Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7674) 19-25 марта 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноТактика обмана"Чернильное сердце" Йена Софтли и "Ничего личного" Тони Гиллроя Екатерина ТАРХАНОВА
Когда искусство в кино уступает место бизнесу, меняются формы воздействия. Их становление - единственное, за чем стоит наблюдать в новинках репертуара. "Чернильное сердце" Йена Софтли занято вроде бы "современной волшебной сказкой", а "Ничего личного" Тони Гиллроя - "криминально-романтической комедией". Но не стоит заблуждаться, как они на самом деле действуют. Папа с дочкой в "Чернильном сердце" колесят по Европе в поисках пропавшей мамы. Пропала она не где-нибудь, а на страницах книги, которую папа вечером читал вслух. Чтение оживило кого-то из персонажей и спрятало кого-то из живых. Книжные злодеи, попавшие в реальность, заставляют папу читать про книжное золото, чтобы оно тоже сыпалось из переплета. Мелькают рыцарский замок, пещера Али-Бабы, единороги, летучие обезьяны - и все это рядом с автомобилями и поездами. Такой детский "волшебный" эффект давали недавно многосерийный "Гарри Поттер", "Звездная пыль", "Золотой компас". Два секретных агента в "Ничего личного" влюбляются и пытаются провернуть совместную аферу, ни на секунду не доверяя друг другу. Секреты и обманы проносятся через Дубай, Рим, Коннектикут, Лондон, Нью-Йорк, Цюрих. Фоном влюбленности становится конкуренция глобальных корпораций и новости промышленного шпионажа. Такого взрослого "комического" эффекта кино пытается добиться постоянно. "Тайные агенты", "Мистер и миссис Смит", многосерийные "Друзья Оушена" - лишь обрывок списка, начатого "Честью семьи Прицци". "Свежие поступления" в кинобизнесе даже не претендуют на то, чтобы казаться оригинальными. Это больше не "произведения", движущиеся от начала к концу с определенной логикой, динамикой и сменой впечатлений. У них иной закон, нежели у искусства. От начала к концу - стандартный набор предсказуемых ситуаций. Сюжеты нарочно примитивны и монотонны, время останавливается, зато в каждый данный момент каждый "эффект" виднее. Нужны не фильмы, а только "рекламные паузы". В первую очередь в "Чернильном сердце" должен поражать набор звездных имен. Брендан Фрейзер, как всегда, - герой, Энди Серкис, как всегда, - злодей, но есть еще знаменитые Пол Беттани, Хелен Миррен, Джим Бродбент. Каждому сделано "антре": чего стоят Миррен на мотоцикле и секундное появление в кадре Дженнифер Коннели (жены Беттани). Еще важно, чтобы компьютер красиво рисовал и по экрану метались монстры, смерчи и страшная Тень. Ну и, конечно, нужны драки, погони, пожары и разрушения. Зачем они, что происходит, - совершенно не вопрос. "451о по Фаренгейту" в данном случае ни при чем. Но без компьютера и прочих погремушек к нынешней "детской" аудитории не стоит подходить. То немногое, чем Йену Софтли удалось облагородить "волшебную" катавасию, - его врожденное чувство стиля. Он умеет изящно соединить Средневековье и субкультуру сегодняшних "готов", у него не режет глаз превращение багдадского вора в скромного тинэйджера, дымам и взрывам соответствует эксцентрика актерского исполнения. Смысла происходящему стилизация не добавляет, но рассматривать ее нестыдно. На "взрослую" аудиторию "Ничего личного" нацелены опять же "точечные эффекты", только чуть-чуть другие. Отдельная "сенсация" - возвращение на экран давно не снимавшейся Джулии Робертс. Клайв Оуэн, стандартизованный экранный джентльмен, гладит ее по спине. Все невинно, но голое тело матери троих детей в одной постели с мужчиной, не являющимся ее мужем, призвано поражать. Еще эффект - дуэт комических злодеев в исполнении таких артхаусных звезд, как Пол Джаматти и Том Уилкинсон. Два солидных бизнесмена в очень замедленной съемке дерутся на летном поле. Должно быть очень смешно. К сожалению, Тони Гиллрой - менее опытный постановщик, чем Софтли, ему выдумки не хватает, а даже хорошие актеры не могут все время быть "погремушками". В презентацию Рима и Цюриха, платьев и костюмов, шпилек и танкеток прорываются бесконечные длинноты, беспомощные отношения, безнадежные диалоги. Но больше всего отсутствие "произведения" как такового выдает финал приключений. Если увлечься разглядыванием Робертс, поначалу финал разочаровывает лишь своей "непридуманностью". Не имея никакого смысла, кроме самого себя, бизнес в кино делает ненужным все, кроме рекламных трюков. Любой ценой обмануть, сорвать куш и смыться, оставив публику в недоумении - единая цель "Чернильного сердца" и "Ничего личного". Их разница - лишь в тактике обмана "детской" и "взрослой" аудитории. Также в рубрике:
|