Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7691) 23-29 июля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Меню по высшему разряду

Завершился 17-й фестиваль "Звезды белых ночей"

Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
Фото Натальи РАЗИНОЙ
Санкт-Петербург


Выступает Октет Берлинских филармоников

Эпидемия отмен

Фестиваль "Звезды белых ночей" традиционно завершает питерский сезон. В последние годы на нем предлагают музыкальное меню, по изысканности и разнообразию вполне сопоставимое с размахом самых статусных европейских фестивалей. А концентрация событий на "Звездах" порой вообще зашкаливает.

Финансовый кризис, однако, слегка подкорректировал размашистые планы художественного руководителя "Звезд", Валерия Гергиева. Череда досадных отмен и замен солистов превышала допустимые пределы: на фестивале по неясным причинам не появился Ефим Бронфман, внезапно заболел Брин Терфель, не прибыл и Леонидас Кавакос. В последний момент перед спектаклем заглавную партию Электры отказалась петь Лариса Гоголевская. Разрекламированный концерт Дмитрия Хворостовского, с билетами по 5 - 6 тысяч рублей в партере, пришлось отменить: это был настоящий форс-мажор, с выкриками с мест, на глазах перераставшими в форменный скандал. Правда, в данном случае причины были самые уважительные: певец потерял голос буквально на глазах изумленной публики. Честно попытавшись спеть арию Демона, он отступился, сказав: "Простите, сегодня я не могу петь". Тяжко было глядеть, как кумир публики, изогнувшись, как-то неестественно скособочившись, взял высокую ноту на фразе "И будешь ты царицей ми-и-ира!"

Если же отвлечься от разочаровывающих потерь, которые понесла программа, "в остальном, - как поется в известной песенке, - все хорошо, все хо-ро-шо!" Озарения и порывы, свойственные творческой манере Гергиева, тоже случались: и эти мгновения дорогого стоили. Впрочем, предсказать, на каком концерте или спектакле произойдет чудесный взлет духа, в какой день намерения дирижера чудесным образом сольются с возможностями оркестра и они вместе дружно начнут созидать музыку, решительно невозможно.

Почему, например, третий акт "Парсифаля", исполненный с участием Рене Папе, прошел спокойно, даже обыденно, а через два дня тот же "Парсифаль", сыгранный целиком, произвел впечатление прямо-таки мистического откровения? Почему отличительными свойствами sound'а оркестра до нынешнего лета были глубина, объемность и бархатистая мягкость басов, а сейчас звучание разительно трансформировалось, став резче, рельефнее, обрело иные тембровые характеристики? Почему игранное-переигранное "Кольцо нибелунга" в этом году идет, в музыкальном смысле, из рук вон? Вопросы множатся, но ответов на них нет. Потому что ответы лежат в иррациональной, метафизической плоскости: дело тут не в усталости оркестра и не в перегруженном графике. Дело - в самом Гергиеве: иногда он иррадиирует вовне могучие властные импульсы, иногда ведет спектакль как бы "на автомате". Кто знает, из чего складывается психофизика дирижера, от чего зависит творческая форма: от погоды, настроения, текущих театральных дел?

Открытие Бетховена

Спонтанности, взрывной энергетики в интерпретациях Гергиева всегда больше, чем трезвого расчета. Лично мне его спонтанность импонирует; потому что в эти минуты у него под руками, как по волшебству, срастается форма, формируется драматургия, и тогда он кажется демиургом, повелевающим стихиями. Примерно так Гергиев "ваял" - иначе не скажешь - симфонии Бетховена: Пятую, Первую и Третью. Вдруг перед нами предстал совсем другой Гергиев: дирижер, который нашел личностную и притом - чрезвычайно интеллектуальную интерпретацию бетховенских симфоний, не утратив ни грана своей сокрушающей мощи и победительной целеустремленности.

Собственно, то, что Гергиев наконец-то нашел "своего" Бетховена, я поняла давно, еще на Пасхальном фестивале в Москве, услышав в БЗК его прочтение Первой симфонии. И поразилась: такой тонкости, такого понимания классицистского стиля я от него не ожидала. Сейчас, на "Звездах", опыт был с успехом повторен; на сей раз умно, тонко и точно была выстроена не только Первая, но и Третья, "Героическая" симфония. Аккуратно сыгранное Скерцо контрастировало с пылкой батальностью и сверканием сабельных клинков в первой части. Гергиев низвергал оркестр в зияющие пучины горестных трагедий и возносил на сверкающие вершины победного ликования. То, как философично и мудро, с какой потрясающей концентрацией мысли он провел Траурный марш, запомнится надолго. Даже Пятая, заигранная до дыр симфония с пресловутым, навязшим в ушах "стуком судьбы", предстала новой, словно омытая росой: свежая, энергическая, блистающая яркими красками. В общем, цикл из всех бетховенских симфоний на фестивале в той части, что касалась Гергиева, прошел блестяще.

Девятая симфония досталась Джанандреа Нозеде. В прошлом - ассистент Гергиева, он сделал впечатляющую карьеру. Еще во времена работы в Мариинском театре порой выказывал чудеса вкуса и рафинированности. У него прекрасно получались не только Верди или Моцарт, но даже Бородин и Скрябин. Нозеда - большой интуитивист во всем, что касается тонкостей стиля. Склонен к ювелирной работе с деталями, умеет "отстраивать" красивый звук оркестра; так что от его исполнения Девятой ждали многого. Однако в трактовке главной и последней симфонии Бетховена все казалось чрезмерным, все - чересчур: слишком разительны контрасты, шумливы кульминации, слишком грубы и прямолинейны реплики медной группы. Из-за гипертрофированной поляризации пиано и форте рушился оркестровый баланс, и хромала архитектоника целого: казалось, Нозеда, учитывая менталитет русской публики, колошматит ее по голове, пробуждая к активному слушанию. Странно было услышать такую Девятую симфонию от Нозеды...

Коллективная визуализация

Самый рафинированный эпизод фестиваля: выступление Октета Берлинских филармоников. Вот где царило высокое - не побоюсь этого слова! - музицирование: поэтичное, чувствительное и вместе с тем - идеальное в смысле ансамблевого звучания. Гармоническое видение мира и его красот - вот что несли нам немецкие музыканты. Они играли Шуберта и Моцарта просто и вместе с тем - изысканно; их чувство ритма - фантастично, чувство локтя - умилительно: выдающиеся музыканты экстракласса на время концерта срослись в единый организм, многоголовый и многорукий.

Пока звучал невыразимо прекрасный Кларнетовый квинтет Моцарта, в зале, казалось, расцветал чудесный сад. Меланхоличная мелодия дивной красоты вела по извилистым, мокрым от дождя тропинкам этого воображаемого сада: вдали склонилась над водой ива, а на водной глади расходились кругами частые пузырьки, вспененные дождевыми каплями. Вот и говори после этого, что музыка не имеет под собой предметно-изобразительной подоплеки: пока звучал Квинтет, зал усиленно занимался коллективной визуализацией образов природы, я это точно знаю.

Последовавший за ним Октет Шуберта был сыгран строже и виртуозней, но с той же степенью исполнительского совершенства: вообще, высокая содержательность музыкантского высказывания в тот вечер была такого свойства, что невольно навевала грустные мысли об уровне камерного музицирования у нас в стране. Скрипка буквально "пела и плясала" в руках великолепного виртуоза Лоренца Настурица-Гершовичи: с такой легкостью и юркостью и азартом играют, пожалуй, лишь цыганские "короли скрипки", где-нибудь в предгорьях Карпат. Потрясающий фаготист Бенц Боганьи демонстрировал чудеса отчетливости и быстроты; а кларнетист Венцель Фукс, с равной свободой и непринужденностью игравший и Моцарта, и пальцеломные затейливые пассажи в Quattro Fantasie Ханса Вернера Хенце, изумлял изворотливостью, реактивностью исполнения и феноменально длинным дыханием, позволявшим исполнять неправдоподобно длинные мелодии.

Гламур или звездный свет ?

В качестве признанных мировых звезд на фестивале "засветились" Ланг-Ланг, пианист американо-китайской выучки, и Анна Нетребко. Первый выступил в статусном светском мероприятии под названием "Новые голоса Montblank": бодро сыграл соль-мажорный концерт Равеля, хрустально пожурчал трелями, выдав абсолютно гламурную трактовку концерта Гайдна. Главной достопримечательностью концерта стал Вэн Клайберн, смирно сидевший в десятом ряду, по левую руку от автора статьи. В честь Клайберна Ланг-Ланг сыграл особый бис: ми-мажорный Этюд Шопена.

Анна Нетребко вышла на сцену, сияя зрелой красотой; оперные "коронки", заявленные в программе, манили воображение красотами бельканто, но быстро утомили. Нетребко пела грубым, резким голосом, без намека на нежность; даже филировка звука на пиано выходила у нее как-то нарочито, неорганично. Куда-то пропала "фирменная" кантилена, она уже не радовала, как в прежние годы, идеально ровным и плавным звуковедением. Образы героинь, которых она изображала, казалось, ее не волновали вовсе: одинаково напористо и жизнерадостно она спела и монолог Баттерфляй, и каватину Людмилы, которая раньше получалась очень здорово.

Впрочем, сольных номеров было всего два. Остальная программа составилась из дуэтов с партнерами, Сергеем Скороходовым и Владиславом Сулимским, и пары оркестровых увертюр (за пультом стоял Гергиев). Арию Маргариты из "Фауста", обозначенную в программке, певица и вовсе предпочла пропустить. Понятно, почему: голос ее утратил подвижность и летучую легкость колоратуры, необходимую для арии, полной украшений, узоров, трелей и прочих вокальных финтифлюшек. В нынешнем состоянии голоса Анне трудно было бы их изобразить.

Подытоживая, отметим: прошедший 17-й фестиваль "Звезды белых ночей", несмотря на отмены, потери в качестве и некоторую суету, в целом оказался насыщенным, интересным и разноплановым. Спектакли и концерты толпились в афише, прямо-таки наступая на пятки друг другу: не успевала закончиться шестичасовая "Валькирия", как все уже неслись в КЗ слушать Нетребко. Только-только отыграли в КЗ симфонии Бетховена - пожалуйте на премьеру балета "Шурале". Более ста событий смешались в пестром калейдоскопе впечатлений, ассоциаций, музыкальных образов.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; Медийная реклама - seo-shark.com.