Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7660) 4-10 декабря 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Не только "быстро и громко"

Завершился конкурс юных пианистов в ЦМШ

Евгения КРИВИЦКАЯ


Выступает А.Аристов (Гран-при)

Конкурсы юных исполнителей в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории ведут свою историю с 2003 года. Каждый раз организаторы, во главе с директором ЦМШ Александром Якуповым, стремятся обновить стандартный шаблон состязания, найти объединяющую идею, открывающую новые грани талантов молодых. Пятый международный конкурс пианистов, только что завершившийся в стенах ЦМШ, был посвящен Францу Листу - одному из самых ярких новаторов в сфере фортепианного искусства.

На пресс-конференции председатель жюри, профессор Московской консерватории Ирина Плотникова, говорила о том, что "в юности любят играть быстро и громко. И музыка Листа позволяет реализовать эти желания. Получится ли раскрыть ее глубину, красочность - покажет конкурс".

Можно сказать, что представителям младшей группы (не более 13 лет) играть Листа (да и не только его) было сложновато. На первом туре, кроме обязательного листовского этюда, требовалось исполнить Прелюдию и фугу Баха и часть из сонаты Моцарта. Конечно, это базовые композиторы в школьной программе, но в 10 - 12-летнем возрасте они звучат чаще всего по-ученически. Слышна больше работа педагога и общая музыкальность ребенка, а индивидуальность, личностное отношение проявляются позднее. Что и подтвердили выступления конкурсантов старшей группы (от 14 до 20 лет). Казалось бы, разница небольшая, но для юных музыкантов каждый год - это и наращивание мастерства, и прибавление опыта, не только концертного, но и жизненного, что важно для интерпретации, скажем, романтической музыки.

Поэтому после двух туров прослушивания младшей группы (во втором - свободная программа с включением любой пьесы или транскрипции Листа) было принято мудрое решение: отметить всех участников, пятерку отважных малышей, - Александру Касаткину, Ким Хюнчжи, Ли Ихао, Василия Сальникова, Марка Федорова - дипломами. И хотя среди них не было яркого лидера, член жюри из США Томас Мастроянни высказал восхищение профессиональным уровнем ребят: "Лист был бы рад услышать каждого из участников, но особенно маленьких пианистов. Поэтому каждый из них - победитель".

Напряженным вышло состязание в старшей группе. Три тура (финал - один из концертов Листа с оркестром) позволили выбрать чрезвычайно ярких и в достаточной степени сформировавшихся музыкантов. Гран-при конкурса "Посвящение Листу" (10 000 долларов) завоевал 18-летний Арсений Аристов, выпускник ЦМШ, а ныне - студент Московской консерватории. Первую премию (5000 долларов) получил 14-летний Хуан Наньсун (Китай), а третье место (2000 долларов) присудили 16-летнему Эдуарду Левицкому (Колледж при Саратовской консерватории). Так получилось, что в финале все трое играли Первый концерт Листа, и можно было оценить непохожесть участников, их сильные и слабые стороны.

Арсений Аристов - обладатель букета лауреатских званий, - пожалуй, лучше всех взаимодействовал с оркестром. Получилась действительно целостная интерпретация, где солист не только блистал виртуозностью, но и обращал внимание на соло в оркестре, превращаясь в этот момент в чуткого ансамблиста. Хуан Наньсун - крепкий пианист, особенно запомнившийся безупречным исполнением Венгерской рапсодии № 2 Листа на концерте лауреатов. В финале его интерпретация концерта показалась довольно приземленной, хотя техническая сторона была на высоте. А вот наибольшую индивидуальность и естественное ощущение сущности музыки Листа, как представляется, проявил Эдуард Левицкий. Ему особенно удались лирические эпизоды концерта, в которых он сумел передать мистическую поэтичность листовской лирики. Прекрасно аккомпанировал симфонический оркестр ЦМШ под управлением Александра Якупова (как всегда совмещающего в одном лице и радушного хозяина конкурса, и члена жюри, и дирижера); оркестр очень вырос с прошлого конкурса, обрел свое звучание. Слушая качественную и музыкальную игру духовиков (в аккомпанементе к этому концерту немало "знаменитых" каверзных мест), хотелось невольно поставить их в пример иным взрослым коллективам. Кроме всего, для ребят это - огромная школа, освоение азов профессии оркестранта. Ведь в недалеком будущем многие из них сядут в оркестры, и хорошо, что уже не новичками.

Очевидно, что конкурс ЦМШ - не рядовое событие. Важно, что проходит он при финансовой поддержке Министерства культуры России (грант федеральной программы "Культура России"), благодаря которой стало возможным пригласить в жюри уважаемых музыкантов, в том числе - профессоров Центральной пекинской консерватории Ин Ву и Сеульской консерватории Ли Мин Сук, заведующего фортепианным факультетом в Бостонском университете Боаза Шарона (США), ведущего музыкального обозревателя газеты "Дейли телеграф" Джеффри Норриса (Великобритания). Россию также представлял профессор Валерий Пясецкий. Несмотря на кризис, нашлись и меценаты - например, президент фонда "Счастливый мир" Александра Смоленская, которые помогли сформировать призовой фонд и, в частности, наградить поощрительными денежными призами четырех талантливых участников второго тура, не вышедших в финал: Сергея Белявского, Пань Линьцзы, Наталью Соколовскую, Константина Сергеева.

Сложно перечислить всех, но, например, "Ротари-клуб" подарил С. Белявскому рояль, что по нынешним временам - царский приз. Фонд Владимира Спивакова пригласил Пань Линьцзы принять участие в концерте в Доме музыки. И поскольку главное для молодых музыкантов - это возможность выступать, реализовывать себя, то все члены жюри приняли решение: организовать лауреатам в своих странах концерты. Ну а "Посвящение Листу", столь успешно прошедшее, захотелось повторить еще раз - в 2011-м, в год 200-летия со дня рождения композитора. Готовиться надо уже сейчас.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;