Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7660) 4-10 декабря 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаНе только "быстро и громко"Завершился конкурс юных пианистов в ЦМШ Евгения КРИВИЦКАЯ
Конкурсы юных исполнителей в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории ведут свою историю с 2003 года. Каждый раз организаторы, во главе с директором ЦМШ Александром Якуповым, стремятся обновить стандартный шаблон состязания, найти объединяющую идею, открывающую новые грани талантов молодых. Пятый международный конкурс пианистов, только что завершившийся в стенах ЦМШ, был посвящен Францу Листу - одному из самых ярких новаторов в сфере фортепианного искусства. На пресс-конференции председатель жюри, профессор Московской консерватории Ирина Плотникова, говорила о том, что "в юности любят играть быстро и громко. И музыка Листа позволяет реализовать эти желания. Получится ли раскрыть ее глубину, красочность - покажет конкурс". Можно сказать, что представителям младшей группы (не более 13 лет) играть Листа (да и не только его) было сложновато. На первом туре, кроме обязательного листовского этюда, требовалось исполнить Прелюдию и фугу Баха и часть из сонаты Моцарта. Конечно, это базовые композиторы в школьной программе, но в 10 - 12-летнем возрасте они звучат чаще всего по-ученически. Слышна больше работа педагога и общая музыкальность ребенка, а индивидуальность, личностное отношение проявляются позднее. Что и подтвердили выступления конкурсантов старшей группы (от 14 до 20 лет). Казалось бы, разница небольшая, но для юных музыкантов каждый год - это и наращивание мастерства, и прибавление опыта, не только концертного, но и жизненного, что важно для интерпретации, скажем, романтической музыки. Поэтому после двух туров прослушивания младшей группы (во втором - свободная программа с включением любой пьесы или транскрипции Листа) было принято мудрое решение: отметить всех участников, пятерку отважных малышей, - Александру Касаткину, Ким Хюнчжи, Ли Ихао, Василия Сальникова, Марка Федорова - дипломами. И хотя среди них не было яркого лидера, член жюри из США Томас Мастроянни высказал восхищение профессиональным уровнем ребят: "Лист был бы рад услышать каждого из участников, но особенно маленьких пианистов. Поэтому каждый из них - победитель". Напряженным вышло состязание в старшей группе. Три тура (финал - один из концертов Листа с оркестром) позволили выбрать чрезвычайно ярких и в достаточной степени сформировавшихся музыкантов. Гран-при конкурса "Посвящение Листу" (10 000 долларов) завоевал 18-летний Арсений Аристов, выпускник ЦМШ, а ныне - студент Московской консерватории. Первую премию (5000 долларов) получил 14-летний Хуан Наньсун (Китай), а третье место (2000 долларов) присудили 16-летнему Эдуарду Левицкому (Колледж при Саратовской консерватории). Так получилось, что в финале все трое играли Первый концерт Листа, и можно было оценить непохожесть участников, их сильные и слабые стороны. Арсений Аристов - обладатель букета лауреатских званий, - пожалуй, лучше всех взаимодействовал с оркестром. Получилась действительно целостная интерпретация, где солист не только блистал виртуозностью, но и обращал внимание на соло в оркестре, превращаясь в этот момент в чуткого ансамблиста. Хуан Наньсун - крепкий пианист, особенно запомнившийся безупречным исполнением Венгерской рапсодии № 2 Листа на концерте лауреатов. В финале его интерпретация концерта показалась довольно приземленной, хотя техническая сторона была на высоте. А вот наибольшую индивидуальность и естественное ощущение сущности музыки Листа, как представляется, проявил Эдуард Левицкий. Ему особенно удались лирические эпизоды концерта, в которых он сумел передать мистическую поэтичность листовской лирики. Прекрасно аккомпанировал симфонический оркестр ЦМШ под управлением Александра Якупова (как всегда совмещающего в одном лице и радушного хозяина конкурса, и члена жюри, и дирижера); оркестр очень вырос с прошлого конкурса, обрел свое звучание. Слушая качественную и музыкальную игру духовиков (в аккомпанементе к этому концерту немало "знаменитых" каверзных мест), хотелось невольно поставить их в пример иным взрослым коллективам. Кроме всего, для ребят это - огромная школа, освоение азов профессии оркестранта. Ведь в недалеком будущем многие из них сядут в оркестры, и хорошо, что уже не новичками. Очевидно, что конкурс ЦМШ - не рядовое событие. Важно, что проходит он при финансовой поддержке Министерства культуры России (грант федеральной программы "Культура России"), благодаря которой стало возможным пригласить в жюри уважаемых музыкантов, в том числе - профессоров Центральной пекинской консерватории Ин Ву и Сеульской консерватории Ли Мин Сук, заведующего фортепианным факультетом в Бостонском университете Боаза Шарона (США), ведущего музыкального обозревателя газеты "Дейли телеграф" Джеффри Норриса (Великобритания). Россию также представлял профессор Валерий Пясецкий. Несмотря на кризис, нашлись и меценаты - например, президент фонда "Счастливый мир" Александра Смоленская, которые помогли сформировать призовой фонд и, в частности, наградить поощрительными денежными призами четырех талантливых участников второго тура, не вышедших в финал: Сергея Белявского, Пань Линьцзы, Наталью Соколовскую, Константина Сергеева. Сложно перечислить всех, но, например, "Ротари-клуб" подарил С. Белявскому рояль, что по нынешним временам - царский приз. Фонд Владимира Спивакова пригласил Пань Линьцзы принять участие в концерте в Доме музыки. И поскольку главное для молодых музыкантов - это возможность выступать, реализовывать себя, то все члены жюри приняли решение: организовать лауреатам в своих странах концерты. Ну а "Посвящение Листу", столь успешно прошедшее, захотелось повторить еще раз - в 2011-м, в год 200-летия со дня рождения композитора. Готовиться надо уже сейчас. Также в рубрике:
|