Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7669) 12-18 февраля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираКонфликт и согласиеВ Зальцбурге закончилась "Неделя Моцарта"-2009 Илья ОВЧИННИКОВ
В родном городе Моцарта состоялся ежегодный фестиваль, приуроченный к дню рождения композитора. Его музыкой дирижировали здесь Сейджи Озава, Николаус Арнонкур, Саймон Рэттл, Марк Минковский, Деннис Рассел Дэвис, Дэниел Хардинг. В "Неделе Моцарта" также принимали участие пианисты Даниэль Баренбойм, Елена Башкирова, Андраш Шифф, певицы Магдалена Кожена, Аннетт Даш и многие другие известные исполнители. Всего за десять дней состоялось двадцать пять концертов, где выступили девять оркестров, четыре ансамбля, десять дирижеров и свыше сорока солистов. Специальными гостями форума стали композиторы Пьер Булез, Маттиас Пинчер и пианистка Мицуко Ушида. Предлагая тому или иному музыканту статус приглашенного артиста, "Неделя Моцарта" предоставляет ему возможность участия в трех концертах - симфоническом, камерном и сольном - и относительную свободу в выборе репертуара. Год назад, например, эту позицию занимал французский пианист Пьер-Лоран Эмар, в каждой из программ наряду с Моцартом исполнявший не слишком расхожие сочинения Мессиана, Веберна и молодых авторов. Японка Мицуко Ушида, приглашенная артистка нынешнего фестиваля - пианистка, возможно, еще более яркого дарования. Ее предпочтения более традиционны: с Венским филармоническим оркестром и струнным "Хаген-квартетом" она играла Моцарта и Брамса, и без того звучащих здесь постоянно. Тем неожиданнее оказался ее сольный вечер, главным автором которого был уже не Вольфганг Амадей, а сама Ушида. Сопоставляя с музыкой нашего времени сочинения Моцарта, пианистка и в них находила отзвуки других эпох. Соната ля минор, открывшая концерт, первыми же нотами сбивала слушателя с ног, словно могучий поток, неожиданно напоминая "Патетическую" Бетховена. Из последней четверти XVIII столетия - в середину века ХХ, когда 20-летний Пьер Булез написал одно из первых сочинений, "Notations", 12 миниатюр по 12 тактов. Короткие пьесы Ушида исполняла настолько увлеченно, то с пафосом, то со смехом, что весьма рациональная музыка оживала, наполнялась новым содержанием. Следом - ля-минорное Рондо Моцарта, больше похожее на Шопена, и опять перелет в ХХ век, к фрагментам "Игр" Дьердя Куртага. Логику их соединения в единый микроцикл с Контрапунктом и Сарабандой Баха, правда, понять оказалось трудно, отчего предложенное пианисткой путешествие не стало менее увлекательным. После Куртага без перерыва прозвучали Соната Моцарта до мажор и Экспромт Шуберта на бис. Сыграть Булеза Ушида решила неслучайно: 83-летний маэстро был одним из главных героев форума. Без всякого повода, просто по совокупности заслуг: легендарный композитор, основатель парижского IRCAM (Институт музыкальных и акустических исследований) и ансамбля "Interсontemporain", дирижер, осуществивший десятки исторических записей и оперных постановок, один из самых авторитетных и влиятельных музыкантов мира, как сорок лет назад Стравинский. В рамках "Недели Моцарта" прошел авторский концерт Булеза, где он ответил на вопросы художественного руководителя фестиваля Штефана Паули, а также представил четыре своих сочинения разных лет: два для фортепиано, одно для кларнета и фонограммы, еще одно - "Anthemes 2" - для скрипки и электроники. Еще в одной программе Булез выступил как дирижер, сыграв вместе с "Interсontemporain" сочинения Эллиота Картера, Маттиаса Пинчера и свое собственное. Как и Булез, 38-летний Пинчер был гостем фестиваля, чья музыка звучала в нескольких концертах, однако ни с Моцартом, ни с Булезом у нее не возникало диалога, о сравнении же и речи быть не может. У Пинчера есть удачные опусы - например, виолончельный концерт "Нарцисс" или одна из частей в коллективном проекте "Планеты и астероиды". Однако им существенно уступала его пьеса для контрабаса, трех виолончелей, ансамбля и живой электроники, которой дирижировал Булез, - кстати, в день рождения Пинчера. И уж совсем невыигрышно она звучала рядом с "Derive 2", одной из лучших партитур Булеза, и "Asko Concerto" Эллиота Картера - живого классика, недавно отметившего столетие. Сочинение построено на чередовании различных дуэтов - альта и гобоя, кларнета и контрабаса, трубы и скрипки, - где инструменты будто не слышат друг друга, но через конфликт приходят к согласию. Музыку Картера представил также Хайнц Холлигер - знаменитый дирижер, гобоист, композитор. Он весьма творчески подошел к составлению программы, поставив в центр ее два концерта для кларнета с оркестром, Моцарта и Картера, показав эволюцию жанра за два столетия. А с "Гробницей Куперена" Равеля, посвященной погибшим в Первой мировой войне, рифмовалась "Военная" симфония Гайдна, вторая часть которой усилена дополнительной группой ударных, изображающей военный оркестрик. Обычно она располагается на сцене, но на сей раз, к вящему удивлению публики, прошагала через весь зал, оглушительно гремя. Еще раз инструментальный театр напомнил о себе совсем в другом концерте, где Марк Минковский дирижировал серенадой Моцарта "Posthorn" ("С почтовым рожком"): виртуоз почтового рожка выехал на сцену на велосипеде и в форме почтальона. Как ни в чем не бывало играя соло и держа инструмент одной рукой, другой он стал раздавать почту: посылку дирижеру, бандероль первому скрипачу, письмо кому-то в первом ряду, после чего спокойно поехал дальше. Среди тех, кто представлял на фестивале сочинения Моцарта, Минковский, безусловно, заслуживает первого места. С тех пор как маэстро выпустил на CD 40-ю и 41-ю симфонии, слушать другие исполнения практически невозможно - настолько его Моцарт нов и свеж. Дирижер станет одним из главных героев следующего фестиваля: в тандеме с режиссером Оливье Пи он готовит постановку оперы "Идоменей", которая откроет "Неделю Моцарта"-2010. Также в рубрике:
|