Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7669) 12-18 февраля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияМосква в осадкеВместо предисловия к фестивалю "Золотая Маска" ПРОШУ СЛОВАСергей ЛЫСЕНКО Уважаемая редакция! Поводом к этому открытому письму стал обнародованный недавно список спектаклей, номинированных на соискание Национальной театральной премии "Золотая Маска", в котором неожиданно для многих не оказалось "Лоэнгрина" Театра Новая Опера (по результатам рейтингового опроса критиков названного вашей газетой главной оперной премьерой московского сезона). Умудриться не заметить такого события в столице! Что уж тогда говорить о периферии... Внятных мотивировок так и не прозвучало, если не считать того, что кое-кому из членов экспертного совета не понравилась режиссура спектакля. О вкусах, как известно, спорить не принято, однако слово "эксперт", казалось бы, должно подразумевать некие профессиональные критерии, а не вкусовщину. Может быть, концепцию Каспера Хольтена, одного из интереснейших современных оперных режиссеров, и не назовешь бесспорной, но ведь и спектакли постоянного фаворита "Золотой Маски" Дмитрия Чернякова (человека, безусловно, очень талантливого) тоже вызывают споры, и это нормально. В "Лоэнгрине" - не только на мой, возможно, пристрастный, взгляд - есть определенный, и весьма высокий, уровень режиссерского мастерства. А уж тот факт, что в списке номинантов не нашлось места для дирижерской работы Яна Латам-Кёнига (которую, кстати, признали выдающейся практически все критики), свидетельствует только об одном: в экспертном совете, видимо, работают люди, плохо представляющие себе природу музыкального театра. Наверное, они смотрят зрелище, а музыки не слышат и потому неспособны оценить музыкальный комплекс спектакля. Что касается дирижерской номинации, то она, похоже, воспринимается экспертами как формально-конъюнктурный момент. Поэтому в списке может оказаться дирижер, чья работа была оценена в прессе как неудача, и не оказаться другой, с которым все обстоит ровно наоборот. В конце концов, если уж вам не понравилось сценическое решение "Лоэнгрина", почему не выдвинули хотя бы Латам-Кёнига? Ведь выдвинут же за "Пиковую даму" один Михаил Плетнев (тоже, кстати, непонятно, почему "Пиковая дама" в Большом театре не выдвинута как спектакль в целом)... А "Лоэнгрин" уже получил ни много ни мало восемь дипломов от различных обществ и фондов. И для театра это гораздо важнее, чем участие или неучастие в гонке за "Золотыми Масками". Но непонятно в принципе, по каким таким критериям один спектакль Новой Оперы ("Любовный напиток") выдвигался в прошлый раз по всем номинациям, хотя и не получил ничего, а другой, являющийся событием несравненно более крупного масштаба, не выдвинут совсем. Где тут логика? Дело не в обиде, а в том чувстве глубокого недоумения, которое мы с коллегами испытываем, глядя на очередной список номинированных спектаклей и персоналий. Некоторые спектакли, что показывались в последние годы в рамках "Золотой Маски", в том числе и на сцене Новой Оперы, без стыда даже вспомнить невозможно. С каждым годом все труднее отделаться от впечатления, что экспертный совет "Золотой Маски" занимается не столько поиском и отбором действительно лучшего, сколько какими-то своими собственными, удивительными для непосвященных, играми. Непонятно, по какому принципу формируется этот совет, компетентность и профессиональная добросовестность некоторых членов которого подчас довольно сомнительны. И совсем непонятно, почему весь этот "междусобойчик" именуется Национальным фестивалем? Совсем недавно "Золотая Маска" вновь попыталась прислать к нам группу "экспертов" - теперь уже на "Севильского цирюльника". Я отказался, потому что не хочу больше участвовать в этих играх. Может быть, если и другие театры из числа не самых последних, разделяющие позицию Новой Оперы, будут не просто отказываться от участия в фестивале (как это происходит едва ли не каждый год), но и публично заявлять о своем отказе, секретариат СТД задумается наконец о том, что в организации "Маски" что-то не так? А пока, пользуясь случаем, приглашаю членов жюри на "Лоэнгрина" 17 марта (дирижировать будет Ян Латам-Кёниг). Понятное дело, что жюри не властно пересматривать вердикты "экспертов". Но пусть хотя бы знают, что были в Москве в прошлом сезоне спектакли такого масштаба и художественного уровня, возможно, сознательно выведенные кем-то из игры, дабы не подвергать опасностям конкурентной борьбы тех, кого заранее записали в победители. КОММЕНТАРИЙ Вот и еще один из ведущих музыкальных театров столицы отказывается играть в "Золотые Маски". Да и неудивительно: задуманный как некая всероссийская выставка достижений театрального хозяйства в том или ином конкретном сезоне, фестиваль - во всяком случае, в части музыкального театра - год от году все чаще являет изумленной публике далекий от репрезентативности набор имен и названий, зачастую оставляя за бортом куда более достойные. И виной тому, как не раз уже приходилось писать, в первую очередь экспертный совет, члены которого в своих амбициях забыли, похоже, в чем, собственно, на самом деле состоит их роль. А состоит она, как справедливо заметил несколько лет назад Алексей Парин (знающий масочное хозяйство изнутри, поскольку побывал и в экспертном совете, и даже во главе жюри), в том, чтобы отобрать на фестиваль все, что проходит по санитарным нормам. Остальное - задача жюри. Однако эксперты предпочитают делать политику, создавать репутации (зачастую сразу лопающиеся, как мыльные пузыри) и отсекают все то, что не вписывается в их пасьянс. Результатом такой вот их деятельности становится, мягко говоря, не вполне адекватная картина сезона. Многие еще помнят альтернативную акцию, устроенную несколько лет назад Театром Наций, когда в Москве и как раз в "масочный" период были представлены два спектакля Пермской Оперы - "Лолита" Родиона Щедрина и "Клеопатра" Жюля Массне, - проигнорированные экспертами. И публика смогла самолично убедиться, что эти спектакли, в чем-то, может быть, не бесспорные, существенно интереснее многих из тех, что были на "Маске". В качестве противоположного примера можно вспомнить неоднократное появление на "Маске" спектаклей Уфимской Оперы, пребывавших, на мой взгляд, за гранью всех санитарных и эстетических норм... Но только если эксперты отбирают заведомо плохой спектакль, у жюри есть возможность сказать свое веское слово, что обычно и происходит (в крайнем случае, такой спектаклей в силу неких "высших" соображений может получить награду по какой-то из частных номинаций). А вот когда еще до старта масочного марафона с дистанции снимаются спектакли, принадлежащие к числу главных событий сезона, жюри что-либо изменить бессильно. (Как, впрочем, и тогда, когда в номинированном спектакле проигнорирована одна из ключевых фигур, как это случилось с пермским "Орфеем" Монтеверди, где эксперты ухитрились не заметить выдающейся дирижерской работы Валерия Платонова, продемонстрировав тем самым какую-то удивительную музыкальную глухоту. В подобном случае, правда, у жюри есть возможность присудить спецприз, но ведь их всего два на весь раздел.) И в этом смысле нынешний список номинантов бьет, кажется, все предшествующие рекорды. В число номинантов не попала, например, такая работа экстра-класса, как "Король Рогер" Шимановского в Мариинском театре, осуществленная блистательным тандемом режиссера Мариуша Трелиньского и художника Бориса Кудлички. Очевидно, что по своим художественным достоинствам и уровню мастерства этот спектакль оставляет далеко позади обе выдвинутые оперные работы той же Мариинки. И если выдвижение "Братьев Карамазовых" кажется оправданным - сам факт мировой премьеры оперы современного русского композитора, написанной по заказу театра, а также ряд несомненных достоинств спектакля, в частности, сценография Зиновия Марголина и работы ряда солистов, говорят в его пользу, то появление в программе "Очарованного странника" Родиона Щедрина откровенно удивляет. Концертное исполнение оперы чуть ранее стало действительно выдающимся музыкальным событием, но сценическая версия ничего к этому не прибавила, и явлением театра спектакль так и не стал (что косвенно признали сами эксперты, не выдвинув работу режиссера). Очевидно, вся игра затеяна ради одной-единственной, недавно появившейся композиторской номинации. Конечно, Щедрин тут вне конкуренции, и появление фигуры такого масштаба на церемонии награждения призвано поднять престиж "Золотой Маски". Самое же большое недоумение вызывает ситуация с московскими спектаклями. Проигнорированы наиболее значительные и интересные события - "Лоэнгрин" в Новой Опере и "Пиковая дама" Большого театра. Зато выдвинута "Майская ночь" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко - спектакль куда более сомнительных достоинств. Можно, конечно, рассматривать это номинирование в качестве своего рода "арендной платы", поскольку театр исправно предоставляет "Маске" свою сцену для спектаклей и заключительной церемонии. И не было бы, наверное, ничего страшного, присутствуй этот спектакль в фестивальной программе наряду с теми же "Лоэнгрином" и "Пиковой дамой". Но вот когда "Майская ночь" в единственном числе представительствует на фестивале за всю столицу... Впрочем, "Пиковая дама" все-таки присутствует в фестивальной афише, но не как спектакль, а лишь по одной частной номинации, что еще недавно являлось прямым нарушением масочного регламента. Спохватились, очевидно, что не заметить дирижерскую работу Михаила Плетнева слишком уж скандально, да и появление еще одной знаковой фигуры в качестве лауреата было бы для "Маски" очень кстати. А в том, что победит именно Плетнев, можно не сомневаться хотя бы уже в силу того, что ни одного сколько-нибудь серьезного конкурента в этой номинации у него просто и нет... Таким образом, публике и критике остается лишь в бесчисленный раз задаваться традиционными уже на музыкальной "Маске" недоуменными "почему?", а жюри - выбирать из того скудного меню, что составили для него эксперты. И в этом меню, как легко предположить, будет с каждым годом все меньше московских театров. Вслед за "Геликоном" участвовать в "масочной" программе теперь отказалась и Новая Опера. Также в рубрике:
|