Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7693) 6-12 августа 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Глянцевый идол

Спектаклем Мэтью Боурна "Дориан Грей" завершился Международный театральный фестиваль имени Чехова

Елена ФЕДОРЕНКО
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

Москва обожает Мэтью Боурна и его труппу "New Adventures Production". Тому свидетельство - задолго раскупленные билеты и переполненные залы на всех восьми показах. С работами культового британского хореографа познакомил российскую столицу Чеховский фестиваль четыре года назад ("Пьеса без слов"), в 2006-м до Москвы долетела злая и мстительная мужская стая ("Лебединое озеро"). Организаторы фестиваля всегда отводили спектаклям Боурна особое место в афише: они открывали балетную программу марафона, а показанная на прошлой неделе хореодрама "Дориан Грей" прозвучала финальным аккордом смотра.

Тип зрелища, что изобретен Боурном, - микст балета и драматического спектакля, приправленный элементами мюзикла, красками классической пантомимы и, конечно же, приемами киномонтажа. На вопрос о том, кто он - режиссер или хореограф, - Боурн загадочно улыбается и говорит, что сам этого понять не может. Хотя точно знает, что звучащие со сцены слова ему не нужны. Он их и не использует. Но вот что он действительно любит - так это обращаться к известным сюжетам: то к фильму Джозефа Лоузи "Слуга" по драме Гарольда Пинтера, то к истории Кармен, то к балетным легендам: "Щелкунчику", "Лебединому озеру", "Сильфиде", интерпретации которых ничего общего с оригиналами не имеют. Любая выбранная история становится поводом к ее пересказу через поток движения. А заодно и диалогом с первоисточником (одного пересказа неуемной фантазии Боурна явно мало), для чего действие перемещается в иные времена, действующие лица меняют свои профессии, в героях вскрываются их внутренние комплексы, сюжет обрастает новыми подробностями.

Боурну легко предъявить упрек в эпатажности, он нередко и звучит. Напрасно, эпатажности в его спектаклях нет. Просто он - большой выдумщик - знает секрет, как удержать внимание публики. Конечно, не простым пересказом-иллюстрацией, а мощным драйвом освобожденного от гнета традиций действия. И это действие понятно каждому - настолько остроумно и изобретательно он выстраивает свои истории, и следить за их поворотами - большое удовольствие даже тогда, когда на сцене неприличная оргия или шокирующие извращения. Сюжет в спектаклях Боурна всегда внятен и легко поддается пересказу, как понятны яркие эмоции его произведений.

Сказанное впрямую относится к привезенному на сей раз спектаклю по роману "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда - недавней премьере Эдинбургского фестиваля. Роман тоже трансформирован по-боурновски: и если Принц из "Лебединого озера" проживал где-то в старушке-Европе во второй половине прошлого столетия, то Дориан Грей помещен в наши дни. Когда ценность человека во многом определяется его общественным положением. В спектакле Дориан (Ричард Уинзор) - официант, скрывающий свои амбиции, и, собственно, никому не нужный до тех пор, пока с легкой руки влюбившегося в него фотографа (Джейсон Пайпер) не попадает в мир рекламного гламура. С этого момента им управляет единственное чувство - страх затеряться в этом блестящем мире. В фэшн-фотографа превратился уайльдовский художник Бэзил Холлуорд. И это не единственное превращение. Циничный лорд Генри Уоттон становится Леди - эффектной дамой, владелицей рекламного агентства (стильная, отточенная до нюансов актерская работа Микелы Меацца). Когда Боурн говорит, что Лорд поменял пол, потому что он хотел усилить женскую тему и убрать нелюбовь Уайльда к женщинам, то немного лукавит. На самом деле он "подхватывает" нелюбовь писателя: ведь Леди подводит Дориана к порокам, и неудивительно - от женщин ничего хорошего на всякий случай лучше не ждать. Зато в другом перевоплощении пола Боурн, видимо, решил женскую тему ослабить - и Сибила Вейн, в которую влюбился литературный герой, превратилась в балетного танцовщика Сирила, от страсти к которому задыхается герой балетный.

Разочарованный в истеричном и капризном любовнике, Дориан спокойно смотрит на муки Сирила от передозировки наркотиками. Это случается, когда, уже откинув всякие условности и нормы, Дориан пытается удержаться на той вершине, на которую его забросила судьба. Вершина имеет визуальное воплощение - фотопортрет (своеобразный парафраз уайльдовского портрета) героя украшает рекламный щит парфюма под названием "Бессмертный". К финалу он обретет жалкий вид - сморщится, порвется, а слово потеряет свою приставку, превратившись в антоним - "Смертный".

Отвечающий за оформление художник Лез Бразерстоун придумал емкий сценографический образ: пространство при помощи сценического круга легко видоизменяется: белоснежная фотостудия, сияющий ночной клуб, квартира Дориана, которая становится все более зловещей и мрачной. Детали умного декора - фрагменты культовых произведений Бэкона, Уорхола, Херста. Замечательны и музыкальные вкрапления в партитуру Терри Дэвиса (современная ритмичная музыка написана специально для спектакля): будильник поет мелодией Чайковского, отношения Дориана с Сирилом завязываются под Прокофьева. Сам Дориан стремительно катится вниз: не спасает Сирила, убивает Бэзила, захлебывается в разврате и наркотических видениях, а в финале расправляется со своим двойником, чье лицо намного моложе и краше его потертой внешности. Двойник оказывается частью самого Грея, и он, естественно, умирает. Но гламурный бизнес отрабатывает свои сюжеты до конца: Леди деловито поправляет тело и приглашает толпу фотографов - клубничка для завтрашних газетных выпусков готова.

Генеральная идея финала подана в лоб, да и сам спектакль поставлен с пиаровской агрессивностью, без всяких погружений в область подсознания. Не о такой хрупкой и непознанной материи, как человеческая душа, решил рассказать Боурн, об этом - его прежние спектакли, а о циничном и развратном мире шоу-бизнеса, в котором человеческой душе нет места вовсе. А для этой задачи нужны иные пластические краски и другое эмоциональное содержание. "Лебединое озеро" оставило послевкусие тончайших деталей (хотя тогда были претензии к корявым лебедям и уставшему уже к середине спектакля Принцу). "Дориан Грей", предъявивший уникальный актерский состав, огорчил редкостью ироничных и искренних сцен. К первым относятся ритуалы гламурных вечеринок, завершающиеся сценами разврата, когда одеяло выпускает все новых участников вакханалии, или подготовка к фотосессии, когда Дориан попадает в руки стилистов в резиновых перчатках, которые красят, бреют, стригут, одевают. Ко вторым - два пронзительных мужских дуэта под вспышки камер.

В спектакле гламурный мир убивает всех, не оставляя выхода. То есть совета, как не захлебнуться в омуте славы, Боурн не дает, хотя сам им воспользовался: оказавшись в роли идола современной поп-культуры сумел остаться человеком думающим и творящим. Умеющим радовать и удивлять. Будем ждать новых встреч. То, что глянец - образ ничтожной жизни, мы уже поняли. Но интригующий мягкий юмор ранних спектаклей, грусть и тоска их героев были милее сатирического обличения ненавистного глянца.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;