Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7689) 9-15 июля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияБалетные рифмы на родине НурееваВ Уфе завершился праздник памяти великого танцовщика ФЕСТИВАЛЬЕлена ФЕДОРЕНКО
Высокая репутация Международного фестиваля балетного искусства памяти Рудольфа Нуреева, что ежегодно проходит на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета, очевидна каждому, кто попадает в Уфу хоть на один фестивальный спектакль. Зал на тех балетах, очевидцем которых довелось быть, был переполнен, и истовые аплодисменты долго не смолкали. Выбор в пользу публики делает дирекция театра, руководимая Владимиром Рихтером, - и на уфимской сцене появляются солисты-гости: из Большого и Мариинского, из зарубежья, ближнего и дальнего, и еще - воспитанники местной школы, работающие вдали от альма-матер. Нуреевский праздник известен и за пределами Башкортостана. С первого года он под надежной опекой правительства республики, несколько лет назад был включен в Федеральную целевую программу "Культура России", проходит теперь и при активной поддержке Министерства культуры России.Нынешний, 15-й, открыл юбилейный год 70-летия основания театра. А начало традиции связано с именем Юрия Григоровича, чьей фантазией и рожден этот фестиваль. Это он в 1993 году, в год смерти великого танцовщика, придумал нуреевскую рифму фестиваля. Звонких рифм на нынешнем празднике было немало. Нуреев: старт Щедрость его гения - отсюда, из Уфы, где учился в общеобразовательной школе и в балетной студии при театре, который стал первым и незабываемым. Артисты утверждают, что нуреевский дух не оставляет родную сцену, потому и любят танцевать на этих подмостках. На фестивалях бывали те, кто помнит Рудольфа: солистка Парижской Оперы Карин Аверти, танцевавшая в его спектаклях; ее соотечественник, балетный критик и друг Нуреева Рене Сирвен. На нынешний праздник приехал из Израиля хореограф, в прошлом артист башкирского балета, Яков ЛИВШИЦ, которого мы попросили поделиться воспоминаниями: - Не в силах поверить в счастье: я снова в родном театре, где летал Рудик, где танцевали мы с незабвенной Набилей Валитовой, моей партнершей и женой. Рудик считал меня своим наставником. Но это - преувеличение. Он был всего на несколько лет моложе, и мы были друзьями. Познакомились в балетной студии театра, куда я пришел на пару лет раньше, так что выглядел в его глазах почти мастером. Поначалу у Рудика не все получалось, и он обращался ко мне за помощью. Горячий и неуравновешенный в жизни, он никогда не обижался на замечания, которые касались ремесла. Напротив, ценил всякую критику, впитывал ее и не успокаивался, пока не достигал результата. Был одержим танцем, просил делать ему замечания снова и снова. Позже, когда мы оба оказались в Ленинграде, он, для того чтобы не давать себе спуска, водил меня на свои репетиции. Последний раз мы встретились в 1989 году, перед моим отъездом на операцию в Израиль. Это было в Кировском театре: он стоял в плотном окружении бывших коллег, но, увидев меня, всех отстранил, бросился навстречу, обнял, расцеловал, прижался и заплакал: "Яшенька, как рад тебя видеть!" В эту секунду я понял, как дорого ему наше уфимское детство, наши голодные годы в холодных коммуналках, наши шалости, уроки Елены Войтович в Доме пионеров. У нас были похожи семейные ситуации: бедность, мягкие мамы и возмущающиеся отцы: "Что за профессия немужская! Надо вкалывать!" Вот мы с Рудиком и вкалывали у станка. Балетного. Тогда, в Кировском, вглядывался в его серое измученное лицо, в котором все же проступали черты того экспансивного, быстрого и любопытного мальчишки, с которым мы бегали по родной Уфе. Вспоминал, как загорались его глаза, когда он смотрел балет или выходил на сцену. Тогда я, как и многие, думал, что он приехал станцевать "Сильфиду" и увидеть товарищей, но на самом деле он приезжал прощаться. Теперь я в этом уверен: он уже знал, что тяжело болен, силы покидали его, и даже любимая присказка: "Я - татарин, меня голыми руками не возьмешь" - уже не помогала. Для прошлого фестиваля Яков Лившиц сочинил лирический дуэт "Адам и Ева", который посвятил памяти Нуреева, на музыку Андрея Петрова. В дни нынешнего решил подарить хореографическому училищу, которое, как и фестиваль, носит имя его друга юности, свой номер "Гадкий утенок" на музыку Рахманинова. В первый фестивальный день участники и гости, среди которых и родственники Рудольфа, возложили цветы к мемориальной доске Нуреева, установленной на здании театра. Концепция фестиваля тоже выверена по Нурееву: представлены спектакли, которые так или иначе связаны с его творчеством, одни он танцевал, другие - ставил. Тут же - молодежь и эксперименты. Их, подчас шокирующие, так любил Нуреев, порой вызывая негодование благовоспитанной Парижской Оперы. Еще одна краска фестиваля - с любовью собранный музей Нуреева в фойе театра. Здесь - его личные вещи: грим, костюмы, дорожный саквояж, рабочий халат, авиабилеты, афиши. Терегулов: рыцарь танца Шамиль Терегулов ушел из жизни меньше года назад, и уфимский балет осиротел без своего худрука и главного балетмейстера. Он не только руководил труппой, репетировал, открывал профессиональные горизонты артистам, ставил спектакли, продумывал нуреевский фестиваль (нынешний впервые - без него), проводил гастроли, но был еще душой и совестью коллектива. Увлеченный своей сценической карьерой, он без колебаний отклонил предложение Леонида Якобсона обосноваться в Ленинграде: считал, что его долг - уфимский балет, с которым и оказалась связанной вся жизнь. В нем странно соединялись упрямая бескомпромиссность и скромность, строгость и доброта. Те, кто хоть раз встречался с Терегуловым, навсегда попадали под обаяние его улыбки. Он оказался незаменимым, и фестивальную "Жизель" театр посвятил его памяти. На сцену вышли его ученики, ведущие солисты театра: Ринат Абушахманов (Ганс), Гузель Сулейманова и Дмитрий Марасанов (вставное па де де) и гости из Большого: Нелли Кобахидзе (Жизель), Владимир Непорожний (Альберт), Наталья Выскубенко (Мирта). Моцартовский "Реквием", исполненный на гала-концерте солистами "Кремлевского балета" Валерией Побединской и Михаилом Евгеновым, воспитанником уфимской школы, тоже прошел в память Шамиля Терегулова. Теперь его имя - среди классиков театра, а дело продолжает жена, художественный руководитель Башкирского хореографического училища имени Р.Нуреева Леонора Куватова, тоже личность легендарная - на сцене Кировского театра выпускницей Вагановского училища танцевала Машу в "Щелкунчике", ее Принцем был одноклассник - Миша Барышников. Балетоманы до сих пор вспоминают их пленительный дуэт. " Прометей " Подвиг бунтаря - благодатная тема для искусства. Прометей, бросающий вызов самому Зевсу, вдохновил драматурга Мустая Карима и композитора Рустэма Сабитова, который сам дирижировал своим сочинением - балетом-ораторией "Прометей". Драматургия музыкальных тем современна - например, в противопоставлении одичавших, погруженных в хаос людей, которыми управляет власть силы. Красивы нежные мелодии любви и умиротворенной природы. Один из героев спектакля - хор (его ритуально звучащая партия - заслуга хормейстеров Эльвиры Гайфуллиной и Альфии Белогоновой), расположенный на верхнем ярусе, откуда, словно ангельские откровения, летят голоса. Вместе с хором роль античного оракула выполняет яркий сольный вокал Алины Латыповой. Петербуржец Игорь Марков перенасытил хореографию, подойдя подробно к жизнеописанию титана. Понять, что происходит на сцене, удается, только внимательно изучив объемное либретто. Школьных знаний о том, что Прометей - защитник людей и титан, подаривший им огонь, - недостаточно. Нужно еще понять, что мечущийся герой и серая ползущая людская масса - это рассказ о том, как Прометей вылепил людей из глины и наделил их сознанием. Не стоит забывать и о стебле тростника, в котором скрыл огонь Прометей, и о многом другом. В плотных хореографических сценах, правда, встречаются паузы, и тогда хочется аплодировать - например, лирическим сценам Прометея и Агазии (выразительные образы Андрея Брынцева и Валерии Лапшовой) и красоте декораций, созданных художником Равилем Ахметзяновым с тщательной яркостью рождественской открытки. Молодость: лауреаты Нуреев, ниспровергатель канонов, делал этуалями совсем юных артистов. Самый яркий (но не единственный) пример - Сильви Гиллем, поставленная им в 19 лет на верхнюю ступень балетной иерархии Парижской Оперы. Так что гала-концерт лауреатов ХI Московского международного балетного конкурса, прибывших со специальным визитом в Уфу, маэстро, несомненно, одобрил бы. Министерство культуры РФ и Российская государственная концертная компания "Содружество" привезли на фестиваль юных победителей и ведущего Святослава Бэлзу, которого просвещенные театралы любят за его телепрограммы. Медалисты, не имевшие возможности ни отоспаться после конкурсного марафона, ни полноценно порепетировать на незнакомой сцене, тем не менее выдали такой сокрушительный драйв, такой мощный заряд энергии, что было понятно, как лестно им выходить на сцену, которая помнит легкую поступь гения танца. Как хочется танцевать после трудной победы. Жаль, что газетный формат не позволяет перечислить всех поименно, но в памяти ликующих зрителей танцы юных останутся надолго. Гости и хозяева Испанский вечер состоял из двух одноактных балетов. Выпускники и учащиеся Башкирского хореографического училища постигали испанскую негу и цыганскую страсть в "Испанских миниатюрах". В "Кармен-сюите" выступили ученики Алисии Алонсо Лаура Ормигон и Оскар Торрадо из Мадрида (их, завсегдатаев театра, любовно называют "башкирскими испанцами"). Не могу сказать, кто был сильнее: гости, наградившие своих героев сдержанным мятежом, или хозяева, создавшие образ-символ (Гульсина Мавлюкасова - Рок) и образ-страсть (Ильдар Маняпов - Тореро). Тот же испанский дуэт вел главные партии в "Дон Кихоте", в "Лебедином озере" солировали киевляне Наталья Мацак и Денис Недак. Этот балет - один из четырех, поставленных Григоровичем в Уфе, особо любим зрителями, и вклад Юрия Николаевича в развитие театра - еще одна рифма. Событием десятидневного марафона стала и "Сильфида", в которой солировали Гузель Сулейманова и солист Большого театра Андрей Евдокимов. Согласно фестивальным законам, каждый вечер на сцене в главных афишных партиях появлялись приезжие танцовщики, их обрамление - кордебалет - оставалось неизменным, в спор с гостями вступали только уфимские солисты, которые зачастую одерживали победу. Итак, последняя и самая броская рифма фестиваля - башкирский балет, где искушенный взгляд заметит аккуратные нюансы и дисциплину ленинградской школы - в театре боготворят традиции основателей, а ими были выпускники Вагановского училища. Гузель Сулейманова, Гульсина Мавлюкасова, Анна Сидорова, Елена Фомина, Римма Закирова, Гульнара Халитова, Валерия Лапшова, Диляна Мухутдинова, Ильдар Маняпов, Руслан Мухаметов, Ринат Абушахманов, Максим Купцов, Олег Шайбаков, Артур Новичков, Андрей Брынцев - нынешние лидеры, и их усилиями пишется еще одна страница летописи Уфимского театра, озаряемого, как огнем Прометея, легендой великого Нуреева. Также в рубрике:
|