Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7689) 9-15 июля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительФлаги на пяльцах"Рукоделие" в галерее "ПРОУН" КИНО НА ТВЕлена ШИРОЯН
Кирпичная стена, пусть и чисто выбеленная, - не идеальный фон для традиционной живописи в технике "х., м.". Вероятно, тут кроется одна из причин, по которой галерея "ПРОУН" на "Винзаводе" все чаще вешает на свои стены объекты, находящиеся на стыке между "настоящим" искусством и реальной жизнью. Из этого разряда и экспонаты выставки "Рукоделие" - первой в двухчастном проекте под названием "Ручной труд". К слову, ручным трудом, столь ценимым в нынешнем мире машин-автоматов, являются и живопись, и прочее художническое "рукомесло". Однако внимание привлекла именно вышивка, причем не та, которой украшают подушечки, кофточки и прочие милые вещи для носки. Вышивка и аппликация не как милое, но скучноватое ДПИ, но как продолжение "высокого" арт-процесса, как его выразительное, глубоко индивидуалистическое проявление, как уклон от генеральной линии, а может быть, и предвестие того, куда пойдет дальше Большой стиль, - вот предмет исследования куратора Марины Лошак. На этой выставке сошлись Серебряный век, авангард (явления далекие, порой диаметрально противоположные) и современное искусство. Их соединили не механически, а по принципу сближения важнейших установок - прежде всего на преобразование всей окружающей действительности, на ее объединение силами искусства в некий стилевой поток, где и малая деталь, и скромный бытовой предмет несут в себе черты Единого Стиля. И где главный пункт программы - не дизайнерское оформление внешней, видимой стороны жизни, но формирование человека, чьи эстетические установки будут полностью отвечать Духу Эпохи. Разумеется, о столь высоких и сложных материях могли и не задумываться - во всяком случае, не формулировать их вербально, а лишь ощущать на подсознательном уровне - те авторы вековой давности, чьи работы на выставке старше других. Тот факт, что развешаны они не по хронологии, заставляет не следовать чинно от имени к имени, отмечая меты времени, а всматриваться в вещи каждой эпохи, сопоставляя, отыскивая сходство, пытаясь не потерять за частностями главное. Собрание хрупких и трогательных предметов, доверчиво раскрывших себя на плечиках под вбитым в стенку гвоздем, можно рассматривать не в ракурсе эволюции стиля, а вот с этой точки зрения - отыскивая приметы мечтаний наряду с чертами божественного промысла, который всегда непременно водит рукой мастера. Когда в этой руке не мягкая кисть с краской, а острая, способная ранить игла, за каждым стежком слышишь дыхание того, кто эту иглу держал. Быть может, и поранился, сменив мерные вздохи вскриком. А если раны нанесла не игла, а жизнь, терпеливо и жадно преобразуемая в поисках идеала? Трудно не думать об этом, глядя на "сумочки" и прочие дизайнерские эскизы Ольги Розановой, Надежды Удальцовой, Александры Экстер - тех самых героических "амазонок авангарда", в которых мы уже почти отвыкли видеть женщин. В их компанию куратор ввела еще несколько персонажей с судьбой не менее знаковой - Александру Кольцову-Бычкову, Надежду Псищеву, Марию Якунчикову и ее сестру Веру Вульф. Грусть не о том, что век многих из этих вышивальщиц был до обидного краток: тем, кто жил долго, довелось пережить крушение своего мира, созданного в том числе при помощи иглы с мулине, когда в руках пяльцы; эти нежные, безвольно обвисающие тряпочки, теперь заботливо разглаженные и заключенные в рамку, - почти бесплотные тени надежд, разбившихся о советские реалии. А ведь именно они пришли вослед утопиям, в строительстве которых не последнюю роль сыграли художники! Среди примет социальной утопии стоит назвать московскую студию полузабытого художника Александра Быховского, в конце 1920-х создавшего мастерскую вышивки на отделении прикладного искусства Госкурсов имени Н.К.Крупской Хамовнического отдела народного образования. Используя "аналитический метод по развоплощению натюрморта в декоративную плоскость", он учил не просто вышивать - строить произведение, разрабатывал новые орнаментальные формы, устраняя "всякие привычные вещи, цветы, разные узорные бархаты, черепа, книги"... Лаконизм геометрических объемов зримо воплотился в работах студийки Марии Петровой: в ее серии "Легкие швы" еще ощутимо дыхание стиля модерн, а "Русские швы" наполнил воздух конструктивизма. К слову, дипломная работа Петровой "Дом книги" висит в "ПРОУНе" рядом с белым девичьим платьем от Глюкли, взамен узора снабженном надписью на груди: "Я встаю в 6 утра и читаю Гегеля", - прямо-таки экзистенциальная тоска по идеалу, с чисто женским упорством отыскиваемому в грубой действительности! В том же духе - инсталляция "Красный угол" Алисы Йоффе (2008), где вместо иконы - квадрат, но не однозначный, черный или красный, а лишь обозначенный красной узорной нитью, тающей в пространстве, на сероватой холстине. Однако Марина Лошак изменила бы себе, если бы к собранию московских, изысканно-артистических вещей, не добавила бы народной струи. В данном случае - просочившейся, благодаря киевским госсобраниям и частным коллекционерам, из незалежной Украины. Век назад в селах Сунки, Оленовка, Скопцы художники возрождали народные промыслы, организуя вышивальные арт-мастерские. На роль руководителя подобной в селе Вербовка пригласили Александру Экстер, а затем Казимира Малевича. Декоративные панно 1910-х от Евгении Прибыловской, воссозданные в наши дни, строгие и архаизированные вышивки ее современника Василия Кричевского, а также ярко орнаментальные, с фольклорными элементами, панно Василя Довгошия (1920-е), Марии Примаченко (1930-е) и Ганны Собачко-Шостак (1940-е) выразительно контрастируют с чисто авангардистскими опытами Нины Генке-Миллер и самой Экстер, где даже название - "Цветовые ритмы" - отметает всякие сомнения в истинном предназначении работ вышивальщиц. Все эти абстрактные плоскости, переходы тонов и цветовые сочетания мы уже видели в живописи супрематизма, для которой вышивка стала еще одной попыткой прорыва в реальную жизнь. И последнее из наблюдений. Как выяснилось в зале "ПРОУНа", сегодня вышивка не является сугубо женской резервацией. Работы Ирины Затуловской из знаменитой серии "Евгений Онегин" куда брутальнее "сочинений" Леонида Тишкова (на подоконнике лежит, почти дышит расшитый тесьмой и бисером объект "Легкие") или Тимура Новикова, умудрявшегося несколькими стежками, сшивая однотонные лоскутки и добавляя немного кожи, меха или даже фольги, создавать сновидческие панно - "Дом" или "Олень". Расшитый портретами Горького и Маяковского плащ от Андрея Бартенева - тоже манифест, а истинную суть происходящего в мире новой русской утопии лучше всех выразил Сергей Бугаев-Африка в бархатном "знамени" 2000 года: "То, чего не было и не будет" (sic!). Также в рубрике:
|