Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7674) 19-25 марта 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаЯ - сама!Легендарная Сильви Гиллем сделала "Push" балетной державе Елена ФЕДОРЕНКО
Программа "Легендарные спектакли и имена XX века", подаренная фестивалем "Золотая Маска" и Французским культурным центром, открылась символично и красиво - выступлением Сильви Гиллем. Легендарная француженка, чье имя известно даже неофитам, - символ танца, приехала в Москву впервые. Дважды выступала в Санкт-Петербурге: в конце 80-х, еще в Ленинграде, станцевала в Кировском театре в "Дон Кихоте" и "Лебедином озере", позже вела там гастрольные спектакли Королевского балета Великобритании - "Месяц в деревне" и "Маргарита и Арман". Сегодня понятно: надо было бросать все дела и мчаться к "Красной стреле", но тогда казалось, что первая балерина планеты окажется и в российской столице. Обещаний было немало: собиралась приехать на юбилей к замечательному педагогу Борису Акимову, но на этот день был намечен спектакль в Лондоне; анонсировал приезд суперзвезды фестиваль "Grand pas", но - не случилось. Когда говорят о возможностях балета, доступных ему темах, личностях, которые определяют развитие этого эфемерного и жесткого искусства, то в первом ряду "легендарных спектаклей и имен ХХ века" непременно звучит имя Гиллем, самой знаменитой современной танцовщицы мира. Для нее ставили Морис Бежар, Уильям Форсайт, Макс Экк, а первым, кто открыл приму балетной планеты, был Рудольф Нуреев. Он, ниспровергатель норм и канонов, почувствовал ее божественную одаренность (описывать танец Гиллем и сегодня - дело неблагодарное, она напрямую общается с мирами, где нет границ между физическим, интеллектуальным, духовным) и совершил беспрецедентный по дерзости шаг. Сделал 19-летнюю танцовщицу, не познавшую мук восхождения по политой потом лестнице к вершинам, этуалью ("звездой") Парижской Оперы. Такого хода французская сцена еще не знала! Но через четыре сезона Сильви покинула Парижскую Оперу и стала независимой, хоть и связала себя контрактом guest star с Королевским балетом Великобритании. Честно отрабатывая положенные спектакли, в "свободное" время танцевала по зову сердца - сама выбирала репертуар и труппы, сама определяла партнеров и хореографов. К слову, заметим ее уникальный взгляд на менеджмент: похоже, она никаких организаторов не признает - сама строит гастрольные планы, сама готовит контракты, сама расписывает поездки. Гиллем не выносит бесед с журналистами, не пускает на свои спектакли фотографов. Оберегает свою жизнь от суеты и всяких случайностей. Те, с кем Сильви работала, всегда и неизменно были счастливы. Сегодня она в творческом тандеме с Расселом Малифантом - партнером и хореографом в одном лице. Свою совместную работу - полуторачасовой спектакль под названием "Push" - и представили гости на сцене МХТ имени Чехова. "Push", объездивший многие страны, отмечен четырьмя - и какими! - наградами Великобритании: премией "South Bank Show Dance Award", премией Лоуренса Оливье за лучший танцевальный проект, премией журнала "Time Out" (ее Сильви получила как лучшая танцовщица); а Малифант удостоен Национальной танцевальной премии за лучшую современную хореографию. О нем, Малифанте, мы знаем немного: получил классическое образование, танцевал в Королевском балете Великобритании, потом увлекся современной пластикой, создал свою труппу, которая, правда, не собиралась вместе уже пару лет. На вечере "Французская Синематека в Москве" был показан его спектакль "Критическая масса" - история о том, что мы все находимся под влиянием вещей, которые нас окружают. Сегодня его главная тема - Сильви Гиллем. Она отнюдь не транслятор хореографических идей и танцует так, словно сама все сочинила. К тому же для нее любая хореография будет тесной, и любой текст она подымет до собственной гениальности. Грамотные построения Малифанта она оборачивает стихией танца. Степень органики и достоверности Гиллем такова, что лучше посмотреть хотя бы пять минут записи ее танца, чем представить его себе по рассказу очевидцев. "Push" состоит из четырех миниатюр, поставленных в разное время: два женских soli, одно - мужское и дуэт. Никаких аккомпанирующих лиц, никакого реквизита, только - свет. Начало первой миниатюры на гитарную музыку Карлоса Монтойа - песнь грустной одинокой души в замкнутом пространстве: лампы нависают над головой женской фигурки в белом. Медленные движения рук, попытка воспарить ввысь, и вот удача - свет поднимается, раздвигая пространство (на самом деле, сама Гиллем делает это!) и начинается поток точных сверхгибких движений, какой-то концентрат танцевальной стихии, приправленный Востоком. Второй opus на музыку Ширли Томпсона исполняет Малифант и... его тени. На белом заднике, разделенном на вертикальные плоскости, проецируются позы бритоголового солиста, чей танец - не больше чем череда эффектных поз. Тени разной величины, движения с разных ракурсов вторят танцовщику, становятся единственными его "попутчиками". Третье solo (музыка Энди Коутона) вновь танцует Гиллем, и оно вновь об одиночестве человека в безбрежном океане жизни. С этим номером связана любопытная история. Сильви увидела его в исполнении балерины, на которую он и был поставлен лет десять назад, и захотела пополнить им свой репертуар. Так началось содружество Гиллем и Малифанта. Балерина выхвачена лучом света, танцуют ее руки, гнется стан, но так, что возникает вопрос: как могут руки вращаться во всех направлениях, изгибаться в суставах вопреки законам тела? Впрочем, вопрос тут же улетучивается, потому что медленно и чуть угловато взмахнув руками, показав натруженную спину с напряженным рельефом мускулов, она начинает прекрасную вакханалию танца рук и корпуса. От индифферентности - к свободе, от скованности - к непринужденности, от разминки - к движению, от позы - к экспрессионизму. Дуэт "Push", построенный на контактной импровизации, (тоже на музыку Каутона) - о взаимоотношениях мужчины и женщины - любимая в танцевальном мире тема. Только в балете все дело заканчивается свадьбой, а современный танец выплескивает страсть разрывов и расставаний, противостояния полов. В дуэте Гиллем и Малифанта - романтическая энергия и утонченная элегантность, никакого кокетства и утрированных чувств. Жизнь, рассказанная мудрецом, - терниста и жестока. Степень органики Гиллем фантастична, естественна, эталонна. Она в отличной форме и наверняка с блеском исполнит любую классическую партию, но как когда-то юная рыжеволосая этуаль оставила Парижскую Оперу, предпочтя вольницу и в творческой жизни и в жизни вообще, так сегодня она подвела черту классическому репертуару (его бесценный антиквариат она изучила досконально) ради эксперимента. Совсем не в силу возраста. Похоже, что в свои сорок три о пенсии она не думает. И не надо! Также в рубрике:
|