Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7660) 4-10 декабря 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяКлассы танцеванияВ Москве завершился фестиваль-смотр хореографических школ России ОБРАЗОВАНИЕЕлена ФЕДОРЕНКО
Инициировать интерес к концерту, который прошел в воскресенье в Большом театре, необходимости не было. Пессимисты, полагавшие, что это будет помпезное действо в стиле отчета о достижениях России в области балета, ошиблись. Гала-концерт Фестиваля-смотра государственных хореографических учебных заведений России, посвященных 235-летию МГАХ, прошел с завидным достоинством. Старейшее театральное учебное заведение Москвы ведет свою историю с далекого 1773 года, когда в "классы танцевания" Московского воспитательного дома, созданного по Указу императрицы Екатерины II, были приняты полсотни детей, которые и стали первыми выпускниками театрального училища. Ближайшей весной на профессиональной сцене заявят о себе те, кто входит в списки 210-го выпуска артистов балета.
Академическая ретроспектива хранит немало славных традиций. Об одной из них рассказывает ректор МГАХ Марина Леонова: "С 1938 года в Московском хореографическом училище проводились Всесоюзные совещания хореографических училищ страны, на которых обсуждалась единая методическая программа преподавания классического танца, рассматривались принципы взаимоотношений театра и школы, совместной работы педагогов-специалистов и педагогов общеобразовательных дисциплин. К этим встречам, к слову, достаточно частым, относились чрезвычайно ответственно все великие деятели хореографии: Леонид Лавровский, Ростислав Захаров, Агриппина Ваганова, Николай Тарасов, Михаил Габович, Юрий Кондратов". Эстафета прервалась в 1991-м. Но сейчас, вопреки фатальному кризису, еще более проявившему ностальгию, рожденная 70 лет назад традиция воскресла. В подобной встрече оказались заинтересованы все руководители балетных школ, живущих сегодня в режиме замкнутой автономии. Желание понятно, но собрать в Москве два десятка школ (от каждой - внушительные делегации: руководители, педагоги, ученики разных классов), да еще в нестабильное время - не просто трудно, практически невозможно. К счастью, проект осуществился: помогли высокие государственные структуры, нашлись спонсоры и, конечно, приложили усилия подвижники Московской академии хореографии, пригласившей к себе на день рождения коллег. Праздник получился деловым и полезным. В течение недели на сцене и в залах МГАХ хозяева и гости проводили мастер-классы по всем профильным дисциплинам: классическому, характерному, дуэтному танцам, актерскому мастерству. У станка стояли участники фестиваля-смотра из разных российских школ, единственным условием было соблюдение возрастного соответствия. Занятиями никто не пренебрегал и в отличие от конкурсов (на которых сейчас в основном встречаются балетные люди и где преобладают драматические коллизии, а нервы накалены до предела) в спокойной атмосфере проходили обмен опытом и общение.
Важной частью программы стали методические совещания без убаюкивания болевых тем, где резюмировался опыт, высказывались пожелания и замечания, обсуждались практические вопросы образования. Одной из наиболее острых проблем стал уже хронический рецидив российского художественного образования - ЕГЭ. Он, со сроком годности в два года, оказывается непреодолимой преградой для артистов, решающих продолжить учебу. Минобрнаука пока не разрешила проблему художественного образования до конца, но абсурдное непонимание (сначала обязательная одиннадцатилетка, а затем двухлетняя специализация, что ставит балетное образование в разряд "дополнительного"), похоже, отступило. Концепт художественного обучения, подготовленный созданной Ассоциацией вузов культуры и искусств, находится в Министерстве образования. И все руководители балетных школ надеются, что двухуровневую систему в соответствии с Болонской декларацией в Минобрнауке смогут совместить со спецификой мудрой российской балетной школы, сложившейся за более чем двухвековую историю. Но нет ли парадокса в том, что традициям русской балетной школы насильственно прививают европейские образовательные стандарты, противостоящие ей по сути? Дебаты завершились, и начался концерт в Учебном театре академии, который длился около шести часов. Каждое училище показывало по два номера, и лучшие (их было немало) отобрали для Гала в Большом. Танец на этом вечере был лишен подпорок из спецэффектов и оформительских художеств. Имена всех воспитанников перечислить невозможно - в параде балетной юности участвовали и трепетные малыши, и уже опытные выпускники. Далеко не всегда идеальные по выучке, чистоте исполнения. Были номера откровенно китчевые, были и те, что казались не безупречными по вкусу. Но если говорить о таких критериях, как возможности тела, музыкальность, общая одаренность, то, несомненно, в России немало талантливых детей, и их творческие интересы, конечно, должны всесторонне поддерживаться. Когда в финале на сцену вышли все юные артисты, а на авансцену - педагоги, почтенные мэтры и совсем молодые, но все, без исключения, довольные и радостные, то захотелось поверить в то, что они расстаются друг с другом и с Москвой ненадолго. Исторические традиции прерывать не стоит даже в прагматичные времена. Также в рубрике:
|