Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 6 (7669) 12-18 февраля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Конфликт и согласие

В Зальцбурге закончилась "Неделя Моцарта"-2009

Илья ОВЧИННИКОВ
Зальцбург - Москва
Фото Вольфганга ЛИНБАХЕРА


П.Булез

В родном городе Моцарта состоялся ежегодный фестиваль, приуроченный к дню рождения композитора. Его музыкой дирижировали здесь Сейджи Озава, Николаус Арнонкур, Саймон Рэттл, Марк Минковский, Деннис Рассел Дэвис, Дэниел Хардинг. В "Неделе Моцарта" также принимали участие пианисты Даниэль Баренбойм, Елена Башкирова, Андраш Шифф, певицы Магдалена Кожена, Аннетт Даш и многие другие известные исполнители. Всего за десять дней состоялось двадцать пять концертов, где выступили девять оркестров, четыре ансамбля, десять дирижеров и свыше сорока солистов. Специальными гостями форума стали композиторы Пьер Булез, Маттиас Пинчер и пианистка Мицуко Ушида.

Предлагая тому или иному музыканту статус приглашенного артиста, "Неделя Моцарта" предоставляет ему возможность участия в трех концертах - симфоническом, камерном и сольном - и относительную свободу в выборе репертуара. Год назад, например, эту позицию занимал французский пианист Пьер-Лоран Эмар, в каждой из программ наряду с Моцартом исполнявший не слишком расхожие сочинения Мессиана, Веберна и молодых авторов. Японка Мицуко Ушида, приглашенная артистка нынешнего фестиваля - пианистка, возможно, еще более яркого дарования. Ее предпочтения более традиционны: с Венским филармоническим оркестром и струнным "Хаген-квартетом" она играла Моцарта и Брамса, и без того звучащих здесь постоянно. Тем неожиданнее оказался ее сольный вечер, главным автором которого был уже не Вольфганг Амадей, а сама Ушида.

Сопоставляя с музыкой нашего времени сочинения Моцарта, пианистка и в них находила отзвуки других эпох. Соната ля минор, открывшая концерт, первыми же нотами сбивала слушателя с ног, словно могучий поток, неожиданно напоминая "Патетическую" Бетховена. Из последней четверти XVIII столетия - в середину века ХХ, когда 20-летний Пьер Булез написал одно из первых сочинений, "Notations", 12 миниатюр по 12 тактов. Короткие пьесы Ушида исполняла настолько увлеченно, то с пафосом, то со смехом, что весьма рациональная музыка оживала, наполнялась новым содержанием. Следом - ля-минорное Рондо Моцарта, больше похожее на Шопена, и опять перелет в ХХ век, к фрагментам "Игр" Дьердя Куртага. Логику их соединения в единый микроцикл с Контрапунктом и Сарабандой Баха, правда, понять оказалось трудно, отчего предложенное пианисткой путешествие не стало менее увлекательным. После Куртага без перерыва прозвучали Соната Моцарта до мажор и Экспромт Шуберта на бис.

Сыграть Булеза Ушида решила неслучайно: 83-летний маэстро был одним из главных героев форума. Без всякого повода, просто по совокупности заслуг: легендарный композитор, основатель парижского IRCAM (Институт музыкальных и акустических исследований) и ансамбля "Interсontemporain", дирижер, осуществивший десятки исторических записей и оперных постановок, один из самых авторитетных и влиятельных музыкантов мира, как сорок лет назад Стравинский. В рамках "Недели Моцарта" прошел авторский концерт Булеза, где он ответил на вопросы художественного руководителя фестиваля Штефана Паули, а также представил четыре своих сочинения разных лет: два для фортепиано, одно для кларнета и фонограммы, еще одно - "Anthemes 2" - для скрипки и электроники.

Еще в одной программе Булез выступил как дирижер, сыграв вместе с "Interсontemporain" сочинения Эллиота Картера, Маттиаса Пинчера и свое собственное. Как и Булез, 38-летний Пинчер был гостем фестиваля, чья музыка звучала в нескольких концертах, однако ни с Моцартом, ни с Булезом у нее не возникало диалога, о сравнении же и речи быть не может. У Пинчера есть удачные опусы - например, виолончельный концерт "Нарцисс" или одна из частей в коллективном проекте "Планеты и астероиды". Однако им существенно уступала его пьеса для контрабаса, трех виолончелей, ансамбля и живой электроники, которой дирижировал Булез, - кстати, в день рождения Пинчера. И уж совсем невыигрышно она звучала рядом с "Derive 2", одной из лучших партитур Булеза, и "Asko Concerto" Эллиота Картера - живого классика, недавно отметившего столетие. Сочинение построено на чередовании различных дуэтов - альта и гобоя, кларнета и контрабаса, трубы и скрипки, - где инструменты будто не слышат друг друга, но через конфликт приходят к согласию.

Музыку Картера представил также Хайнц Холлигер - знаменитый дирижер, гобоист, композитор. Он весьма творчески подошел к составлению программы, поставив в центр ее два концерта для кларнета с оркестром, Моцарта и Картера, показав эволюцию жанра за два столетия. А с "Гробницей Куперена" Равеля, посвященной погибшим в Первой мировой войне, рифмовалась "Военная" симфония Гайдна, вторая часть которой усилена дополнительной группой ударных, изображающей военный оркестрик. Обычно она располагается на сцене, но на сей раз, к вящему удивлению публики, прошагала через весь зал, оглушительно гремя.

Еще раз инструментальный театр напомнил о себе совсем в другом концерте, где Марк Минковский дирижировал серенадой Моцарта "Posthorn" ("С почтовым рожком"): виртуоз почтового рожка выехал на сцену на велосипеде и в форме почтальона. Как ни в чем не бывало играя соло и держа инструмент одной рукой, другой он стал раздавать почту: посылку дирижеру, бандероль первому скрипачу, письмо кому-то в первом ряду, после чего спокойно поехал дальше.

Среди тех, кто представлял на фестивале сочинения Моцарта, Минковский, безусловно, заслуживает первого места. С тех пор как маэстро выпустил на CD 40-ю и 41-ю симфонии, слушать другие исполнения практически невозможно - настолько его Моцарт нов и свеж. Дирижер станет одним из главных героев следующего фестиваля: в тандеме с режиссером Оливье Пи он готовит постановку оперы "Идоменей", которая откроет "Неделю Моцарта"-2010.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;