Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7689) 9-15 июля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

НАТАЛИЯ КАСАТКИНА: Точку в споре должен поставить министр культуры

КОНФЛИКТ

Андрей МОРОЗОВ


Н.Касаткина

Совсем недавно художественный руководитель Государственного академического театра классического балета, народная артистка России Наталия Касаткина отметила свой юбилей. Вклад Касаткиной в развитие отечественной культуры был отмечен и коллегами по цеху, и официально. И Президент страны, и премьер-министр поздравили Наталию Дмитриевну.Но буквально спустя недели, ее коллектив столкнулся с испытаниями, которые не имеют никакого отношения к творчеству. О перипетиях последней недели театра Наталия КАСАТКИНА рассказала корреспонденту "Культуры".

- В четверг, 2 июля, всю труппу нашего театра не пустили в репетиционные классы. Артисты не имели возможности не только подготовиться к вечернему спектаклю на сцене Новой Оперы, но и забрать необходимое - танцевальные туфли...

- Наталия Дмитриевна, попытаемся объяснить ситуацию. Ваша репетиционная база находится в здании Театрального Училища имени Щепкина ?

- Совершенно верно! В 1966 году Щепкинское училище перевели в здание на улице Пушечной, откуда выехало хореографическое училище. Тогда Министерство культуры отдельно распорядилось выделить два репетиционных зала для Театра классического балета под руководством Касаткиной и Василева. С тех пор мы здесь и занимались. А в 1993 году все здание было отдано на баланс Училища имени Щепкина, а с нашим театром заключались договоры об аренде наших залов... Собственно, я не особенно вдавалась в подробности и юридические тонкости наших взаимоотношений. Казалось, что, поскольку речь идет о взаимоотношениях творческих организаций, организаций государственных, скандалов по схеме арендодателей колхозных рынков мы избежим. Но в итоге то, что произошло в прошлый четверг, напоминает сюжеты о захватах и обороне коммерческих палаток.

- Охранники в черном, маски ?

- Охранники были без масок. И в белом! Мы их всех прекрасно знали и знаем. И они знают меня и всех артистов театра в лицо. Более того, они поздравляли меня с юбилеем, но - вставали стеной, не пуская через проходную училища! Не пускали, ссылаясь на распоряжения ректора и проректора Щепкинского училища.

- А какие были основания для столь жесткой позиции владельцев здания ?

- Я, как художественный руководитель театра, не получала никаких письменных уведомлений, что театр должен освободить занимаемые площади, что с нами не хотят продлевать арендный договор. Лукавить не буду - слышала разговоры на эту тему, знала ситуацию, но официально никаких документов на мое имя не поступало.

- То есть руководство училища не хочет продлевать вам аренду ?

- Как говорят юристы, а это их компетенция, училище имеет на это право. Но в таком случае мы должны получить уведомление об окончательном отказе от помещений за три месяца. То есть нас должны были поставить в известность заранее. А, простите за каламбур, поставили вместо этого охранников.

- Но стражи территории вели себя в рамках? Не дрались с балеринами ?

- Только до этого не дошло! Представляете, что такое для балерины - танцевальная обувь? Моя мастерица, чтобы сшить мои туфли, специально ложилась на сцену и отмечала особенности подъема моей и только моей стопы! А руководство Училища имени Щепкина через охранников передало нашим артисткам: "Если вам нужны туфли - купите себе в магазине новые!" В итоге двум нашим балеринам разрешили подняться, как было сказано "под конвоем", и забрать необходимые для спектакля аксессуары.

- Значит, спектакль все же состоялся ?

- Да, но могу представить себе, каково было психологическое состояние моих артистов. Ведь в пятницу издевательства продолжились. Труппу пустили в репетиционные залы, но - отключили и свет, и воду в раздевалках. Мы не могли репетировать под фонограмму. А артисты не могли ни душ после репетиции принять, ни, извините за натурализм, в туалет сходить.

- Так какова же аргументация руководителей училища? Где будет репетировать ваш театр, если вам откажут в аренде ?

- На улице! Я не шучу. Нам говорят: вы выступаете в Новой Опере вот там и репетируйте. Простите, но Новая Опера лишь предоставляет нам площадку для выступлений. У них собственный график репетиций, собственная жизнь. И вообще, наш театр в год дает около 300 спектаклей. Для сравнения, в Большом проходит в три раза меньше балетов в год. Но дело не в цифрах и регалиях. Почему судьбу нашего театра, статус которого определен государством и Министерством культуры России решает руководство Училища имени Щепкина? И решает ее не как спор двух учреждений культуры, а на уровне базарных разборок.

- Наталия Дмитриевна, кто, на ваш взгляд, должен решить эту, мягко говоря, некрасивую ситуацию ?

- Мне кажется, что Министерство культуры не может остаться в стороне и решит этот вопрос. Кроме того, зная художественного руководителя Малого театра Юрия Мефодьевича Соломина много лет, зная его отношение лично ко мне и к нашему театру, я не верю, что он может быть причастен к такому беспардонному поведению руководства Щепкинского училища. Все же, несмотря на самостоятельность Щепкинского, влияние Малого театра на его политику не подлежит сомнению.

- Скандалы на вахте проходили на глазах будущих артистов ?

- Вот именно! Представляете, в каких красках видит театральную жизнь будущее нашего театра? Что говорить о преемственности, об уважении к регалиям, о ранимости творческих людей, если меня, народную артистку, не пускают в репетиционный зал, где я работала больше сорока лет...

Когда верстался номер

В спор Театра классического балета под руководством Н.Касаткиной и В.Василева и Училища имени Щепкина вмешалось Министерство культуры России. По словам директора театра Ивана Василева, руководство министерства считает, что в конфликте должен быть найден компромисс, который устроит обе стороны. Срок решения судьбы Театра классического балета - 20 июля.

Также в рубрике:

АРХИТЕКТУРНАЯ УГРОЗА

КОНФЛИКТ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;