Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7669) 12-18 февраля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

ЮРИЙ МАМИН: Петь дифирамбы не хочу и не умею

Наталья БОБРОВА


Ю.Мамин

После длительного перерыва Юрий МАМИН представил свой новый фильм "Не думай про белых обезьян". Верный сатирическому видению мира, мастер снова приглашает нас к разговору о сакральной ценности культуры, в частности, говорит о том, чем приходится платить за круглый счет в банке.

- Юрий Борисович, давайте сразу возьмем быка за рога ...

- Давайте. Тем более что это мой год - Год Быка. Может, что-нибудь из этого выйдет.

- Почему картина так долго шла к зрителю ?

- Фильм был закончен в прошлом году. А начат - в 2005-м, что-то снимали в 2006-м. Я испытал все неприятности, связанные с сегодняшним финансированием кино, у меня такого не было никогда.

- В чем тут дело ?

- Есть такая совершенно, как мне кажется, неправомерная практика частичного государственного финансирования фильмов. Она себя никак не оправдывает. Просто кому-то что-то перепадает от неснятых проектов. Получить деньги от инвесторов практически невозможно. Поэтому мы выступили семьей - моя жена-актриса (она играла в "Фонтане") стала моим генеральным продюсером. Ну кто может убедить, что мне надо дать деньги? Влюбленная женщина, которая верит в твой талант и обладает темпераментом. Да, она не экономист, мало что в этом деле понимает, но у меня есть финансовый директор - опытный бухгалтер. А она может заразить, убедить людей. Благодаря этому, хоть и с остановками на каждом этапе, но я снимал.

- Не все знают, что за зверь такой - белые обезьяны ...

- Этот образ взят из одной восточной притчи. К мудрому гуру приходит молодой человек и просит помочь ему открыть третий глаз. "Нет ничего проще, - отвечает тот. - Думай о белых обезьянах... И отсылает его в келью. Наутро тот приходит с красными глазами: "Что вы со мной сделали? Я только о них и думал..." - "Вот теперь иди и постарайся не думать..." Речь - об управлении разумом, самосовершенствовании. А белые обезьяны - символический образ некоей духовности, культуры. Без нее не понять, что любовь не измеряется сексом, а счастье - деньгами. Люди, с которыми моего героя сталкивает судьба, доказывают это просто своим существованием. И в герое - начинающем бизнесмене - происходит переосмысление ценностей.

Новая ли эта тема? Нет. Сюжеты и темы, как известно, повторяются. Аналогичный был в фильме Антониони "Затмение". Там молодой банкир (его играет Ален Делон) встречается с богемной певицей, которая немножко не от мира сего, погружена в мир духовной культуры. Влюбляется в нее, а она его оставляет. А он уже не может работать, что-то в нем сломалось. Вот примерно такая проблематика и здесь. Но другой герой, другое государство, общество. А соотношение сил повторяется.

- Второе название вашей картины - "Лицо халдея" ...

- Да, оно заимствовано мною из новеллы Альберта Моравиа. Там некий герой, официант, пытаясь познакомиться с девицами, стал выдавать себя за артиста. Одна поверила, а другая говорит: "Ты посмотри, у него морда халдея". Он услышал и призадумался, у него начался какой-то процесс. Вот этот момент, когда обида будит процесс самопознания, собственно, повторяется в этой картине.

Ты считаешь, что счастлив, всего достиг - денег, власти. Но это не счастье, если ты лишен духовной составляющей. Мне кажется, большая трагедия для нашего общества в том, что денежный идеал победил все. Но эти так называемые хозяева мира, которые все могут купить, очень легко превращаются в трусливых льстецов. У них - лица халдеев. А ведь русская духовная культура была абсолютно уникальной для мира. Когда она стандартизируется - мы перестаем читать классику, слушать классическую музыку. Для молодежи, воспитанной на американском кино, это естественно. Как для нынешних школьников - пить пиво на переменах. Я прохожу мимо своей школы на Гороховой в Питере и наблюдаю регулярно, как они бегают в магазин напротив. Что такой ученик может вообще соображать? Или зритель, жующий во время просмотра поп-корн?

- В чем все-таки интрига картины ?

- Герой, который обустраивает модный ресторанчик в подвале, решает использовать маргиналов как дешевую, бесплатную рабочую силу. За ночлег и еду он просит, чтобы они разукрасили ему натюрмортами стену кабака. Художник - алкоголик, мучаемый галлюцинациями, - рисует на стенах совсем неаппетитные натюрморты, а скорее, героев Босха или Гойи, Страшный суд наяву, который вдруг начинает пользоваться успехом у туристов. В двух словах - это история о том, что может получиться, когда человек, занимающийся бизнесом, сталкивается с людьми искусства.

- А как вы нашли Михаила Тарабукина, который внешне похож на Романа Абрамовича ?

- Сначала отсмотрел многих молодых артистов в Питере, затем приехал в Москву. Жил в гостинице "Мосфильма". И у меня просто потоком шла московская молодежь. Вдруг появляется абсолютно наглый молодой человек, который кричит еще из коридора: "Вы такого талантливого артиста, как я, не найдете! Можете всю Москву перешерстить."

Думаю, вот наглый! А у меня главный герой - именно такой человек, для которого все измеряется деньгами и карьерой. То, что он оказался поразительно похож на Романа Абрамовича, я даже сначала не заметил, а потом... Получилось очень точно. Даже если зритель не знает об этом, подсознательно у него возникает внутренний образ, который точно связан с этим героем. Тот когда-то торговал резиновыми игрушками, а этот бармен у стойки постепенно стал олигархом. И мечта его сбылась, а счастья не получилось.

- Что делать, такие времена - каждый за себя .

- Вот именно. Взять наш Союз кинематографистов. Жуть, что там происходит. А когда-то ведь мы помогали друг другу, заступались, боролись с цензурой, с безнаказанностью администрации. Сейчас, когда каждый эгоистично стремится к успеху, - какой же может быть союз?! Его и нет. Выбился - забыл про всех остальных. Никакой ответственности, сострадания, ни чувства цехового локтя.

- Но кино стало бизнесом, индустрией - от этого никуда не денешься ...

- А результат? Зритель ходит лишь на то, что рекламируется. Поскольку основная часть населения ничего не читает, кроме криминального и гламурного чтива, то, собственно говоря, процесса воспитания души не существует. Сопереживания, которое прежде всего, конечно, дает литература, в кино не найти. Кино, - вообще, очень конкретная форма. Вот сняли фильм, показали, как выглядит Андрей Болконский. Другого у вас уже нет. А когда человек читает, у каждого возникает тысяча своих вариантов. Литература и классическая музыка облагораживают душу, создают личность. А из личности возникает гражданин. Человек, для которого что-то ценно, который небезразличен к тому, что вырубаются леса или выламываются камни предков, - это и есть та культура, которая основана на знаниях. А когда она уходит, ее место занимает массовая культура.

- В вашем фильме герои говорят стихами. Почему? И не странно ли это? Я вспоминаю тут "Романс о влюбленных ".

- А "Гусарская баллада"? Очень успешный был фильм. Это очень хорошая форма. Она легко слушается, легко воспринимается, не мешает. Там такой захватывающий романтический сюжет и легкие стихи. "Романс о влюбленных", кстати, - очень спорная картина. Надо сказать, что большого восторга стихи там не вызывают.

- Кто вам писал стихи ?

- Сначала мы с Володей Вардунасом (это мой постоянный автор, мы вместе делали "Праздник Нептуна", "Фонтан") написали диалоги в прозе. Прошло некоторое время. Я перечитал сценарий, и мне показалось, что экстравагантность ситуации (три маргинала от искусства поселяются в мансарде, сбежав из психушки), ее спрессованность характерны все-таки для притчи. Вот Шекспир в "Двенадцатой ночи" чем спасается? У него пьеса в стихах. Тогда экстравагантный сюжет, погруженный в атмосферу окружающего быта, начинает смотреться органично. Мы поняли, что нужна не бытовая правда, а художественная, которую мог придать стих. И он должен быть бытовой, разговорный, легкий и при этом не однообразный. Я поставил непростую задачу перед Вячеславом Лейкиным, автором "Бакенбардов", феноменальным поэтом и педагогом. Он не зря пользовался уважением Бродского.

Задача была такая: каждый эпизод написать в разном стихотворном размере, чтобы не было частушечной формы в одном ряду. Поэтому там есть и трех-, и четырех-, и пятистопник. И речь должна быть бытовой - люди разговаривают и случайно попадают в складную рифму.

Мало того, что артисты у меня говорят стихами, я решил вернуть поэзии музыкальность стиха. Собственно говоря, стих - это и есть музыка слов: он подчиняется музыкальному ритму, размеру. А артист в театре, читая шекспировский или мольеровский текст, чтобы быть органичным, просто превращает его в прозу. Он не соблюдает мерности стиха, может всхлипнуть в каком-то месте.

- Правда, что у вас артисты работали под метроном ?

- Да, я включал метроном, усиленный динамиками, он бил всех по башке. Юрский сказал: "Уберите". Я сказал: "При всем уважении к вам как к артистам для меня форма гораздо важнее, как принцип фильма. Я скорее артиста поменяю, чем уберу". Юрский говорит: "Но это же мешает". Я отвечаю: "Почему-то Улановой ритм не мешал танцевать Джульетту. Или оркестрантам симфонического оркестра. Они подчиняются правилам и могут достигать очень больших высот".

Кстати, Юрский - великий чтец, я не знаю ему равного. Трагедия в том, что он перестал читать. Говорит, что должен платить за каждое исполнение владельцам авторских прав того же Бродского, Зощенко. А сам он не может оплачивать свои концерты.

Кстати, и у меня была "опера" "Женька Онегин". Там я издевался над учебниками, где вся мировая литература изложена в книжечке из 70 листов. У меня под попсовые известные песни Женька Онегин, Ольга, Танька Ларина, Володька Ленский разговаривали кухонным языком. Лейкин писал эти тексты. Большой популярностью пользовалась эта моя программа, которую я делал на РТР.

Сейчас не могу ее издать, потому что, делая пародию, я должен платить за произведения, на которые ее делаю. Полный идиотизм. Сейчас можно только строить рожи, как делает Галкин. Это, кстати, показатель времени, зубоскальство вместо сатиры. А публика, которая это смотрит, - то ли обкурившаяся, то ли пьяная. Им палец показывают - они ржут до слез. Это глупый смех. Время убрало всю остроту, люди зарабатывают деньги. Раз нет остроты, значит, нет гражданственности. Поэтому для меня как социального сатирика - сейчас большие проблемы.

- Но вы-то проснулись просто знаменитым после "Праздника Нептуна" ...

- Да, я стал популярен в одночасье. Можно было подумать, что я такой талантливый. На самом деле это было нужно руководству страны. Они взяли курс на перестройку, надо было сбить с пьедестала все идеалы партийного времени. Я очень вовремя оказался сатириком. И пошло. Делал раз в два года картину. А после самого успешного "Окна в Париж", которое журналистами было признано фильмом года, и призов я перестал получать поддержку от государства.

- Чем вы это объясняете ?

- Тогда уже Ельцин сказал, что мы построили в России то общество, какое хотели. Вчера было все плохо, и вдруг сегодня стало все хорошо. С этого момента закрыли все сатирические проекты. Я стал абсолютно не нужен руководству как критически настроенный человек. Нужно было петь дифирамбы.

- А вы это не умеете ?

- Я и не хочу. Я считаю своим гражданским долгом критиковать. Это и есть патриотизм. Патриотизм - это интимное чувство, когда тебе небезразлично все, что ты видишь вокруг. И ты пытаешься что-то исправить, потому что тебе больно, а им нет. Хотя власти очень много кричат о патриотизме и представляют его как какой-то марш.

- Вернемся к нашим обезьянам. У вас одну из главных ролей сыграла дочь Катя... По блату ?

- Просто не мог найти равной актрисы. Я вообще-то не думал, что у нее окажутся такие способности. Сдался, когда увидел ее дипломный спектакль "Санта-Крус" - там она играла Эльвиру, - и был потрясен ее исполнением. Это была такая форма, за каждым ее словом, движением зритель, затаив дыхание, следил. Очень сильная работа, которая мне напомнила классические достижения, Комиссаржевскую, в частности.

У нее есть еще одно качество. Помимо актерского темперамента, она - трудоголик. И для нее нет мелочей - запятой, например. Она человек музыкальный, некоторое время училась в консерватории, хотела стать певицей, потом передумала. Бывает так, что на детях природа отдыхает. Слава богу, у нас так не вышло. Еще раньше она сыграла у меня в сериале "Русские страшилки", который я сейчас буду выпускать на DVD. Это некий парафраз "Секретных материалов". Только у меня не Андерсон и Духовны, а Гальцев и Ксеньева работают в газете "Русские страшилки", исследуют аномальные явления российской действительности. Она там смешно сыграла косоглазую журналистку, чуть зрения не лишилась. Я даже испугался.

- А нет желания снять продолжение "Окна в Париж "?

- Есть. И сценарий мы с Вардунасом почти написали. И француженка хочет сниматься, она выглядит хорошо, я ее видел пару лет тому назад. Она поможет мне организовать французскую экспедицию. Но проблема - достать деньги. У Минкульта на 2009 год их нет, растратили, распределили между монополистами. Надо ждать до 2010 года.

- Но у вас есть своя компания ...

- Да, у меня свой Фонд "Фонтан", который был создан непосредственно после "Окна в Париж". На кинофестивале, организованном мадам Миттеран, "Фонтан" получил главный приз. И мы назвали этим именем наш фонд развития и поддержки кино. Через него получали деньги и от государства, и от инвесторов. Сейчас хочу открыть еще филиал в США.

- Так и до Голливуда можно дойти .

- Да, можно. Но, увы, я - социальный сатирик. А он нужен тогда лишь, когда в государстве происходят большие перемены. Сейчас время торжества чиновников, которые всегда приспосабливаются - и при буржуазии, и при партии. Самое неприятное время, которое не терпит критики, все хотят оптимизма.

- Какие у вас перспективы в прокате ?

- Мой фильм - для мыслящих людей, а не для стада, жующего поп-корн. И такие люди есть, они, правда, чаще смотрят хорошие фильмы дома, читают хорошие книги. Это публика, которая когда-то собиралась на поэтические вечера Вознесенского и Евтушенко. Тогда стыдно было не прочитать какую-то книгу, какую-то публикацию. Люди были жадные до этого. Они есть и сейчас. Но они сидят по домам. Напечатано 40 копий, в идеале нужно, чтобы фильм показывался пусть в небольших залах, но в течение длительного срока. "Сарафанное радио" разнесет молву, и туда пойдут люди, которым этот фильм нужен. Поэтому мне очень приятно, что мой фильм на ММКФ получил приз независимого жюри международной Федерации киноклубов как самый лучший фильм российской программы.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;