Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7689) 9-15 июля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

СЕРГЕЙ ТРИМБАЧ: Поход через пустыню желательно сократить

Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Фото автора


С.Тримбач

Будучи едва ли не самым популярным в Украине кинокритиком и киноведом (лауреат Государственной премии за книгу "Александр Довженко. Гибель богов" - фундаментальное исследование личности и творчества выдающегося кинохудожника), Сергей ТРИМБАЧ много лет освещал Московский кинофестиваль в ведущих украинских СМИ. На этот раз он приехал в Москву в новом качестве - как член жюри фестиваля и председатель Союза кинематографистов Украины.

- Спешу поздравить вас, Сергей, с избранием председателем. До сих пор - как в советские, так и в постсоветские времена - союзами кинематографистов руководили режиссеры, зачастую знаменитые ...

- Что ж, будем считать, что теперь и для критиков и киноведов дорога открыта. Правда, я еще - и сценарист, и некоторыми своими документальными фильмами горжусь. Например, один из них - "Опасно свободный человек" Романа Ширмана о Сергее Параджанове - завоевал главный приз на Открытом российском фестивале документального кино в Екатеринбурге.

- Стало быть, вы теперь украинский "Михалков" ...

- Нет, скорее, "Хуциев". Мой предшественник Борис Савченко тщательно копирует действия команды Никиты Сергеевича. Так что в нашем союзе происходит нечто похожее на то, что происходило в союзе российском. И даже привносятся некие новшества. Савченко пытался заблокировать проведение съезда, а теперь, не стесняясь в выборе средств, пытается парализовать работу союза, вызывая по отношению к себе если не ненависть, то всеобщее недоумение коллег. С его подачи Минюст отказался нас регистрировать, и теперь новому правлению союза придется доказывать свою легитимность через суд.

- Идет элементарная борьба за собственность ?

- Да у нас, в отличие от СК России, в собственности остался лишь Дом кино, но это здание, расположенное в самом центре города, - лакомый кусок в глазах людей коммерческого склада ума. Не буду вдаваться в детали, скажу только, что известно немало примеров рейдерского захвата недвижимости в Киеве по схеме, которую - такое подозрение все более крепнет - быть может, попытаются провести в отношении нас. Все это грустно, и прежде всего потому, что за этими дрязгами и стрессами уходит в сторону то, ради чего был создан союз, а именно кинематограф и кинематографисты. И мои мысли сейчас заняты не работой в академическом институте искусствоведения, где продолжаю возглавлять отдел кино, не новыми сценариями и книгами, а поисками выхода из коллапса, в котором оказался наш СК Украины. Единственное, чем себя утешаю: мне послано испытание, чтобы приобрести опыт, который пригодится в будущем. Опыт не только личный, он пригодится для того, чтобы переломить ситуацию в национальном кинематографе. Мы над этим сейчас думаем, у нас есть развернутая программа действий. В руководство союза пришли люди, которые умеют, а главное - хотят работать. Подобного энтузиазма не наблюдалось последние лет 15. Парадокс - деструктивная деятельность Савченко в итоге способствовала пробуждению членов союза: они поняли, как много могут потерять. Так закаляется сталь...

- Как я понимаю, вам совсем не помешало бы отвлечься и перевести дыхание. Удалось получить на фестивале заряд положительных эмоций? Или были сплошные разочарования? Когда среди коллег-критиков заходила речь о конкурсной программе, я, как правило, слышал: "Отстой". Или: "Полный отстой" ...

- Ну, в определенном смысле отстойным можно назвать и весь современный мировой кинематограф. По-настоящему значительных картин очень и очень мало. С 1994 года я регулярно бываю на очень престижном Берлинском фестивале и всегда слышу от критиков, в том числе и от российских, что конкурс отстойный. И с ними можно согласиться в том смысле, что из 18 - 20 фильмов только 5 - 6 соответствуют уровню требований фестиваля класса "А". Так что несправедливо, на мой взгляд, говорить, что отборщики сработали плохо и поэтому Московский фестиваль в некоем "минусе". Спору нет, МКФ в Москве - не самый привлекательный в глазах продюсеров, они стремятся пристроить свои картины в Канн, Венецию, Берлин... В Карловы Вары, наконец. Москва может в лучшем случае рассчитывать на то, что забракуют на этих фестивалях.

- И тем не менее что-нибудь из конкурсной программы вызвало у вас положительные эмоции ?

- Вызвало. В первую очередь картина Киры Муратовой "Мелодия для шарманки". У нее, правда, есть существенный недостаток: она длинновата, в ней есть повторы, и это мешает ее восприятию.

- "Мелодия для шарманки" представляла Украину, вы - авторитетный критик и председатель СК - могли режиссеру об этом сказать ...

- Наивно думать, что это изменило бы ситуацию. У Киры Георгиевны настоящий режиссерский характер и она всегда стоит на своем. Потому, собственно, она и Муратова. Но и при всех своих очевидных и неочевидных недостатках "Мелодия..." - качественное и необыкновенно талантливое кино. Не исключаю, что неправ, упрекая режиссера в длиннотах, и что через несколько лет все это будет выглядеть по-другому. Возможно, ощущение чрезмерной длины фильма возникает потому, что его фабула - это фабула святочного рассказа, сам же фильм по форме представляет собой масштабную фреску, из фрагментов которой складывается впечатляющая целостная картина. И главное тут не само действие, а фрагменты "фрески", разглядывание которых и выводит зрителей из безмятежного состояния. Безжалостный диагноз, поставленный Муратовой современной цивилизации, не оставит, надеюсь, зрителя равнодушным. Когда речь идет об оценке произведения искусства, все мы очень субъективны и порой безапелляционны. Могу сказать, что мы спорили, обсуждая эту картину, и мнения разделились.

- Приз за лучшую режиссерскую работу достался мексиканке Мариане Ченийо за "Пять дней без Норы" ...

- Это дебютная картина, и сделана она на удивление чисто по профессии. По содержанию, взгляду на мир большого города она в чем-то перекликается с картиной Киры Муратовой, хотя стилистически обе ленты совершенно не похожи. Действие у Ченийо приправлено юмором. На пресс-конференции она говорила, что это история ее деда и бабушки. После развода они 20 лет жили по соседству, и все эти годы бабка пугала бывшего мужа тем, что наложит на себя руки. В конце концов она это сделала, предварительно расписав, что должно предшествовать похоронам. И ее семья была вынуждена следовать этому сценарию. Все персонажи выписаны объемно, среди них нет однозначно положительных или отрицательных. Институт церкви - в данном случае иудейской - режиссер представляет как бездушную бюрократическую машину. Столкновение жизни естественной и жизни неестественной, противопоставление живых чувств и фальшивых - самое интересное в фильме, и это выделяет его в конкурсной программе.

- Россию представляли три картины ...

- ...И каждая из них по-своему интересна. Они чем-то связаны друг с другом, и прежде всего - взглядом на Россию. Они обращены в прошлое: фильм Николая Досталя "Петя по дороге в царствие небесное" переносит нас в зиму 1953 года, когда умер Сталин, действие в "Чуде" Александра Прошкина происходит в 1956 году на фоне ХХ съезда, а "Палата № 6" Карена Шахназарова - экранизация знаменитой чеховской повести, чья сюжетика проступает в материале современной жизни, поданной почти документально. Есть и определенная рыхлость драматургии. Так, появление в "Чуде" Хрущева, поданного в смеховом, почти анекдотическом ракурсе, несколько разворачивает саму историю, меняет ее градус, начинается, собственно, другая картина. Тем не менее здесь возникает забавный парадокс: у зрителей появляется ощущение, что главное чудо - это власть, а не то, что происходит с иконой. Собственно, Хрущев в народном сознании и остался смешным чудотворцем... Моисей 40 лет выводил свой народ из пустыни, Никита Сергеевич сократил этот срок вдвое, пообещав, что через 20 лет советский народ будет жить в коммунистическом раю. Многие ему поверили.

- Победил на фестивале фильм Николая Досталя. Вы разделяете выбор ваших коллег по жюри ?

- Разделяю. В фильме есть свежесть, которая в современном кино - большая редкость, и это особенно ценно. Нешаблонны и сама история, и облик главного героя, и ряд режиссерских решений. Замечательно справился с трудной задачей молодой актер Егор Павлов. Его персонаж вроде бы дурачок, блаженный. В классическом понимании это - божий человек, посредник между людьми и Господом. Но Петя заворожен властью, он сам стремится быть ее носителем. Окружающие подыгрывают Пете, ну пусть "покомандует", не понимая, насколько опасными, страшными могут быть игры с властью.

- Кино в Украине продолжают снимать? О коллапсе речь не идет ?

- Снимали в прошлом году мало, но снимали, а в этом году ситуация аховая. У государства нет денег на поддержку национального кинематографа - на все про все выделено порядка 700 тысяч долларов, и они ушли на завершение запущенных ранее проектов. Пытаемся что-то делать для того, чтобы в дальнейшем поменьше зависеть от госбюджета. Верховная Рада уже приняла в первом чтении, а в июле, надеюсь, примет окончательно пакет изменений и дополнений в Закон о кинематографии. Речь, в частности, идет о создании специального общественно-государственного фонда. Или особого счета...

- Взяли на вооружение французскую модель ?

- Да, использовали и французский опыт, и опыт поляков, которые многое переняли у французов. Кстати, в Польше эту модель внедрили с подачи Союза кинематографистов, он у них сохранился. В этот фонд будут поступать отчисления - 5 процентов от каждого проданного в кинотеатрах билета, других доходов. Распределять собранные деньги будет не чиновник, требующий свой "откат", а правление, в состав которого на паритетных началах войдут представители правительства и нашего союза. Если удастся довести начатое до конца, наш кинематограф получит определенную независимость и гарантированный фундамент для своего существования и развития. Будем пытаться вмешиваться и в дела, связанные с соблюдением авторских прав. Во Франции и в Польше подобные решения дали мощный толчок развитию киноиндустрии. Даст бог, и на нашу улицу придет праздник. Хотя в нашей стране законы могут быть самыми лучшими, да только большинство даже не подозревают об их существовании. Что ж, будем бороться и за это - чтобы законы исполнялись, чтобы общество помаленьку возвращало себе достоинство и влияние на этот бренный мир.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;