Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7660) 4-10 декабря 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Сократ на ярмарке

В ЦДХ завершила работу "Non-fiction №10"

Елена ГАРЕВСКАЯ
Алена СЕМЕНОВА
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


на ярмарке

Завершившаяся в ЦДХ Международная книжная ярмарка интеллектуальной литературы "Non-fiction №10" со всей очевидностью продемонстрировала: на сегодняшний день она - лучшая в стране. Те, кто побывал на последней Красноярской ярмарке книжной культуры (КРЯКК), утверждают, что она почти превзошла Московскую международную книжную выставку-ярмарку (ММКВЯ) и выходит на новые рубежи. Однако вряд ли ей удастся сместить со своих позиций "Non-fiction".

Ярмарка интеллектуальной литературы обладает комфортным масштабом и человеческим измерением. Это не только умные книги, это - возможность пообщаться со знакомыми, послушать и даже поучаствовать в дельных дискуссиях. Короче говоря, повышенный градус интеллектуализма создает особую атмосферу. Что особенно ценишь, когда вспоминаешь ревущий павильон № 57 на ВВЦ, где на сцене то танцуют дети, то поют взрослые, напротив, на стендах, без пауз объявляются встречи с авторами нашумевших бестселлеров, а вокруг вавилонское столпотворение и абсолютно отсутствует возможность перемолвиться словом. Как сказал глава издательства "Ad Marginem" и член экспертного совета ярмарки "Non-fiction" Александр Иванов, "мы не хотим, чтобы книги, представленные здесь, возникали из духа рынка. Это камерная выставка, и пусть она и впредь будет такой, а не тем, что должно расширяться и распространять свои щупальца на всю культурную зону". Так что дух приветливости и гуманизма за 10 лет не выветрился и царил на стендах, в семинарских зонах и любом из дискуссионных залов.

Экономическая составляющая ярмарки интеллектуальной литературы вполне доступна. Один квадратный метр выставочной площади вместе с оборудованием, взятым напрокат на время мероприятия, стоит 3 тысячи рублей. Стенды, как правило, неброские и по оформлению и по занимаемой территории - в среднем 4 - 5 квадратных метров. Таким образом участвовать в "Non-fiction №10" могли себе позволить маленькие и небогатые издательства. Кстати, уровень продаж за 5 дней ярмарки, хотя и менее внушителен, чем на ММКВЯ, но вполне сопоставим.

Ответы, которых нет в словарях

Одним из громких событий "Non-fiction №10" стало объявление о создании нового издательства "Corpus", основанного Варварой Горностаевой и Сергеем Пархоменко, и вхождении его в АСТ. Издательская группа АСТ - настоящий монстр коммерческого книгоиздания, объединяющая более 60 издательств, в их числе такие известные, как "Зебра", "Астрель" или "У-Фактория". Варвара Горностаева и Сергей Пархоменко покинули издательства "Иностранка" и "КоЛибри", которые выпускали интеллектуальную переводную литературу, а также книги Григория Чхартишвили, Петра Вайля, Сталика Ханкишиева, Леонида Парфенова. Такую же стратегию Пархоменко и Горностаева намерены сохранить в рамках АСТ. "В стране есть довольно много разных издательств, которые, особенно в нынешних обстоятельствах, были бы не прочь присоединиться к крупной издательской структуре. У АСТ нет никаких других резонов с нами сотрудничать, как хотеть издавать ту литературу, которую мы издаем. Для меня в этом - некоторый залог успеха. Правда, есть такое французское выражение: "Вот, купил себе балерину". Конечно, издательская группа АСТ купила себе балерину и может попробовать переквалифицировать ее в грузчика, например, или в посудомойку, но не факт, что та будет хорошо грузить или хорошо мыть посуду. А вот танцевать она умеет. Мне кажется, что они нас купили для танца, а не для каких-то других задач", - так прокомментировал вхождение издательства "Corpus" в АСТ Сергей Пархоменко.

Не только новые издательства являли себя публике и миру на "Non-fiction №10", новая премия "Просветитель" (вручается за научно-популярную литературу), учрежденная Фондом некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия", объявила своих первых лауреатов. В короткий список премии вошли: Александр Звонкин ("Малыши и математика"), Максим Кронгауз ("Русский язык на грани нервного срыва"), Андрей Остальский ("Краткая история денег"), Марина Сванидзе ("Исторические хроники с Николаем Сванидзе"). Первым "Просветителем" стала Марина Сванидзе - автор двухтомника, в основе которого сценарий телесериала, прошедшего на канале "Россия". Она получит премию 600 тысяч рублей, а издательство "Амфора", выпустившее книгу, 120 тысяч рублей на ее продвижение. Помимо этого, Марина Сванидзе войдет в жюри премии и в следующем году станет одной из тех, кто будет определять нового победителя "Просветителя". Специальными призами были отмечены книги выдающихся российских ученых, которых уже нет с нами: Михаила Гаспарова "Капитолийская волчица: Рим до цезарей" и Аркадия Мигдала "От догадки до истины". Оргкомитет премии выкупит и разошлет по библиотекам страны 1000 экземпляров книги лауреата и по 500 экземпляров книг-финалистов. Хорошее начало - половина дела.

Свой 50-летний юбилей на ярмарке отметила весьма интересная институция: на стенде культурно-просветительской программы "СЛОВАРИ XXI ВЕКА" состоялась презентация "50 лет Справочной службе русского языка: ответы, которых нет в словарях". Справочная служба русского языка была создана при Институте русского языка еще С.И.Ожеговым и пережила разные времена. Вначале она отвечала на письма граждан, позднее появилась возможность отвечать на вопросы по телефону, теперь она переместилась в Интернет и работает на сайте программы "СЛОВАРИ XXI ВЕКА", давая развернутые ответы на вопросы любой степени сложности.

Эти старательные финны

Финляндия в качестве почетного гостя присутствует на ярмарке интеллектуальной литературы уже второй раз. Она привезла разнообразнейшую, с акцентом на детскую аудиторию, экспозицию и представительную - 50 человек - делегацию. Литература Финляндии молода и существует на финском и шведском языках. Говорящих по-шведски финнов всего 6 процентов, но доля этих книг гораздо весомее.

Финны - читающая нация, их признают самыми старательными читателями в мире. Они активно посещают библиотеки или уединяются с книжкой дома. Читающего в транспорте в стране Суоми вы не встретите. Роль писателя в Финляндии почетна, он формирует общественное мнение и комментирует важные политические события. Очень популярна в жизни общества поэзия. "Поэтический суд" - одна из популярнейших у нас интерактивных телепередач, - говорит директор Информационного центра литературы Финляндии Ирис Шванк. - Зрители живо обсуждают стихи, голосуют, выбирая лучшие. А каждое издательство считает своим долгом выпускать сборники поэзии". Самая престижная литературная премия Финляндии в 30 тысяч евро присуждается по трем номинациям: роман, детская и научная книга. Средние тиражи сродни нашим - 3 - 5 тысяч экземпляров. Хотя случаются и прорывы. Например, "Улица Окопная" Кари Хотакайнена (вышедшая, кстати, и по-русски в "Азбуке") выдержала тираж в 250 тысяч - для пятимиллионной Финляндии цифра, внушающая уважение. Молодых писателей государство поддерживает солидными стипендиями.

"Горячие финские книги уже здесь!" - гласил один из слоганов большого стенда Финляндии. При этом ни единой кричащей или вызывающей обложки тут не было. Выделяться у финнов не принято. Их кредо - скромность.

"Книга - верный путь для сближения наших стран и развития добрососедских отношений", - сказал посол Финляндии Матти Анттонен. Он доволен результатами "Non-fiction". Присутствие финской литературы для взрослых и особенно детей расширяется, число переводов растет. Цель - показать русскому читающему миру книги высокого качества - достигнута.

Территория познания

Из 260 мероприятий ярмарки 53 было детских. Для детей обустроили специальное пространство - "Территория познания". И здесь нельзя было оставаться пассивным. Все разрешалось трогать, пробовать, раскрашивать и даже крутить, как, например, "книжку-перемотку", изготовленную художником из Краснодара Павлом Мартыненко. Эстетика его изделий в том, чтобы непременно общаться с ними тактильно - иначе они не живут. Вышитые на льняных и кожаных, связанных узелками лентах слова соломоновой "Песни Песней" напоминали о том, что в древности существовала узелковая письменность. На "прогулках по Третьяковке" вместе с Андреем Усачевым предлагалось рифмовать любимые картины. А финский иллюстратор Маркус Маялуома рисовал с ребятами портрет папы. Вообще великолепно изданных детских книг хватало. Жаль, что на многих стендах преобладали обложки с иностранными фамилиями.

Во время презентации первого в России учебника по философии для младших классов "В поисках мудрости" можно было поучаствовать в открытом уроке, устроенном для детей и родителей школой Сократа. Одна из центральных тем, которые обсуждались в рамках насыщенной детской программы, касалась справочников, энциклопедий и того, какой должна быть нехудожественная литература для детей, каковы ее границы.

Детей на этот раз подняли на 3-й этаж, где поблизости разместился и "идеальный магазин" - работающая модель и протестный проект, привлекающий внимание к проблеме отсутствия у нас небольшого интеллектуального магазина. Таких уютных мест, за исключением "Фаланстера", даже в столице практически не осталось. Книги тут связали временными узами и расставили на полках по эпохам. И продавцы были крайне внимательны и предупредительны.

Любите ее, как самое себя

Антикварная ярмарка ярко демонстрировала, что книга - товар не скоропортящийся и с годами растущий в цене. Пессимистических настроений, среди букинистов не наблюдается. Их совет: любите книгу, как самое себя, и не спешите с нею расставаться. Правда, вот культура собирательства страдает. Заметен приток абсолютно книжно безграмотных коллекционеров, но это дело наживное, надо их "окучивать" и воспитывать. Экспозиция старинных книг включала уникальные экземпляры из наследия Романовых, прижизненные издания Пушкина, Одоевского, Тютчева, Толстого, Чехова, российский самиздат. Экслибрисы прежних владельцев, тисненные золотом инициалы на корешках, владельческий переплет, начиная с 1807 года.

Действительно, книга столь гениальное изобретение, что ей в любые времена ничто не страшно и никакой Интернет не грозит.

Приятным дополнением к программе ярмарки стал ежедневный показ научно-популярных фильмов, инициированный Музеем кино. Сеансы шли на разных площадках, но самые интересные - пленочные - были в конференц-зале. Где и когда сейчас увидишь уникальный фильм 1937 года С.Бонди "Рукописи Пушкина", если его единственная копия осталась лишь во ВГИКе. Да и замечательные фильмы В.Шнейдерова, А.Згуриди, как и легендарный альманах "Хочу все знать" вовсе не показывают ни по ТВ, ни в кинотеатрах.

Ярмарка интеллектуальной литературы "Non-fiction №10" завершена. Ждем "Non-fiction №11".

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;