Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7674) 19-25 марта 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияПираты с "Каменной башкой"Успешный - не значит кассовый: кинобизнес подводит итоги АНТИКРИЗИСНЫЕ СЮЖЕТЫМария ТОКМАШЕВА В столичном концертном зале "Космос" проходил кинорынок. Хотя по экспертным оценкам, кризис уже начал отражаться на кинопроизводстве, здесь было оживленно. Прокатчики представляли планы премьер и делились прогнозами на 2009 - 2010 годы. По мнению многих, экономическая ситуация вряд ли скажется на планах компаний в этом году. Влияние кризиса мы сможем в полной мере оценить только в 2010-м. Так, генеральный директор независимой исследовательской компании "Movie Research" считает, что в следующем году в России в разы увеличится количество успешных фильмов: "Раньше в год снимали восемьдесят картин. В 2010-м эта цифра сократится как минимум на 30 процентов, не исключено даже, что на 50. Поэтому и доля успешных фильмов будет выше". В 2008 году успешных фильмов, по данным "Movie Research", было пять: "Самый лучший фильм", который при бюджете в 110,8 миллиона рублей собрал почти 680 миллионов; "Любовь-морковь 2" (бюджет - 84,8 миллиона рублей, кассовые сборы - 504,4 миллиона); "Гитлер Капут" (76,6 миллиона рублей - бюджет, кассовые сборы - 246 миллионов); "Все могут короли", чьи кассовые сборы превысили бюджет более чем в два раза (177,8 миллиона рублей против 60,1 миллиона) и "День радио", на который было потрачено 47,1 миллиона рублей, а получено 135,1 миллиона. Успешность фильма определялась согласно международной практике: в пятерку вошли картины, принесшие доход продюсеру, которому достается 42,5 процента от кассовых сборов (50 процентов "уходит" прокатчикам, а 7,5 - дистрибьюторам). Тем не менее, эти успешные фильмы в списке самых кассовых за 2008 год занимают далеко не первые места. "Самый лучший фильм" только на третьей позиции по кассовым сборам. Лидером здесь стал "Адмиралъ". Если же говорить обо всех фильмах, выходивших в прокат в 2008-м, то больше всего собрал мультфильм "Мадагаскар 2". Впрочем, 18 из 25 фильмов, собравших наибольшую кассу в прошлом году, сделаны в США или при их участии. Всего в 2008-м в прокате было 378 фильмов. "Впервые с 2003 года произошло сокращение количества отечественных фильмов в прокате, - отмечает Олег Иванов. - Рост числа зарубежных фильмов при этом продолжился: в 2008-м их количество достигло 297". Так что неудивительно, что в Госдуме возникают идеи о квотировании голливудских картин. "Различные ограничительные меры только нарушат баланс и сдержат развитие киносетей", - считает Олег Иванов. Кстати, по сравнению с 2007-м количество кинотеатров увеличилось почти на 10 процентов, а количество кинозалов - на двадцать. При этом число посещений кинозалов и кинотеатров возросло по сравнению с 2007-м только на 4,3 процента. Как и прежде, наибольшая зрительская аудитория - 60 процентов - молодежь в возрасте от 15 до 25 лет. Зрители старше сорока лет составляют только 10 процентов аудитории российских кинотеатров, в то время как, например, в США эта категория зрителей, по данным MPAA, достигает 35 процентов. В нашей стране люди, становясь старше, предпочитают смотреть фильмы в уютной домашней обстановке. Может быть, именно поэтому в России так распространено "пиратство". Правда, первая пятерка самых продаваемых "пиратских" DVD вряд ли представляет собой выбор среднестатистического россиянина "за 40". По данным Ассоциации DVD-издателей, в 2008 году больше всего купили пиратских копий фильма "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа", а больше всего денег "пираты" забрали у фильма "Миллион лет до нашей эры 2" (пиратские сборы составили 76 процентов от кино-, театральных сборов). Из отечественных фильмов больше всего пострадала картина "Каменная башка", чьи "пиратские" сборы были равны почти 68 процентам от сборов кино-, театральных. На развитие кинематографа, по мнению экспертов, повлияет не только поведение государства, общая экономическая и политическая ситуация, но и позиция ключевых игроков рынка. Согласно статистике, в 2008 году лидерами среди производственных компаний можно считать ДАГО и Дирекцию "Первого канала". Причем и та, и другая выпустили только по одному фильму. А вот выпустившие больше всего картин - компания "Централ Партнершип" (5 фильмов) и Кинокомпания "СТВ" (7 фильмов) - заняли восьмое и десятое места соответственно. Лидер среди прокатных компаний, занимающихся российским кино, - "ХХ век Фокс СНГ" - тоже заработал на прокате двух фильмов, суммарно собрав почти 1,7 миллиарда рублей. На 100 миллионов меньше собрали шестнадцать фильмов, выпущенных компанией "Каропрокат". КОММЕНТАРИЙ К разговору о влиянии экономической ситуации на отечественный кинорынок присоединился председатель совета директоров ГК "КАРО" Леонид ОГОРОДНИКОВ . - Кино - это не просто развлечение, не просто переживание захватывающих сюжетов и опасных приключений, это величайшее из искусств. Но очевидное и часто упускаемое из виду обстоятельство состоит в том, что успех или неудачу фильма первым делом определяет ситуация, сложившаяся на рынке. Будут ли люди платить деньги за то, чтобы посмотреть картину? Вот главный вопрос, который задают себе все участники кинорынка. Нынешний финансовый кризис коснулся отечественного рынка кинопоказа, в результате чего произошло падение деловой активности всех игроков. Повсеместно начали переносить даты открытия кинотеатров. Кинотеатры в основном размещаются в торговых центрах, строившихся на заемные средства, поэтому девелоперы не только переносили даты запуска объектов в эксплуатацию, но и даже не достраивали комплексы, которые были почти закончены: финансирование было либо совсем прекращено, либо пересмотрено в сторону уменьшения. По этой же причине несколько кинотеатров, которые мы планировали открыть до конца прошлого года, начнут работать в этом году. Тем не менее в декабре нам удалось открыть в Москве кинотеатр "Варшава". В ближайшее время в столице появятся еще два наших кинотеатра. - Но, как писали многие СМИ, один из ваших кинотеатров пришлось закрыть. Почему ? - В начале февраля мы были вынуждены закрыть кинотеатр в Орехово-Зуеве. Причина - изменение условий арендной платы. Руководство торгового центра, в котором размещался кинотеатр, приняло решение об увеличении арендной ставки в валюте, что выглядит неадекватным сложившейся экономической ситуации. Сейчас закрытия кинотеатров мы не планируем, более того, продолжаем открывать новые залы. Мы постоянно совершенствуем бизнес-процессы и систему управления, что позволяет обеспечить динамику развития, осуществлять экспансию в регионы и использовать передовой опыт мировых гигантов киноиндустрии, оставаясь лидером на рынке кинопроката России. Чтобы сделать кино доступным, необходимо строить мультиплексы и в городах-миллионниках, и в городах с населением 500 тысяч и менее. Поскольку сейчас в России пока существует проблема нехватки кинотеатров, мы предпринимаем активные действия для ее решения. - Стали ли, на ваш взгляд, люди реже посещать кинотеатры ? - Кинематограф по своей социально-культурной роли является одним из значимых видов современного изобразительного искусства. Он без труда преодолевает культурные барьеры, приносит нам положительные эмоции и помогает забыть о жизненных неурядицах. Кино стало тем видом искусства, которое поможет пройти через кризис. Кинопоказ более устойчив к рецессиям и кризисам, чем другие отрасли. Даже когда люди начинают экономить на путешествиях, походах в рестораны и покупках, в кино они продолжают ходить, так как это одно из самых недорогих развлечений. Неслучайно голливудская Фабрика грез родилась в период Великой депрессии 1929 - 1933 годов. Она психологически спасла огромное количество зрителей, которые сутками не выходили из кинозалов, заплатив всего 10 центов. Сейчас в России складывается похожая ситуация. Например, в 2008 году прокатные сборы выросли, несмотря на начавшийся спад кинопроизводства во всем мире. В наступившем году посещать кино меньше не стали. В кинотеатрах "КАРО Фильм" в январе - феврале был отмечен рост посещаемости порядка 15 - 20 процентов. Особенно удачными были новогодние каникулы, когда в кинотеатрах появились сразу три масштабные картины - "Обитаемый остров", "Любовь-морковь 2" и "Стиляги". После новогодних каникул прошел целый ряд рейтинговых картин, позволивших заинтересовать зрителей и привлечь их в кинотеатры. Пострадает или нет российский кинопрокат от набирающего обороты финансового кризиса, станет понятно в конце марта. Если на новогодние праздники многие люди, даже оставшиеся без работы, тратили деньги на кино по инерции, то по итогам этого месяца мы сможем сказать, потянулся ли зритель в кинозалы или на посещении кино стали экономить. - Цены на билеты повышать будете ? - В 2008 году средняя цена входных билетов в московские кинотеатры была 200 рублей. В настоящее время средняя стоимость билета в кино составляет около 228 рублей, то есть цена на билеты увеличилась примерно на 14 процентов. Этот показатель ниже уровня инфляции за данный период, скажем, стоимость продовольствия за этот период возросла в разы. То, что количество зрителей не уменьшается, показывает, что для людей эта цена билета комфортна. По данным "Кинобизнес сегодня", в прошедшем кинопрокатном году зрители приобрели в кассах российских кинотеатров более 123 миллионов билетов, что на 16,2 процента превышает показатель 2007 кинопрокатного года, когда более 106 миллионов зрителей посетили кинозалы страны. Во второй раз за всю историю кинопроката России в кинотеатрах было продано более 100 миллионов билетов. Кино - самое доступное и демократичное развлечение, поэтому, в отличие от других секторов российской экономики, мы делаем ставку на увеличение потока зрителей и качество обслуживания, а не на то, чтобы увеличить доходность, подняв цены на билеты. - На какой стадии в ваших кинотеатрах находится система электронного билета? И считаете ли вы, что она действительно необходима для сегодняшнего кинорынка? - Электронный билет - это цивилизованный возврат денег в экономику. Безусловно, он необходим. Благодаря внедрению этой системы можно будет на общегосударственном уровне получать информацию о прокате со всех уголков страны, причем не только в крупных федеральных сетях кинотеатров, но и в отдельных кинотеатрах, не входящих в кино-, театральные сети. Мы активно участвуем в программе внедрения электронного билета и сейчас тестируем оборудование, которое в дальнейшем, на момент запуска системы, будет установлено во всех кинотеатрах страны. Также в рубрике:
|