Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7674) 19-25 марта 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Что делать?

Выставка номинантов премии "Инновация"

Ирина КУЛИК
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


На выставке

В московском Государственном центре современного искусства открылась выставка номинантов IV премии "Инновация" - единственной отечественной государственной премии в области современного визуального искусства.

Наиболее мощно выглядит раздел, представляющий номинантов в категории "Новая генерация". Все представленные авторы уже отлично знакомы публике, посещающей столичные вернисажи. Некоторые уже не в первый раз номинируются на различные художественные премии, как, например, самарский видеоартист Владимир Логутов и краснодарские художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, выдвигавшиеся на "Кандинского".

Что касается раздела, посвященного "взрослым" номинантам, претендующим на основной приз "Произведение современного искусства", то он выглядит куда более разнородным. Одному из произведений - инсталляции "Грачи прилетели" лэндартиста Николая Полисского и его соавторов по "Никола-ленивецким промыслам" - даже не нашлось места в зале: архаичные деревянные черные птицы украшают фасад ГЦСИ. Что же касается наиболее каверзного для премии произведения, то оно, единственное на выставке, представлено только видеодокументацией. Речь идет о показанном в "Гараже" грандиозном проекте Ильи и Эмилии Кабаковых "Альтернативная история искусства". Само участие в конкурсе "Инновации" самого знаменитого из ныне живущих русских художников ставит жюри, не говоря уже об остальных участниках, практически в безвыходное положение. Ситуация, в которой кто-либо из номинантов побеждает Кабакова, будет самым настоящим подрывом устоев. Но и победа Кабакова будет выглядеть несправедливостью по отношению к остальным номинантам, не имеющим его славы, возможностей и амбиций. Тем более что соперничают с ним проекты весьма достойные, но предельно контрастные по отношению к программной мегаломании выставки в "Гараже". Помимо уже упомянутых "Грачей" Николая Полисского, это подчеркнуто камерный, приватный, но весьма элегантный проект младшего коллеги Кабакова по "московскому концептуализму" Никиты Алексеева "Это есть. Этого нет. Это есть", очень домашняя выставка Владислава Ефимова "Для радио", в которой художник обыграл собственную дивную коллекцию старинных радиоприемников, и ретроспектива эстетского, но подчеркнуто не желающего быть понятным видеохудожника Виктора Алимпиева "Чей это выдох?" По отношению ко всем этим весьма значимым для российской арт-сцены авторам Кабаков - фигура из совсем другой реальности. Некогда основополагающий для нашего контекста, но давно работающий на Западе художник, и правда, выглядит персонажем "альтернативной истории искусств". Остается только присоединиться к нашему коллеге Сергею Хачатурову, предлагавшему учредить для Кабакова специальную номинацию. А еще лучше - специальную премию, например, альтернативную "Инновацию", и наградить ею, во всех номинациях, сразу всех персонажей - художников, выведенных Кабаковым в "Альтернативной истории искусств": "неофициального художника 1970-х И. Кабакова" - за "Лучшее произведение", "художника 1990-х Спивака" - как "новую генерацию", а покойного Шарля Розенталя, скрестившего супрематизм с соцреализмом - "за вклад". В принципе, именно в почетной и внеконкурсной номинации "За вклад" и надо было присуждать "Инновацию" Илье Кабакову, но тогда бы премия лишилась наиболее любопытной интриги. Да и выбор награжденных "За вклад" в этом году, и правда, безупречен: "Инновации" удостоили Игоря Шелковского и, посмертно, Александра Сидорова - издателей легендарного "тамиздатовского" журнала "А-Я", выходившего с 1979-го по 1986 год в Париже и бывшего не только актом диссидентского мужества, но и лучшим из когда-либо сделанных русским журналом по современному искусству.

Номинации "Кураторский проект" и "Региональный проект" на выставке представлены только видеодокументацией. Так что нужно довольно долго изучать эти материалы, чтобы понять неоднозначность выбора экспертного совета. Например, задаться вопросом, правомочно ли выдвигать на премию в области современного искусства отличный, спору нет, но явно выходящий за предложенные исторические рамки кураторский проект Екатерины Деготь "Борьба за знамя: советское искусство между Троцким и Сталиным. 1926 - 1936 год". Конкурирует он с проектами Юрия Аввакумова и Юрия Григоряна "Роддом", персональной выставкой Бориса Турецкого, подготовленной для музея "ART4RU" Ларисой Кашук и хозяином музея Игорем Маркиным, I Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" (Дарья Пыркина и кураторская группа), а так же одним из спецпроектов этой биеннале - придуманной Анной Зайцевой выставкой "Яблоки падают одновременно в разных садах", где кураторское шефство над молодыми художниками брали мэтры московской арт-сцены. Что же касается региональной номинации, то кураторские проекты, придуманные в провинции, - Канский фестиваль короткометражного фильма в городе Канске Красноярского края или международная программа документальных фильмов о гибриде искусства и науки "Эволюция от кутюр" Калининградского ГЦСИ - при всей своей изобретательности вряд ли смогут сравняться с проектами-блокбастерами, показанными в провинции, но сделанными со столичными средствами и размахом: выставкой "Русское бедное", сделанной для Пермского музея Маратом Гельманом или всероссийским гастрольным туром проекта "Будущее зависит от тебя", подготовленного коллекционером Пьером Броше. Не говоря уже о том, можно ли признать "кураторским проектом" петербургский художественный сквот "Непокоренных".

Впрочем, нет еще ни одной премии, чей выбор показался бы справедливым всем. Окончательный повод для возмущения или, напротив, для ликования определится 4 апреля - в день вручения "Инновации".

P.S. Когда уже верстался номер, стало известно, что Илья и Эмилия Кабаковы отказались от участия в конкурсе на премию "Инновация". На сожалеюще-недоумевающее письмо заместителя председателя Организационного комитета конкурса "Инновация", генерального директора Государственного центра современного искусства Михаила Миндлина от художников был получен следующий текст, причем на английском языке (Кабаковы совсем стали международными звездами).

"Дорогой Михаил, нам также очень жаль.

Все это не касается самой премии. Мы выражаем уважение всем, к ней причастным, особенно художникам, участвующим в конкурсе. Но после прочтения всех статей в российской прессе мы решили, что в самом деле не хотим находиться внутри противоречивой ситуации. В прочих обстоятельствах мы просто получали премии и поздравления с получением. Здесь все выглядит так, словно люди пришли в состояние крайнего возбуждения. Мы думаем, что будет лучше для нас и самой премии, если мы изымем наши имена из конкурса.

Сожалеем, что оказались в центре всей этой очень неприятной ситуации.

С лучшими пожеланиями,

Эмилия"

(Перевод - редакция газеты "Культура").

Ну что же, no comments.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;