Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7669) 12-18 февраля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраЖАУМЕ ПЛЕНСА: У меня глаза на пальцахИрина КУЛИК
Галерея "Diehl + Gallery one" впервые представила в Москве одного из самых прославленных современных скульпторов - Жауме Пленсу. Произведения испанского художника, живущего в Барселоне и Париже, но работающего по всему миру и являющегося классиком уличной скульптуры, можно увидеть не только на выставке "Silent music" (то есть "Молчаливая музыка") на Смоленской набережной, но и посреди небоскребов "Москва-Сити". Восьмиметровую скульптуру "Дом знаний" установили по инициативе столичной компании "Mirax Group" на площадке перед башней "Федерация", в которой скоро (если не помешает кризис) откроется отель "Grand Hyatt Moscow", самый высокий в Европе. А работа Пленсы - на данный момент самый лучший в Москве образчик public art, созданный признанной зарубежной звездой. В "Дом знаний" и правда можно войти. Хотя это отнюдь не дом, а человеческая фигура вполне реалистических пропорций и анатомии (сам автор утверждает, что пытался даже придать ей женские формы), сидящая, обхватив колени руками, в медитативной позе, напоминающей изваяния отрешенных восточных божеств. Она сплошь соткана из ажурной сетки букв и как бы еще не завершена: изваянный Пленсой человек в прямом смысле открыт для любых новых идей и слов. Скульптура сделана из нержавеющей стали. Но вечером, эффектно подсвеченная, она словно бы утрачивает материальность и кажется чем-то виртуальным и компьютерным, состоящим буквально из единиц информации. Трудно не вспомнить фильм "Матрица", но одновременно исполненные простодушной энтээровской романтики иллюстрации к какому-нибудь журналу "Знание - сила", над которыми в 60 - 70-е годы трудились отечественные авангардисты- нонконформисты. Скульптуры, выставленные в самом помещении "Diehl + Gallery one", своими позами и обликом один в один повторяют фигуру, восседающую в "Москва-Сити", но уже в обычный человеческий рост. Эти статуи так же сплошь испещрены надписями - но выступающие на бронзовых телах объемные буквы вызывают ассоциации уже не со строками на экране компьютера, но с вполне весомыми литерами пишущих машинок. Да и сами фигуры уже не ажурны, но вполне материальны и завершены, как закончены и слова на их телах - имена великих композиторов от Моцарта до Штокхаузена. Впрочем, на самом деле именно этим произведениям, а не "Дому знаний" уготованы дальнейшие метаморфозы. Каждая статуя обнимает живое деревце, которому еще предстоит рано или поздно перерасти само изваяние. Конечно, можно представить, что однажды скульптура просто растворится в стволе, как это произошло с вросшими в гигантские фикусы старинными тайскими изваяниями. Но пока что семь молоденьких фикусов с обнимающими их скульптурами совершенно не стремятся повергнуть зрителя в меланхолическое философствование о скоротечности человеческой жизни. Напротив, выставка, превратившая галерею в нечто вроде зимнего сада, выглядит не только очень импозантно, но и вполне жизнеутверждающе и даже забавно. Перед ее открытием Жауме ПЛЕНСА ответил на вопросы газеты "Культура". - Как возникла идея не только открыть московскую выставку в галерее, но и установить монументальную скульптуру в самом городе ? - Я уже двадцать лет работаю с галеристом Фолькером Дилем. Он сделал мою первую выставку за пределами Испании, когда я только покинул мою родную страну и переехал жить в Берлин. И как только Фолькер открыл свою галерею в Москве, он предложил мне проект. Но за время, которое прошло с момента нашего знакомства, я стал гораздо больше заниматься публичным искусством. Я думаю, что сегодня именно public art играет огромную роль, в том числе и политическую. Искусство способно "очеловечить" городское пространство. Так что Диль придумал замечательную идею с "Москва-Сити". Это отличное место для моей скульптуры. Благодаря ей гигантские современные здания входят в контакт с людьми. Очень важно, что они могут войти внутрь скульптуры. Она - своего рода мост между огромными небоскребами и такими маленькими существами, как мы.
- Вы создали "Дом знаний" специально для Москвы ? - Честно говоря, нет. В Москву это произведение приехало из Англии - там оно стояло во дворе одного замка на севере Лондона. У вас установлено временно - пока что речь идет о том, чтобы оставить его на шесть месяцев. Но мне бы очень хотелось, чтобы скульптура осталась здесь насовсем. - Вы часто работаете с буквами. Не хотелось ли вам сделать для Москвы что-то с кириллицей ? - Алфавит для меня - это как некий невероятно стойкий аромат, возможность сконцентрировать целую культуру в одном знаке. Я работаю с буквами восьми различных алфавитов: латиницей, кириллицей, арабским, японским, китайским, греческим, ивритом и хинди, и переплетение букв различных азбук для меня - это переплетение культур. Но здесь я представил произведения, использующие мой родной, латинский, алфавит - мне важен был своего рода обмен, диалог: Москва предоставляет мне место, а я привношу свою традицию. - Ваши скульптурные композиции можно "прочесть" или в них использованы не слова, а только буквы ? - Я работаю именно с буквами, потому что каждая буква для меня - это как клетка организма со своей генетической памятью, своей ДНК, заложенной в ней программой развития и преображения: соединяясь друг с другом, буквы образуют слова, слова - тексты, а тексты - культуры. - Глядя на ваши скульптуры, представленные в галерее, можно вспомнить еще и Велимира Хлебникова, считавшего, что буквы - это семена, из которых вырастает лес слов . - Живые деревья, словно вырастающие из скульптур, - для меня образ души, продолжающей расти и развиваться, даже когда наше тело уже начало дряхлеть. Все семь фигур - это мои автопортреты. А надписи, которыми они покрыты, это имена моих любимых композиторов. - Когда дерево вырастет, оно должно разрушить скульптуру ? - Нет, мне бы хотелось дождаться того момента, когда мое лицо врастет в ствол. - Благодаря деревьям вы включаете в скульптуру время, заставляете ее меняться . - Я уже работал с временным измерением, делая произведения, зависящие от перемены освещения, смены дня и ночи. Но постоянный элемент моих скульптур - даже не столько время, сколько сочетание противоположностей: текучего и жесткого, прозрачного и непрозрачного, живого и неживого. - А почему фигуры исписаны именами композиторов ? - Я вырос на поэзии и музыке. Наш дом был завален множеством книг, и сегодня я работаю с текстом, потому что это еще и часть моих детских воспоминаний. Мой отец играл на пианино. Я даже прятался внутри этого инструмента, когда в семье возникали проблемы. И я помню удивительное ощущение вибрирующего воздуха, когда был внутри в то время, когда мой отец играл. Я связан с музыкой с детства, наверное, поэтому я так люблю работать над оперными спектаклями, мне очень близка идея тотального произведения искусства, где есть слово, звук, голос, движение, пространство. Но эти написанные на теле имена - вовсе не какой-то мемориал. Для меня это скорее записки на память, как список продуктов, с которым идешь в магазин. Я так же делал скульптуры, исписанные названиями гор и океанов, растений и минералов. - А вы когда-нибудь делали звучащие скульптуры, звуковые инсталляции ? - Да, очень часто. Первый раз я сделал такое произведение для выставки в Мадриде. Там был такой огромный деревянный подиум, наподобие сцены, на который зрители могли подняться, - и тогда они слышали звуки, как бы издаваемые занимающейся любовью парой. Мне очень понравилось, как на мою работу отреагировали музейные смотрители: "Это совершенно невыносимо, - говорили они, - слушать это целый день, такое ощущение, что ты в привокзальной гостинице". - А какие вообще ощущения должны вызывать у зрителя ваши произведения ? - Мне кажется, желание дотронуться до них. Я же средиземноморский человек, все должен проверить на ощупь, у меня глаза на пальцах. Так что я совершенно не запрещаю, чтобы мои работы трогали. Прикосновение ведь - это не вандализм, не насилие. Скорее, это что-то вроде ласки. Также в рубрике:
|