Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7689) 9-15 июля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноСЕРГЕЙ ТРИМБАЧ: Поход через пустыню желательно сократитьГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Будучи едва ли не самым популярным в Украине кинокритиком и киноведом (лауреат Государственной премии за книгу "Александр Довженко. Гибель богов" - фундаментальное исследование личности и творчества выдающегося кинохудожника), Сергей ТРИМБАЧ много лет освещал Московский кинофестиваль в ведущих украинских СМИ. На этот раз он приехал в Москву в новом качестве - как член жюри фестиваля и председатель Союза кинематографистов Украины. - Спешу поздравить вас, Сергей, с избранием председателем. До сих пор - как в советские, так и в постсоветские времена - союзами кинематографистов руководили режиссеры, зачастую знаменитые ... - Что ж, будем считать, что теперь и для критиков и киноведов дорога открыта. Правда, я еще - и сценарист, и некоторыми своими документальными фильмами горжусь. Например, один из них - "Опасно свободный человек" Романа Ширмана о Сергее Параджанове - завоевал главный приз на Открытом российском фестивале документального кино в Екатеринбурге. - Стало быть, вы теперь украинский "Михалков" ... - Нет, скорее, "Хуциев". Мой предшественник Борис Савченко тщательно копирует действия команды Никиты Сергеевича. Так что в нашем союзе происходит нечто похожее на то, что происходило в союзе российском. И даже привносятся некие новшества. Савченко пытался заблокировать проведение съезда, а теперь, не стесняясь в выборе средств, пытается парализовать работу союза, вызывая по отношению к себе если не ненависть, то всеобщее недоумение коллег. С его подачи Минюст отказался нас регистрировать, и теперь новому правлению союза придется доказывать свою легитимность через суд. - Идет элементарная борьба за собственность ? - Да у нас, в отличие от СК России, в собственности остался лишь Дом кино, но это здание, расположенное в самом центре города, - лакомый кусок в глазах людей коммерческого склада ума. Не буду вдаваться в детали, скажу только, что известно немало примеров рейдерского захвата недвижимости в Киеве по схеме, которую - такое подозрение все более крепнет - быть может, попытаются провести в отношении нас. Все это грустно, и прежде всего потому, что за этими дрязгами и стрессами уходит в сторону то, ради чего был создан союз, а именно кинематограф и кинематографисты. И мои мысли сейчас заняты не работой в академическом институте искусствоведения, где продолжаю возглавлять отдел кино, не новыми сценариями и книгами, а поисками выхода из коллапса, в котором оказался наш СК Украины. Единственное, чем себя утешаю: мне послано испытание, чтобы приобрести опыт, который пригодится в будущем. Опыт не только личный, он пригодится для того, чтобы переломить ситуацию в национальном кинематографе. Мы над этим сейчас думаем, у нас есть развернутая программа действий. В руководство союза пришли люди, которые умеют, а главное - хотят работать. Подобного энтузиазма не наблюдалось последние лет 15. Парадокс - деструктивная деятельность Савченко в итоге способствовала пробуждению членов союза: они поняли, как много могут потерять. Так закаляется сталь... - Как я понимаю, вам совсем не помешало бы отвлечься и перевести дыхание. Удалось получить на фестивале заряд положительных эмоций? Или были сплошные разочарования? Когда среди коллег-критиков заходила речь о конкурсной программе, я, как правило, слышал: "Отстой". Или: "Полный отстой" ... - Ну, в определенном смысле отстойным можно назвать и весь современный мировой кинематограф. По-настоящему значительных картин очень и очень мало. С 1994 года я регулярно бываю на очень престижном Берлинском фестивале и всегда слышу от критиков, в том числе и от российских, что конкурс отстойный. И с ними можно согласиться в том смысле, что из 18 - 20 фильмов только 5 - 6 соответствуют уровню требований фестиваля класса "А". Так что несправедливо, на мой взгляд, говорить, что отборщики сработали плохо и поэтому Московский фестиваль в некоем "минусе". Спору нет, МКФ в Москве - не самый привлекательный в глазах продюсеров, они стремятся пристроить свои картины в Канн, Венецию, Берлин... В Карловы Вары, наконец. Москва может в лучшем случае рассчитывать на то, что забракуют на этих фестивалях. - И тем не менее что-нибудь из конкурсной программы вызвало у вас положительные эмоции ? - Вызвало. В первую очередь картина Киры Муратовой "Мелодия для шарманки". У нее, правда, есть существенный недостаток: она длинновата, в ней есть повторы, и это мешает ее восприятию. - "Мелодия для шарманки" представляла Украину, вы - авторитетный критик и председатель СК - могли режиссеру об этом сказать ... - Наивно думать, что это изменило бы ситуацию. У Киры Георгиевны настоящий режиссерский характер и она всегда стоит на своем. Потому, собственно, она и Муратова. Но и при всех своих очевидных и неочевидных недостатках "Мелодия..." - качественное и необыкновенно талантливое кино. Не исключаю, что неправ, упрекая режиссера в длиннотах, и что через несколько лет все это будет выглядеть по-другому. Возможно, ощущение чрезмерной длины фильма возникает потому, что его фабула - это фабула святочного рассказа, сам же фильм по форме представляет собой масштабную фреску, из фрагментов которой складывается впечатляющая целостная картина. И главное тут не само действие, а фрагменты "фрески", разглядывание которых и выводит зрителей из безмятежного состояния. Безжалостный диагноз, поставленный Муратовой современной цивилизации, не оставит, надеюсь, зрителя равнодушным. Когда речь идет об оценке произведения искусства, все мы очень субъективны и порой безапелляционны. Могу сказать, что мы спорили, обсуждая эту картину, и мнения разделились. - Приз за лучшую режиссерскую работу достался мексиканке Мариане Ченийо за "Пять дней без Норы" ... - Это дебютная картина, и сделана она на удивление чисто по профессии. По содержанию, взгляду на мир большого города она в чем-то перекликается с картиной Киры Муратовой, хотя стилистически обе ленты совершенно не похожи. Действие у Ченийо приправлено юмором. На пресс-конференции она говорила, что это история ее деда и бабушки. После развода они 20 лет жили по соседству, и все эти годы бабка пугала бывшего мужа тем, что наложит на себя руки. В конце концов она это сделала, предварительно расписав, что должно предшествовать похоронам. И ее семья была вынуждена следовать этому сценарию. Все персонажи выписаны объемно, среди них нет однозначно положительных или отрицательных. Институт церкви - в данном случае иудейской - режиссер представляет как бездушную бюрократическую машину. Столкновение жизни естественной и жизни неестественной, противопоставление живых чувств и фальшивых - самое интересное в фильме, и это выделяет его в конкурсной программе. - Россию представляли три картины ... - ...И каждая из них по-своему интересна. Они чем-то связаны друг с другом, и прежде всего - взглядом на Россию. Они обращены в прошлое: фильм Николая Досталя "Петя по дороге в царствие небесное" переносит нас в зиму 1953 года, когда умер Сталин, действие в "Чуде" Александра Прошкина происходит в 1956 году на фоне ХХ съезда, а "Палата № 6" Карена Шахназарова - экранизация знаменитой чеховской повести, чья сюжетика проступает в материале современной жизни, поданной почти документально. Есть и определенная рыхлость драматургии. Так, появление в "Чуде" Хрущева, поданного в смеховом, почти анекдотическом ракурсе, несколько разворачивает саму историю, меняет ее градус, начинается, собственно, другая картина. Тем не менее здесь возникает забавный парадокс: у зрителей появляется ощущение, что главное чудо - это власть, а не то, что происходит с иконой. Собственно, Хрущев в народном сознании и остался смешным чудотворцем... Моисей 40 лет выводил свой народ из пустыни, Никита Сергеевич сократил этот срок вдвое, пообещав, что через 20 лет советский народ будет жить в коммунистическом раю. Многие ему поверили. - Победил на фестивале фильм Николая Досталя. Вы разделяете выбор ваших коллег по жюри ? - Разделяю. В фильме есть свежесть, которая в современном кино - большая редкость, и это особенно ценно. Нешаблонны и сама история, и облик главного героя, и ряд режиссерских решений. Замечательно справился с трудной задачей молодой актер Егор Павлов. Его персонаж вроде бы дурачок, блаженный. В классическом понимании это - божий человек, посредник между людьми и Господом. Но Петя заворожен властью, он сам стремится быть ее носителем. Окружающие подыгрывают Пете, ну пусть "покомандует", не понимая, насколько опасными, страшными могут быть игры с властью. - Кино в Украине продолжают снимать? О коллапсе речь не идет ? - Снимали в прошлом году мало, но снимали, а в этом году ситуация аховая. У государства нет денег на поддержку национального кинематографа - на все про все выделено порядка 700 тысяч долларов, и они ушли на завершение запущенных ранее проектов. Пытаемся что-то делать для того, чтобы в дальнейшем поменьше зависеть от госбюджета. Верховная Рада уже приняла в первом чтении, а в июле, надеюсь, примет окончательно пакет изменений и дополнений в Закон о кинематографии. Речь, в частности, идет о создании специального общественно-государственного фонда. Или особого счета... - Взяли на вооружение французскую модель ? - Да, использовали и французский опыт, и опыт поляков, которые многое переняли у французов. Кстати, в Польше эту модель внедрили с подачи Союза кинематографистов, он у них сохранился. В этот фонд будут поступать отчисления - 5 процентов от каждого проданного в кинотеатрах билета, других доходов. Распределять собранные деньги будет не чиновник, требующий свой "откат", а правление, в состав которого на паритетных началах войдут представители правительства и нашего союза. Если удастся довести начатое до конца, наш кинематограф получит определенную независимость и гарантированный фундамент для своего существования и развития. Будем пытаться вмешиваться и в дела, связанные с соблюдением авторских прав. Во Франции и в Польше подобные решения дали мощный толчок развитию киноиндустрии. Даст бог, и на нашу улицу придет праздник. Хотя в нашей стране законы могут быть самыми лучшими, да только большинство даже не подозревают об их существовании. Что ж, будем бороться и за это - чтобы законы исполнялись, чтобы общество помаленьку возвращало себе достоинство и влияние на этот бренный мир. Также в рубрике:
|