Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7674) 19-25 марта 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Я - сама!

Легендарная Сильви Гиллем сделала "Push" балетной державе

Елена ФЕДОРЕНКО


С.Гиллем и Р.Малифант

Программа "Легендарные спектакли и имена XX века", подаренная фестивалем "Золотая Маска" и Французским культурным центром, открылась символично и красиво - выступлением Сильви Гиллем. Легендарная француженка, чье имя известно даже неофитам, - символ танца, приехала в Москву впервые. Дважды выступала в Санкт-Петербурге: в конце 80-х, еще в Ленинграде, станцевала в Кировском театре в "Дон Кихоте" и "Лебедином озере", позже вела там гастрольные спектакли Королевского балета Великобритании - "Месяц в деревне" и "Маргарита и Арман". Сегодня понятно: надо было бросать все дела и мчаться к "Красной стреле", но тогда казалось, что первая балерина планеты окажется и в российской столице. Обещаний было немало: собиралась приехать на юбилей к замечательному педагогу Борису Акимову, но на этот день был намечен спектакль в Лондоне; анонсировал приезд суперзвезды фестиваль "Grand pas", но - не случилось.

Когда говорят о возможностях балета, доступных ему темах, личностях, которые определяют развитие этого эфемерного и жесткого искусства, то в первом ряду "легендарных спектаклей и имен ХХ века" непременно звучит имя Гиллем, самой знаменитой современной танцовщицы мира. Для нее ставили Морис Бежар, Уильям Форсайт, Макс Экк, а первым, кто открыл приму балетной планеты, был Рудольф Нуреев. Он, ниспровергатель норм и канонов, почувствовал ее божественную одаренность (описывать танец Гиллем и сегодня - дело неблагодарное, она напрямую общается с мирами, где нет границ между физическим, интеллектуальным, духовным) и совершил беспрецедентный по дерзости шаг. Сделал 19-летнюю танцовщицу, не познавшую мук восхождения по политой потом лестнице к вершинам, этуалью ("звездой") Парижской Оперы. Такого хода французская сцена еще не знала! Но через четыре сезона Сильви покинула Парижскую Оперу и стала независимой, хоть и связала себя контрактом guest star с Королевским балетом Великобритании. Честно отрабатывая положенные спектакли, в "свободное" время танцевала по зову сердца - сама выбирала репертуар и труппы, сама определяла партнеров и хореографов. К слову, заметим ее уникальный взгляд на менеджмент: похоже, она никаких организаторов не признает - сама строит гастрольные планы, сама готовит контракты, сама расписывает поездки. Гиллем не выносит бесед с журналистами, не пускает на свои спектакли фотографов. Оберегает свою жизнь от суеты и всяких случайностей.

Те, с кем Сильви работала, всегда и неизменно были счастливы. Сегодня она в творческом тандеме с Расселом Малифантом - партнером и хореографом в одном лице. Свою совместную работу - полуторачасовой спектакль под названием "Push" - и представили гости на сцене МХТ имени Чехова. "Push", объездивший многие страны, отмечен четырьмя - и какими! - наградами Великобритании: премией "South Bank Show Dance Award", премией Лоуренса Оливье за лучший танцевальный проект, премией журнала "Time Out" (ее Сильви получила как лучшая танцовщица); а Малифант удостоен Национальной танцевальной премии за лучшую современную хореографию.

О нем, Малифанте, мы знаем немного: получил классическое образование, танцевал в Королевском балете Великобритании, потом увлекся современной пластикой, создал свою труппу, которая, правда, не собиралась вместе уже пару лет. На вечере "Французская Синематека в Москве" был показан его спектакль "Критическая масса" - история о том, что мы все находимся под влиянием вещей, которые нас окружают. Сегодня его главная тема - Сильви Гиллем. Она отнюдь не транслятор хореографических идей и танцует так, словно сама все сочинила. К тому же для нее любая хореография будет тесной, и любой текст она подымет до собственной гениальности. Грамотные построения Малифанта она оборачивает стихией танца. Степень органики и достоверности Гиллем такова, что лучше посмотреть хотя бы пять минут записи ее танца, чем представить его себе по рассказу очевидцев.

"Push" состоит из четырех миниатюр, поставленных в разное время: два женских soli, одно - мужское и дуэт. Никаких аккомпанирующих лиц, никакого реквизита, только - свет. Начало первой миниатюры на гитарную музыку Карлоса Монтойа - песнь грустной одинокой души в замкнутом пространстве: лампы нависают над головой женской фигурки в белом. Медленные движения рук, попытка воспарить ввысь, и вот удача - свет поднимается, раздвигая пространство (на самом деле, сама Гиллем делает это!) и начинается поток точных сверхгибких движений, какой-то концентрат танцевальной стихии, приправленный Востоком.

Второй opus на музыку Ширли Томпсона исполняет Малифант и... его тени. На белом заднике, разделенном на вертикальные плоскости, проецируются позы бритоголового солиста, чей танец - не больше чем череда эффектных поз. Тени разной величины, движения с разных ракурсов вторят танцовщику, становятся единственными его "попутчиками".

Третье solo (музыка Энди Коутона) вновь танцует Гиллем, и оно вновь об одиночестве человека в безбрежном океане жизни. С этим номером связана любопытная история. Сильви увидела его в исполнении балерины, на которую он и был поставлен лет десять назад, и захотела пополнить им свой репертуар. Так началось содружество Гиллем и Малифанта. Балерина выхвачена лучом света, танцуют ее руки, гнется стан, но так, что возникает вопрос: как могут руки вращаться во всех направлениях, изгибаться в суставах вопреки законам тела? Впрочем, вопрос тут же улетучивается, потому что медленно и чуть угловато взмахнув руками, показав натруженную спину с напряженным рельефом мускулов, она начинает прекрасную вакханалию танца рук и корпуса. От индифферентности - к свободе, от скованности - к непринужденности, от разминки - к движению, от позы - к экспрессионизму. Дуэт "Push", построенный на контактной импровизации, (тоже на музыку Каутона) - о взаимоотношениях мужчины и женщины - любимая в танцевальном мире тема. Только в балете все дело заканчивается свадьбой, а современный танец выплескивает страсть разрывов и расставаний, противостояния полов. В дуэте Гиллем и Малифанта - романтическая энергия и утонченная элегантность, никакого кокетства и утрированных чувств. Жизнь, рассказанная мудрецом, - терниста и жестока. Степень органики Гиллем фантастична, естественна, эталонна.

Она в отличной форме и наверняка с блеском исполнит любую классическую партию, но как когда-то юная рыжеволосая этуаль оставила Парижскую Оперу, предпочтя вольницу и в творческой жизни и в жизни вообще, так сегодня она подвела черту классическому репертуару (его бесценный антиквариат она изучила досконально) ради эксперимента. Совсем не в силу возраста. Похоже, что в свои сорок три о пенсии она не думает. И не надо!

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;