Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7660) 4-10 декабря 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаСократ на ярмаркеВ ЦДХ завершила работу "Non-fiction №10" Елена ГАРЕВСКАЯ
Завершившаяся в ЦДХ Международная книжная ярмарка интеллектуальной литературы "Non-fiction №10" со всей очевидностью продемонстрировала: на сегодняшний день она - лучшая в стране. Те, кто побывал на последней Красноярской ярмарке книжной культуры (КРЯКК), утверждают, что она почти превзошла Московскую международную книжную выставку-ярмарку (ММКВЯ) и выходит на новые рубежи. Однако вряд ли ей удастся сместить со своих позиций "Non-fiction". Ярмарка интеллектуальной литературы обладает комфортным масштабом и человеческим измерением. Это не только умные книги, это - возможность пообщаться со знакомыми, послушать и даже поучаствовать в дельных дискуссиях. Короче говоря, повышенный градус интеллектуализма создает особую атмосферу. Что особенно ценишь, когда вспоминаешь ревущий павильон № 57 на ВВЦ, где на сцене то танцуют дети, то поют взрослые, напротив, на стендах, без пауз объявляются встречи с авторами нашумевших бестселлеров, а вокруг вавилонское столпотворение и абсолютно отсутствует возможность перемолвиться словом. Как сказал глава издательства "Ad Marginem" и член экспертного совета ярмарки "Non-fiction" Александр Иванов, "мы не хотим, чтобы книги, представленные здесь, возникали из духа рынка. Это камерная выставка, и пусть она и впредь будет такой, а не тем, что должно расширяться и распространять свои щупальца на всю культурную зону". Так что дух приветливости и гуманизма за 10 лет не выветрился и царил на стендах, в семинарских зонах и любом из дискуссионных залов. Экономическая составляющая ярмарки интеллектуальной литературы вполне доступна. Один квадратный метр выставочной площади вместе с оборудованием, взятым напрокат на время мероприятия, стоит 3 тысячи рублей. Стенды, как правило, неброские и по оформлению и по занимаемой территории - в среднем 4 - 5 квадратных метров. Таким образом участвовать в "Non-fiction №10" могли себе позволить маленькие и небогатые издательства. Кстати, уровень продаж за 5 дней ярмарки, хотя и менее внушителен, чем на ММКВЯ, но вполне сопоставим. Ответы, которых нет в словарях Одним из громких событий "Non-fiction №10" стало объявление о создании нового издательства "Corpus", основанного Варварой Горностаевой и Сергеем Пархоменко, и вхождении его в АСТ. Издательская группа АСТ - настоящий монстр коммерческого книгоиздания, объединяющая более 60 издательств, в их числе такие известные, как "Зебра", "Астрель" или "У-Фактория". Варвара Горностаева и Сергей Пархоменко покинули издательства "Иностранка" и "КоЛибри", которые выпускали интеллектуальную переводную литературу, а также книги Григория Чхартишвили, Петра Вайля, Сталика Ханкишиева, Леонида Парфенова. Такую же стратегию Пархоменко и Горностаева намерены сохранить в рамках АСТ. "В стране есть довольно много разных издательств, которые, особенно в нынешних обстоятельствах, были бы не прочь присоединиться к крупной издательской структуре. У АСТ нет никаких других резонов с нами сотрудничать, как хотеть издавать ту литературу, которую мы издаем. Для меня в этом - некоторый залог успеха. Правда, есть такое французское выражение: "Вот, купил себе балерину". Конечно, издательская группа АСТ купила себе балерину и может попробовать переквалифицировать ее в грузчика, например, или в посудомойку, но не факт, что та будет хорошо грузить или хорошо мыть посуду. А вот танцевать она умеет. Мне кажется, что они нас купили для танца, а не для каких-то других задач", - так прокомментировал вхождение издательства "Corpus" в АСТ Сергей Пархоменко. Не только новые издательства являли себя публике и миру на "Non-fiction №10", новая премия "Просветитель" (вручается за научно-популярную литературу), учрежденная Фондом некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия", объявила своих первых лауреатов. В короткий список премии вошли: Александр Звонкин ("Малыши и математика"), Максим Кронгауз ("Русский язык на грани нервного срыва"), Андрей Остальский ("Краткая история денег"), Марина Сванидзе ("Исторические хроники с Николаем Сванидзе"). Первым "Просветителем" стала Марина Сванидзе - автор двухтомника, в основе которого сценарий телесериала, прошедшего на канале "Россия". Она получит премию 600 тысяч рублей, а издательство "Амфора", выпустившее книгу, 120 тысяч рублей на ее продвижение. Помимо этого, Марина Сванидзе войдет в жюри премии и в следующем году станет одной из тех, кто будет определять нового победителя "Просветителя". Специальными призами были отмечены книги выдающихся российских ученых, которых уже нет с нами: Михаила Гаспарова "Капитолийская волчица: Рим до цезарей" и Аркадия Мигдала "От догадки до истины". Оргкомитет премии выкупит и разошлет по библиотекам страны 1000 экземпляров книги лауреата и по 500 экземпляров книг-финалистов. Хорошее начало - половина дела. Свой 50-летний юбилей на ярмарке отметила весьма интересная институция: на стенде культурно-просветительской программы "СЛОВАРИ XXI ВЕКА" состоялась презентация "50 лет Справочной службе русского языка: ответы, которых нет в словарях". Справочная служба русского языка была создана при Институте русского языка еще С.И.Ожеговым и пережила разные времена. Вначале она отвечала на письма граждан, позднее появилась возможность отвечать на вопросы по телефону, теперь она переместилась в Интернет и работает на сайте программы "СЛОВАРИ XXI ВЕКА", давая развернутые ответы на вопросы любой степени сложности. Эти старательные финны Финляндия в качестве почетного гостя присутствует на ярмарке интеллектуальной литературы уже второй раз. Она привезла разнообразнейшую, с акцентом на детскую аудиторию, экспозицию и представительную - 50 человек - делегацию. Литература Финляндии молода и существует на финском и шведском языках. Говорящих по-шведски финнов всего 6 процентов, но доля этих книг гораздо весомее. Финны - читающая нация, их признают самыми старательными читателями в мире. Они активно посещают библиотеки или уединяются с книжкой дома. Читающего в транспорте в стране Суоми вы не встретите. Роль писателя в Финляндии почетна, он формирует общественное мнение и комментирует важные политические события. Очень популярна в жизни общества поэзия. "Поэтический суд" - одна из популярнейших у нас интерактивных телепередач, - говорит директор Информационного центра литературы Финляндии Ирис Шванк. - Зрители живо обсуждают стихи, голосуют, выбирая лучшие. А каждое издательство считает своим долгом выпускать сборники поэзии". Самая престижная литературная премия Финляндии в 30 тысяч евро присуждается по трем номинациям: роман, детская и научная книга. Средние тиражи сродни нашим - 3 - 5 тысяч экземпляров. Хотя случаются и прорывы. Например, "Улица Окопная" Кари Хотакайнена (вышедшая, кстати, и по-русски в "Азбуке") выдержала тираж в 250 тысяч - для пятимиллионной Финляндии цифра, внушающая уважение. Молодых писателей государство поддерживает солидными стипендиями. "Горячие финские книги уже здесь!" - гласил один из слоганов большого стенда Финляндии. При этом ни единой кричащей или вызывающей обложки тут не было. Выделяться у финнов не принято. Их кредо - скромность. "Книга - верный путь для сближения наших стран и развития добрососедских отношений", - сказал посол Финляндии Матти Анттонен. Он доволен результатами "Non-fiction". Присутствие финской литературы для взрослых и особенно детей расширяется, число переводов растет. Цель - показать русскому читающему миру книги высокого качества - достигнута. Территория познания Из 260 мероприятий ярмарки 53 было детских. Для детей обустроили специальное пространство - "Территория познания". И здесь нельзя было оставаться пассивным. Все разрешалось трогать, пробовать, раскрашивать и даже крутить, как, например, "книжку-перемотку", изготовленную художником из Краснодара Павлом Мартыненко. Эстетика его изделий в том, чтобы непременно общаться с ними тактильно - иначе они не живут. Вышитые на льняных и кожаных, связанных узелками лентах слова соломоновой "Песни Песней" напоминали о том, что в древности существовала узелковая письменность. На "прогулках по Третьяковке" вместе с Андреем Усачевым предлагалось рифмовать любимые картины. А финский иллюстратор Маркус Маялуома рисовал с ребятами портрет папы. Вообще великолепно изданных детских книг хватало. Жаль, что на многих стендах преобладали обложки с иностранными фамилиями. Во время презентации первого в России учебника по философии для младших классов "В поисках мудрости" можно было поучаствовать в открытом уроке, устроенном для детей и родителей школой Сократа. Одна из центральных тем, которые обсуждались в рамках насыщенной детской программы, касалась справочников, энциклопедий и того, какой должна быть нехудожественная литература для детей, каковы ее границы. Детей на этот раз подняли на 3-й этаж, где поблизости разместился и "идеальный магазин" - работающая модель и протестный проект, привлекающий внимание к проблеме отсутствия у нас небольшого интеллектуального магазина. Таких уютных мест, за исключением "Фаланстера", даже в столице практически не осталось. Книги тут связали временными узами и расставили на полках по эпохам. И продавцы были крайне внимательны и предупредительны. Любите ее, как самое себя Антикварная ярмарка ярко демонстрировала, что книга - товар не скоропортящийся и с годами растущий в цене. Пессимистических настроений, среди букинистов не наблюдается. Их совет: любите книгу, как самое себя, и не спешите с нею расставаться. Правда, вот культура собирательства страдает. Заметен приток абсолютно книжно безграмотных коллекционеров, но это дело наживное, надо их "окучивать" и воспитывать. Экспозиция старинных книг включала уникальные экземпляры из наследия Романовых, прижизненные издания Пушкина, Одоевского, Тютчева, Толстого, Чехова, российский самиздат. Экслибрисы прежних владельцев, тисненные золотом инициалы на корешках, владельческий переплет, начиная с 1807 года. Действительно, книга столь гениальное изобретение, что ей в любые времена ничто не страшно и никакой Интернет не грозит. Приятным дополнением к программе ярмарки стал ежедневный показ научно-популярных фильмов, инициированный Музеем кино. Сеансы шли на разных площадках, но самые интересные - пленочные - были в конференц-зале. Где и когда сейчас увидишь уникальный фильм 1937 года С.Бонди "Рукописи Пушкина", если его единственная копия осталась лишь во ВГИКе. Да и замечательные фильмы В.Шнейдерова, А.Згуриди, как и легендарный альманах "Хочу все знать" вовсе не показывают ни по ТВ, ни в кинотеатрах. Ярмарка интеллектуальной литературы "Non-fiction №10" завершена. Ждем "Non-fiction №11". Также в рубрике:
|