интересна. Сравнение с ребенком, по-моему, очень точное. Мне хочется, чтобы моему ребенку ставили пятерки и гладили по голове, но не потому, что я имею к нему отношение.

- Вас может огорчить разгромная рецензия на вашу книгу ?

- Огорчить способна, повлиять на то, как я считаю нужным работать, нет.

- Но обратная связь для вас важна ?

- Как у всякого человека, у меня есть узкая референтная группа людей, которые мне дороги. Их мнение о чьем угодно тексте мне ценно, к ним я прислушиваюсь. Но ведь я не смогу прыгнуть на пять метров, только оттого что кто-то мне скажет, что сегодня на два метра прыгать не модно. То, о чем идет речь, имеет отношение не к творчеству, а к социуму.

- Вы любите поболтать о литературе? Я говорю о подобии принятых в 1970 - 1980-е годы бесконечных - совершенно бескорыстных - разговорах и спорах о литературе .

- Такие разговоры ценны сами по себе. Лучшие критики, лучшие говорящие о литературе обычно к творчеству отношения не имеют. Это вообще другой жанр. Есть такой способ развлечения - говорить о культуре. Он полезен: для души, для интеллекта, для прочего. Но он не помогает прыгать. Разговор о футбольной трансляции матча не содействует голу на поле. Это другой способ времяпрепровождения. Очень приятный! Но как к автору он ко мне не имеет отношения.

- Надо понимать, проблемы самоопределения для вас не существует. Вы сказали, что ваш роман не постмодернистский, но и не традиционный. Какой - это не важно ?

- Совсем простой вопрос: зачем вы пишете и зачем читаете?

- Чтение для меня физическая потребность сродни еде. Хороший текст меня наполняет и преобразует ровно так же, как это делает еда .

- Если не есть - умрешь, без чтения с вами произойдет то же самое?

- Да. Для меня это некоторая физическая потребность, которая мне вполне нравится. Другое дело, что не возникает достаточного количества хороших текстов, но всегда есть хорошие старые тексты, которые тебя поддержат .

Пишу я крайне редко и мало. Кроме потребности потребления, у меня есть потребность высказывания, которую тоже нужно удовлетворить. Необходимо от себя что-то отпустить, иначе оно тебя ест, разрушает, мучает.

- То есть это - не могу молчать ?

- Точнее сказать - не могу не мычать. Не могу молчать - это когда человек знает, что он хочет сказать. Не могу молчать - не могу промолчать! Это социальная потребность. Я же все время веду речь о потребности физиологической и душевной. Они сейчас ценны. В социальном плане промолчать - это высшее достоинство. Иногда хочется кому-нибудь заплатить, чтобы он не говорил.

- Значит, вы говорите о чем-то распирающем, что вам необходимо выпустить вовне ?

- Да. Но дальше вступает в дело профессия. Я вам приведу такой пример. У меня есть друг - танцор. Он встает поутру и танцует, потому что у него в этом есть физическая потребность. Но дальше ему хочется, чтобы он танцевал хорошо, а не плохо. Чтобы он управлял танцем, а не наоборот. И так далее.

- Как вы смотрите на современную нашу литературу ?

- С ней все в порядке. Литература не существует сама по себе, она находится в той же точке, что и общество. В России как в литературоцентричной стране она обществу равна.

- А вы считаете, что Россия остается литературоцентричной ?

- Безусловно. Это онтологическое явление, оно никуда не денется - нет другого способа выражаться.

- Вы хотите сказать, что у нас это записано в ДНК ?

- Да, в социальной ДНК записано.

- Но социум кардинально изменился по сравнению с советскими временами, когда книги были всем. Сейчас - это всего лишь книга .

- Русская литература длиннее любой социальной формации, которая у нас была. Она была после крепостного права, после большевиков, никуда она не денется. Она связана с более глубинными явлениями - этническими, религиозными т.д. В разные эпохи русская литература играла важную роль. Настолько важную, что можно сказать: русская культура - это слово.

Русские художники - второго ряда, русские музыканты - второго ряда, о русских архитекторах я разговаривать вообще не хочу. Русская литература породила словесное высказывание. Если в определенные периоды его нужно поддержать гитарой или синтезатором, это было поддержано, если была необходима визуальная поддержка, появлялись художники-авангардисты, но всегда это было словесное послание. Это никуда не делось, на моей жизни, думаю, никуда не денется.

Литература - это не значки, напечатанные на листе бумаги. Это текст, который будет существовать в разных формах. Он знал книги, журналы, магнитофонные записи, сегодня он знает файлы, завтра появится еще какая-нибудь форма существования. Мы определяем культуру по цитате, по высказыванию, когда все понимают, о какой эпохе или явлении идет речь. Другой памяти у нас нет. Мы помним только слова. Мы не способны повторить ни одну сложную мелодию. Попросите русского человека простучать даже простой мотивчик, это будет первая доля. Он не в состоянии простучать синкопу, у него нет внутреннего ритмического многообразия, какое есть, скажем, у обитателя Ямайки. Такова наша особенность.

Также в рубрике:

ПЕРСОНА

ПРОЧИТАНО

НОБИЛЕТЕТ

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

НОВИНКИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;