Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7669) 12-18 февраля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

ВЛАДИМИР ШАРОВ: Я пишу, чтобы увидеть и почувствовать что-то новое

ПЕРСОНА

Татьяна КОВАЛЕВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


В.Шаров

"Печальной притчей о страшном времени" называет Владимир Шаров свой седьмой роман "Будьте как дети", отмеченный премией журнала "Знамя" и призом "Книга года" от ХХI ММКВЯ. Он посвятил роман отцу, но не считает главным произведением своей жизни, полагая, что все, написанное прежде, будь то "Репетиция" (1991), "До и во время" (1993) или "Воскрешение Лазаря" (2002), так или иначе друг друга дополняет. Стиль у Шарова сложный, с многослойными ассоциациями и отступлениями. Кто-то называет его манеру письма интеллектуально-утонченной, кто-то - чересчур фантасмагоричной. Одних она увлекает и притягивает, других утомляет, но равнодушных среди его читателей нет. По образованию Владимир ШАРОВ - историк. История научила его тому, что даже самые гениальные и восхитительные идеи мертвы, пока человек их не переживет и не выстрадает.

- Владимир, вы стали лауреатом двух престижных премий. Как переносите бремя славы ?

- Я привык к одинокой изолированной жизни и ничего особенного не ощущаю. Литература - явление вполне физиологическое, зависящее исключительно от того, идет у тебя работа, или она стоит. Это основа твоего настроения и всего вокруг. А премии важны для издателей и, как следствие этого, для писателей тоже, поскольку тебя начинают издавать, читать, и тебе это, разумеется, приятно. Печататься они помогают, но никоим образом не влияют на то, пишется тебе или нет.

- А что помогает писать книгу ?

- Сложно ответить. В моем случае это всегда чудо, совершеннейший подарок. Занимаясь историей, я знал, что так или иначе смогу то, в чем разобрался, записать и донести до аудитории. Это был вопрос времени и собственных усилий. Здесь по-другому. Заранее ничего неизвестно. Жизнь длинного романа абсолютно неожиданна. Одно цепляет другое как-то вдруг, ниоткуда и "из ничего". А ты ведом и ничуть не властен над ситуацией, ты лишь идешь вслед за этим и фиксируешь. Например, в "Воскрешении Лазаря" я думал, что главный персонаж пройдет от Москвы до Владивостока, а он почему-то у Калужской заставы повернул обратно. И я ему подчинился, согласившись, что так и надо. В этом процессе есть какая-то непознанная предопределенность.

- Вы как-то сказали, что труд писателя спас вас от бессмысленности и бездарности происходящего ...

- Одно время я находился в ужасе и полной безнадежности от неспособности не то чтобы приспособить этот мир к себе, а чтобы каким-то образом приспособиться к нему самому. Потом стал писать стихи, но они как внезапно начались, так и оборвались. И я два года пребывал в неведении, будет ли мне подарено еще что-то, или я свою творческую меру уже выбрал. А свободного времени было вдоволь, поскольку учился в аспирантуре. И вот как-то потихоньку зародился первый роман. Я думал, что он будет единственным, и пытался туда впихнуть все, что мог, разрывая и нагромождая текст. Мне говорили, что так нельзя, но я был непреклонен. В общем, испортил его, но дело пошло.

- У вас есть любимый писатель ?

- В 14 лет я прочитал Платонова. Отцу тогда подарили совсем "слепую" копию "Котлована". С того момента он самый важный для меня писатель из тех, кто формировал представление о мире, за исключением, может быть, еще Артема Веселого, если говорить о революции и Гражданской войне. Думаю, понять русский ХХ век, особенно первую его половину, вне Платонова невозможно. Я доверяю ему независимо от того, как строится его сюжет или фраза, ни на секунду не сомневаюсь, что все, о чем он пишет, так именно было и есть. Искусство тех лет вообще фантастическое по талантливости и разнообразию во всех сферах - музыке, философии, живописи. Но я и так много чего слышал живого о том времени от людей любимых и близких. В 1957 году наша квартира служила таким "странноприимным домом", стали возвращаться из лагерей и ссылок друзья отца, они оставались, ночевали у нас и рассказывали, рассказывали. И это "теплое-пережитое" запомнилось навсегда, сделало мой взгляд на ту эпоху более стереоскопическим. Роман "Будьте как дети" я писал, содрогаясь от того, что случилось в 1917 году, от легкости тех заблуждений. Перед революцией в России была бесконечно многообразная, максимально сложная и насыщенная жизнь, и в какой-то момент люди, видимо, устали от такого переизбытка бытия и захотели радикально все упростить, чтобы стало ясно: это добро, а это зло, этот свой, а тот чужой, это хорошо, а это плохо. В результате определять "наших" и "ненаших" пришлось путем дикой, чудовищной крови. Потому что у каждого своя правда, и он полагает, что только эта правда и может существовать, а единственный способ справиться со злом - его уничтожить.

- Вы пытаетесь понять всех ?

- Да. У меня нет положительных и отрицательных героев, нет говорящих фамилий. У всех свои резоны и убеждение, что именно они поступают правильно и честно. Я им не судья. Судья - Господь, а не мы. Если же человек думает, что он судья, - как капуста, летят головы и начинают литься реки крови.

Революция у меня перекликается с крестовым походом детей. А детьми, думаю, имеют право быть дети, но не взрослые.

- Что входит у вас в список обязательного чтения ?

- Я всеяден. Люблю Лескова, Зощенко, Сервантеса, Свифта, Стерна. Если плотно работаю, читаю мало. Что-то перечитываю по наитию. Сейчас возьмусь вновь за Платонова, потому что подрядился написать о нем главу для питерского "Лимбуса", выпускающего альтернативный учебник литературы, где о писателях говорят писатели.

- Вы легко пишете ?

- Мучительно и безумно медленно. Забираюсь в нору. Компьютера у меня нет. Печатаю на машинке, по 10 - 15 раз правлю. Одна из загадок Платонова для меня в том, что он сразу писал "начисто", в его рукописях правки практически нет.

Многие считают, что ты сначала должен что-то уяснить, понять, а потом уже садишься и записываешь. Я придерживаюсь обратного: ты пишешь, чтобы увидеть и почувствовать что-то новое. Когда заканчиваю роман, всякий раз отчаянно боюсь, что это последнее, что написал. Но и ощущение, что в чем-то мир и людей стал понимать лучше, тоже есть. И это счастье. Потому что, если у тебя высвечивается нечто, чего ты до этого не знал, это твое новое. Много лет я писал, никому ничего не показывая. Потому что предполагал, что в лучшем случае мне сильно дадут по шапке. Хорошо, что настали иные времена.

- Критики упрекают вас в излишней витиеватости, нагромождении коллизий. Вы не обижаетесь ?

- Нет. Пишу, как умею, ничего менять не собираюсь да и не способен. Литературоведческие термины мне непонятны и никакого отношения к действительности, по-моему, не имеют. Это удобно для преподавания и сродни работе патологоанатома, где все разбирается на части, анализируется, но жизнь уже кончена, ее там нет. А мне интересна жизнь. Литература несводима к набору правил, приемов и заимствований. В основе моего восприятия литературы лежит принципиальное несходство писателей между собой. И в этой непохожести каждого ни на какого другого и есть его главная ценность.

То, что я пишу, - мое понимание жизни. И если оно делается близким кому-то еще, - это огромная удача. Подарок, если книга стала родной для людей, тебе незнакомых, с которыми ты никогда не встречался. Только тогда твой труд можно считать по-настоящему законченным и востребованным.

- А новый роман уже пишется ?

- Ни к чему конкретному пока не приступал. Скорее всего, обращусь к XVI - XVII векам. Наше время привлекает меня как историка, но не как писателя. Мне кажется, что история нынешних 20 лет - это быстрый проигрыш основных тем, того, что было в России в предыдущие три - четыре века.

- Вопрос к вам как к историку: почему в России так редко являлись выдающиеся и по масштабам личности, и по деяниям правители ?

- Отчего же? У нас случались выдающиеся князья и цари, но, правда, они чаще всего были народом ненавидимы. Среди таких обиженных я бы назвал Бориса Годунова. Зато безумный Иван Грозный, разоривший и утопивший страну в крови, гораздо более любим нашими соотечественниками. Лучшим же правителем России, несомненно, являлся Александр II. Если говорить о современниках, то я поклонник Бориса Ельцина, предохранившего Россию от больших бедствий. А время, в котором нам довелось жить после Второй мировой войны, думаю, за всю историю человечества было едва ли не самым добрым, мягким и благожелательным, с точки зрения отношения государства к человеку. Настолько люди были напуганы тем, что произошло на той войне. Сейчас, очевидно, этот испуг на исходе.

- И еще один вопрос: почему российские писатели так много пьют ?

- Потому что иначе не справиться с жизнью и тем, что она подбрасывает тебе. Хоккеисты, выходя на поле, надевают на себя кучу всяческих доспехов, чтобы не разбиться вдребезги, когда их кидают на лед. А для писателя адаптер - водка. Без нее выжить в России зачастую невозможно. Многие, впрочем, не выживали и с ней. А как иначе, когда пишешь в полную силу, зная, что публиковаться тебе никогда не светит. До 1928 года у нашей литературы были некие надежды, но потом они исчезли, и возникла на редкость неблагоприятная среда вплоть до 1986 - 1987 годов. И очень немногим одаренным людям удавалось тогда сохранить себя. Исключения единичны - Юрий Казаков, Юрий Домбровский, Василий Гроссман. Но в целом это было бездарное время, и чем талантливее был человек, тем сильнее он это ощущал. Слава богу, что история страны повернулась.

Также в рубрике:

ПЕРСОНА

NON/FICTION

СУДЬБЫ

ПЕРЕВОДЫ

ПРОЧИТАНО

НОВИНКИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;