Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 30 (7693) 6-12 августа 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

ЙОНАС КАУФМАНН: Шуберт еще переживет не одно приключение

Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото автора


Одним из главных действующих лиц Мюнхенского оперного фестиваля, несмотря на не слишком удачное выступление в "Лоэнгрине" (смотри рецензию на спектакль на этой полосе), стал немецкий тенор Йонас КАУФМАНН. Десять лет назад он начал стремительное восхождение на оперный олимп - спел Тамино в "Волшебной флейте", Флорестана в "Фиделио", Альфреда в "Травиате", Каварадосси в "Тоске", Хозе в "Кармен", Тита в "Милосердии Тита" и многое другое. В оперном мире заговорили о явлении нового Фрица Вундерлиха и грядущем возрождении теноровой культуры в Германии. Кауфман много работал в Цюрихе, выступал на Зальцбургском и Люцернском фестивалях, пел в Париже, Лондоне, Вене. Только Баварская Опера по нелепой случайности упустила перспективного певца. С сожалением он вместе с семьей покинул город, где родился и учился, и теперь живет в Швейцарии. Это смешно, но баварец Кауфманн не стал счастлив там, куда многие стремятся попасть, чтобы осесть и закрепиться. И когда два года назад ему, уже очень знаменитому певцу, посыпались предложения вернуться, он не стал ломаться и вспоминать обиды и исправно приезжает в Мюнхен, хотя и как гость. Напомню, что в Баварской Опере до сих пор действует система штатных артистов и приглашенных. Каким образом не продлили контракт с Кауфманном, когда он после консерватории пришел сюда стажироваться, - загадка. Сам артист не хочет даже думать о тех дурных временах. Он живет настоящим. Уже второй год подряд билеты на его сольный концерт - в прошлом году это был лидерабенд, а в этом году лидерматине (утренник) - раскупаются за пару дней после поступления в продажу. После этих концертов Кауфманн еще часа два подписывает программки и вежливо слушает советы и пожелания вокаломанов со стажем (многим из них под восемьдесят, и они застали "великих", о чем считают нужным сообщить своему новому кумиру). Понять этих фанатичных людей можно. Когда Кауфманн берется за вокальные циклы Шуберта (я слушала "Прекрасную мельничиху" в его исполнении на фестивале), кажется, что время останавливается и идет назад: оживает чудный мир венских гостиных, имена Шумана и Шуберта, как в стародавние времена, у всех на устах. В отличие от Йэна Бостриджа, который сегодня числится лучшим исполнителем-тенором песенных циклов Шуберта, Кауфманн не стремится давать новые интерпретации романтических текстов. Конек певца - сумасшедшие темпы и фантастическая дикция. Зрителю не нужны ни подстрочники, ни переводы, ни книжечки с текстами, да вообще ничего не нужно - даже знание немецкого. В любом случае понятно, что происходит с лирическим героем и какой пейзаж его окружает, и с кем он разговаривает, и отчего печалится или веселится. После концерта удалось встретиться с певцом и задать ему несколько вопросов.

Й. Кауфманн

- У вас был очень урожайный сезон - премьеры в Ковент Гарден и Парижской Опере, "Лоэнгрин" и "Прекрасная мельничиха" в Мюнхене, выступление в Москве с Хворостовским. Что было действительно важным для вас лично ?

- Многое важно, но вердиевский репертуар и оперы Пуччини сейчас более всего меня волнуют. Поэтому работа в Лондоне над "Мадам Баттерфляй" и "Тоской" была хорошим опытом. Дело в том, что когда ты владеешь в совершенстве немецким языком (а с чего бы мне, баварцу, им не владеть?) и можешь осилить вокальные трудности "Фиделио" и опер Вагнера, то на тебя сразу вешают ярлык - "вагнеровский тенор". Звонят из Байройта и спрашивают, а не спели бы вы у нас Тристана, Парсифаля, Лоэнгрина, Вальтера и так далее. Я согласился и буду петь Лоэнгрина следующим летом - кто же откажется от возможности поработать в байройтском Фестшпильхаузе? При этом я сам чувствовал себя не в своей тарелке. Разве что Вальтер из "Майстерзингеров" мне действительно импонирует. Я люблю переживать на сцене тотальные, лобовые, банальные, если хотите, страсти - любовь, ненависть, гордость, зависть, тщеславие. А в операх Вагнера теноровые роли предполагают больше внутренней рефлексии. Вот это не мое. Я понимаю, что требуется, и часто разделяю страдания персонажа (и Парсифаль, и Тристан были моими любимыми героями с детства), но голос-то рвется в другую сторону. Так что петь Вагнера я не перестану, но буду делать паузы. Вы напомнили о Москве. Это было здорово - съездить туда, чтобы спеть с Дмитрием. Он потрясающий. Мне кажется, мы сходимся с ним в темпераменте. С удовольствием еще бы приехал и в Москву, и в Мариинский театр, хотя вряд ли найду время: графики выступлений уже составлены на пять лет вперед.

Флорестан в Париже оказался странным опытом, потому что постановка Йохана Симонса была ужасная. Представляете, у меня дебют в Париже, а я ползаю по сцене перепачканный сажей, в грязной одежде и с кровоподтеками. Пришлось пролежать полспектакля в каком-то темном подвале и петь оттуда. Кошмар. Моя партнерша Ангела Деноке - великолепная певица и славная Леонора, - но режиссер даже не дал нам толком пообщаться на сцене.

- Я была на этом спектакле. Мне показался ваш "грим" любопытным. И дуэт с Деноке получился .

- Вам понравилось, ну и хорошо. Мне тоже понравилось петь на сцене Гарнье - очень уютная сцена.

- Шуберта очень любите? Какой из циклов ваш любимый и почему ?

- Люблю Шуберта, обожаю стихи, на которые положена музыка, с детства знаю их наизусть, и все циклы - мои любимые, хотя "Зимний путь" слишком грустный. Боюсь его часто петь - постоянно хочется разрыдаться. "Мельничиха" жизнерадостнее, хотя и она траурная.

- Как думаете, с этими песнями и вокальными циклами Шуберта еще случатся приключения смыслов в XXI веке ?

- Уверен, что случатся. Во-первых, они постоянно кочуют от баритонов к тенорам. Когда я был маленький, я слушал Фишера-Дискау и думал о романтизме как об очень буржуазной эпохе. Мир шубертовского героя ограничивался комнаткой с бидермайеровскими шкафчиками и картиночками Отто Рунге и Густава Каруса на стенках. Ручейки, лужайки и мельницы, о которых поется в этих песнях, были нарисованными романтиками. И мне это нравилось и сейчас нравится. Теплый голос нашего великого баритона окутывал тебя, как уютный шерстяной плед. Но сам я совсем не так чувствую романтику. Бостридж интересно подает Шуберта, но слишком учено, как филолог. Квастхофф выдает откровения, кстати, всегда разные - концерт на концерт не приходится. Я редко пою Шуберта и надеюсь, что мои следующие выступления и записи еще дадут повод поговорить о приключениях немецкой романтической музыки.

- Вы с таким удовольствием говорите о коллегах, словно все они - ваши близкие друзья. Неужели в теноровом мире не осталось здоровой конкуренции, которая была в этой славной гильдии испокон веков? Если говорить о Вагнере, то конкурентов у вас и не так много, а за Альфреда не поручусь .

- Намекаете на Роландо Вильясона? Все спрашивают, почему мы не соперничаем. Объясняю. Я обожаю спорт и очень приветствую конкуренцию футбольных команд, фигуристов, лыжников и т.д. Когда есть свободное время, я бегу в спортзал или к телевизору, чтобы посмотреть игру немецкой сборной и поболеть за нее. Эмоции выходят через спорт. А в основной профессии я хочу с людьми дружить, и мне нечего делить с другими тенорами.

- У вас вышел диск, для фотообложки которого вас загримировали под ночного странника с картины Фридриха. Это вы сами придумали ?

- Некогда придумывать, да и не нужно. Меня то под Генриха Гейне, то под Гете постоянно гримируют. Говорили даже, что я издалека на Гейне похож. А с картинами Фридриха была целая эпопея. Так как я мало записывался (сам не знаю, почему), то мои издатели решили, что обложка этого диска должна быть интригующей, с инсценировкой какой-нибудь великой немецкой картины и мной, одетым, например, как странник ночной. Хотя музыка на этом диске разная - от Моцарта до Вагнера. Я прилежный: если что-то нужно вытерпеть ради работы, даже двадцатичасовые изматывающие фотосессии, я вытерплю. Мои дети обожают эти фотографии "под Фридриха".

- Я слышала, у вас большая семья ?

- Немаленькая. Жена - она тоже певица - и двое детей. Я помешан на детях. Ужасно страдаю, когда приходится уезжать. Вы вот спрашивали про теноровую зависть. Ее у меня нет, зато я завидую людям, у которых есть время на воспитание детей.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;