Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7698) 10-16 сентября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраКакой был праздный год!Итоги арт-сезона 2008/09 Фото Степана РАПЧЕВСКОГО
Сентябрь - открытие сезона не только в театрах, но и в музеях с галереями. Поэтому мы попросили следящих за художественной жизнью Москвы экспертов (не всех, конечно: кто в разъездах, кто болеет, кто сказал, что его реплика навсегда раздружит с художниками, ибо те ничего толкового не сделали), но, повторяю, экспертов, сказать веское слово в свободной манере о том, чем запомнился истекший сезон. Кто-то даже стал вспоминать о начавшемся. Обозреватели газеты "Культура" сознательно отказались от высказывания. Хотя можем суммировать кратко: "шагреневая кожа" Московского музея современного искусства, расползающегося по Москве, пертурбации в Третьяковке, бесконечно длящийся суд над Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым, пермский проект Марата Гельмана, награждение премией Кандинского одиозного г-на Беляева-Гинтовта, возвращение выставкой в Москву Ильи Кабакова, ретроспектива Оскара Рабина в Третьяковке. Ну и т. д. Об этом и прочем сказано в текстах коллег. Счастливого художественного года! ЕЛЕНА ТИТАРЕНКО , Государственная Третьяковская галерея: Праздник, который с тобой не всегда Жизнь артритика - вечный праздник, ставший рутиной. Сколько раз в минувшем году я брела по слякоти или гололеду к солидному музею и думала: искусство ненавижу! А потом входила на выставку, незаметно втягивалась в интригу (если таковая имела место) и понимала - нет, все-таки тяга к прекрасному в человеке неистребима. Но вопрос, как это прекрасное подать и что под ним понимать, острее с каждым сезоном. И это, убеждена, понимают не только профессионалы, не вылезающие за стены с картинами, но и рядовые зрители.
Если провести классификацию совсем грубо, бывают выставки персональные, тематические и те, которые хочется назвать "солянка сборная". Качество замысла и воплощения проекта - вот единственное мерило. Генераторы идей как в независимых пространствах, так и в госмузеях борются за право показывать классику в лоб, зачастую в режиме монографии, или с нею играть, множа сюжеты и сближая крайности, демонстрируя многослойность заданной темы, ища новых истин в парадоксах и неожиданных аналогиях. Однако при всем желании сделать выбор в пользу того или иного жанра невозможно - все зависит не от зала или формата выставки, а от мудрости куратора, широты его кругозора или дара хитроумно подать материал. Разумеется, и сам материал должен быть достоин показа в публичном пространстве. Но вот незадача: входишь на "раскрученную" модную выставку, полную впервые вынутых из запасников отличных вещей, и начинаешь бунтовать против волюнтаризма и бестактности кураторов, умудрившихся повесить рядом иконы и псевдохудожественные опусы сталинских соколов. Неужели вновь, господа искусствоведы, мы живем, под собою не чуя страны? Или вопреки ожиданиям от проекта сугубо академического, приуроченного к выходу каталога, например, далекой от нас немецкой графики, радуешься осмысленности, рафинированному отбору. А главное, тому, что вместо "кладбища искусства", как порой величают классические музеи, попадаешь в мир живых, пусть и давно ушедших собеседников, способных через столетия взволновать свежей трактовкой "вечных" тем.
А не то спускаешься в подвал бывшей котельной, ныне занятый частной галереей, и вдруг - о чудо! - попадаешь в мир художника, которого знала как легенду, но и не чаяла увидеть вживую его работы. Можно вспомнить о Еве Левиной-Розенгольц и Вере Ермолаевой, чьи показы в "Галеев - галерее"- события не меньшего масштаба, чем ретроспективы Тернера или Боровиковского в главных арт-музеях. Конечно, чтобы сделать "персоналку", не разоблачив знаменитого художника, но вскрыв глубинные мотивы его творчества, требуется особый перфекционизм. Тут мало собрать вещи по двадцати музеям или за бешеные деньги привезти коллекцию чужой национальной сокровищницы за три моря. Бог знает, из каких компонентов складывается или, увы, не складывается образ героя (или антигероя, что тоже любопытно!). И как текст истории, иллюстрацией какового служит музейное собрание, перерастает в гипертекст. Дизайнерские изыски либо традиционная развеска, создающая мистическую ауру подсветка либо вынос фрагмента старинной вещи на плазменную панель, позволяющую разглядеть нюансы, соединение классических музейных витрин с видеоинсталляциями, переносящими вас, скажем, на улицы древнего Аугсбурга в Музеях Кремля, - методы у организаторов выставок могут быть разнообразны, плюрализм в почете, но все эти средства хороши, лишь когда достигнута цель: создать художественный образ, позволить зрителю не бродить в неведомом прежде мире в качестве растерянного чужака, равнодушного туриста, а с головой погрузиться - в судьбу ли, в эпоху, в художественный стиль. То есть в цельное пространство истории искусства, которому не страшны ни внезапные стыковки с современностью, ни попытки исторической реконструкции. Особая статья - музейные экспозиции. Давно замечено: "страна у нас богата, порядка только нет". Иными словами, отличные музейные собрания все еще ждут креативного подхода или, по меньшей мере, радения о постоянной экспозиции. Часто и вообще самого факта создания такой экспозиции: на фоне беспрерывной чехарды вернисажей именно она служит ориентиром, задает критерий, позволяющий судить и об уровне выставок. Стабильность настоящего музея, умеющего создать не паноптикум, но театр эталонных вещей, - фундамент, необходимый для динамизма художественной жизни, стремящейся к интеграции в мировой арт-процесс. Чего и ждем в наступающем сезоне. ЖАННА ВАСИЛЬЕВА , журнал "Итоги": Художники и аэропорт "Остановиться, оглянуться..." и подвести итог если не минувшего арт-сезона, то наблюдений над ним, - конечно, дело благородное. Но, признаться, я решительно не чувствую себя к этому способной. Даже не потому, допустим, что не видела выставок Венецианской биеннале, или Русского музея, или новых проектов в Перми... Впрочем, чего далече ходить - и в Москве-то не все выставки видела. Опять же дело не только в полноте/неполноте обозрения. Очевидно, что искусство не требует формулирования текущих "трендов", как мода. И в отличие от спорта тут оценки судей более чем относительны. Описание же собственных впечатлений и вовсе лишено смысла. Мне кажется, что позиция человека, пишущего в этой ситуации, ближе всего к позиции картографа. Он бродит по той же местности, что и все остальные, пытаясь расставить вехи и нарисовать очень приблизительную диспозицию сил. Понятно, что расстановка сил на арт-сцене зависит от держателей арт-площадок и галеристов, от федеральных и городских арт-институций, от кураторов и, наконец, главное - художников. Также понятно, что прошлый сезон прошел под знаком появления "Гаража" с его мегапроектами - "Альтернативной историей искусств" Ильи и Эмилии Кабаковых и выставкой из коллекции Франсуа Пино. У них был еще видеопроект, который показывали в городском пространстве, но он, к сожалению, вместо того чтобы изменить среду мегаполиса, сам оказался поглощен ею. В "Гараже", как все знают, будет проходить 3-я Московская биеннале. "Гараж" на сегодня - своеобразная оппозиция "Манежу" и ЦДХ. В нем странная смесь интеллектуального снобизма и почти народнической любви к просветительству, нонконформизма и европейского прагматизма. Иногда "Гараж" похож на место, где сегодня жива утопия. Чаще - на точку, где пересекаются маршруты путешественников из разных уголков мира. Если продолжать транспортные аналогии, то "Гараж" - это такой аэропорт, маяки которого гораздо важнее не для тех, кто приземляется, а для тех, кто вокруг на земле. Аэропорт для тех, кто не вылетает. Тем не менее идеей коммуникации - российского искусства со всем остальным миром - "Гараж" симпатичен. По логике вещей дальше нужно было бы говорить о Венецианской биеннале и о том, как связь с миром реализовалась в проектах наших художников. Но тут у меня на карте белое пятно и ссылка на отчеты других путешественников. Но если продолжать тему целостности и коммуникации, причем не только географической, то я упомянула бы проект канадца Николаса Ривза "Небесная арфа", который показывала галерея "LABORATORIA Art&Science Space". Тут уж не терминалы аэропорта, а скромный московский дворик позади старого НИИ близ Курского вокзала. Ривз замечательно, остроумно демонстрирует, что искусство предполагает не только социальную коммуникацию или антропологические исследования, но и умение слышать музыку небесных сфер. Например, облаков, которые сканируются на 8 километров вверх лазерным лучом. До этого Ривз участвовал в Фестивале "ScienceArtFest", который проходил на "Винзаводе". Для меня искусство, работающее с новыми технологиями, интересно тем, с одной стороны, что возвращает к восприятию мира как единого живого организма, где наука и искусство не разделены стеной, с другой - сохраняет исследовательский потенциал. Что касается выставок российских художников, то на меня очень сильное впечатление произвели две монографические выставки в Ермолаевском переулке, где филиал Московского музея современного искусства. А именно - Ирины Кориной и Константина Батынкова. Выставка Батынкова, по-моему, вообще лучшая из современных российских проектов, которые я видела. Они очень достойно продолжили ряд, начатый проектами Виктора Пивоварова, Дмитрия Пригова, Бориса Орлова... Кроме того, они оптимистичны, поскольку обнаруживают потенциал искусства здесь и сейчас. И напоминают, что главными в "армии искусств" остаются художники. НИКОЛАЙ МОЛОК , "Stella Art Foundation": По скандалу в месяц Сезон был насыщенным. Есть что вспомнить. Ретроспектива Кабаковых, становление "Гаража", "Винзавода" и "Красного Октября" как трех самых модных арт-площадок Москвы, громкая (хотя, возможно, и несколько разочаровавшая) театральная премьера Олега Кулика в Париже, московская презентация коллекции Франсуа Пино - самого гламурного собрания современного искусства в мире, выставки Джакометти и Тернера в Москве, Родченко и Поповой в Лондоне и Херста в Киеве... А еще Венецианская биеннале с пятью нашими выставками и тысячами дам полусвета, которые продемонстрировали всему миру тотальную гламуризацию нашего арт-состояния. В ответ (не на Венецианскую биеннале, а на эту гламуризацию) технолог Марат Гельман запустил проект "Русское бедное" и перенес столицу современного русского искусства из Москвы в Пермь, где инициировал создание музея современного искусства. А еще арт-рынок с его постоянными сенсациями (продажа картины Малевича и коллекции Ива Сен-Лорана) и наступившим кризисом, который откатил арт-торговлю на уровень 1990-х. А еще пять громких скандалов. С Алексеем Беляевым-Гинтовтом, неожиданно получившим премию Кандинского. В результате на некоторое время вся наша арт-общественность разобщилась и повздорила. С Андреем Ерофеевым, ожидаемо уволенным из Третьяковской галереи и ставшим обвиняемым на судебном процессе. Этот скандал, в отличие от предыдущего, наоборот, объединил всю арт-общественность перед лицом "общего врага". С галеристами Еленой Селиной и Сергеем Хрипуном, которых из-за работ Олега Кулика продержали несколько часов в парижской каталажке. История, впрочем, более абсурдная и случайная, хотя некоторые мои знакомые утверждают, что она вполне отразила французские конформистские тенденции. С "Троицей" Андрея Рублева, которую, вопреки мнению хранителей и реставраторов, объявивших (по причинам сохранности) ее "невыездной", хотели выдать Церкви для участия в богослужениях. Со зданием ЦДХ-ГТГ на Крымском Валу, которое решили разрушить, а потом (спасибо кризису) вроде как передумали. Типа по скандалу в месяц - не хило так... И не многовато ли? ЮРИЙ ПЛАСТИНИН , главный редактор "Artinfo.ru" : Просто по контексту Сезон 2008 - 2009 годов, вопреки экономическому кризису, продемонстрировал даже больший размах презентационных коммерческих выставок, нежели предыдущий. Начиная с почти синхронного явления московской публике в октябре топ-лотов осенних ньюйоркских аукционов "Сотбис", уникальных работ импрессионистов, модернистов и произведений современного искусства в новом Государственном музее современного искусства Российской Академии художеств на Гоголевском бульваре и выставки с многозначительным названием "for what you are about to receive" - "то, что вам предстоит", устроенной знаменитой галереей Ларри Гагосьяна в здании фабрики "Красный Октябрь", представившей топовые имена рынка современного искусства. И заканчивая рекордным десантом российских выставок параллельной программы продолжающейся до 22 ноября этого года 53-й Венецианской биеннале. Размах мероприятий, сопутствующих их открытиям, породил ласкающие слух финансировавших и организовавших десант учредителей фондов комплиментами типа "русские спасли Венецианскую биеннале". Разве что представление коллекции французского миллиардера и коллекционера Франсуа Пино в здании бывшей таможни превзошло "русское нашествие". Однако проект в национальном Российском павильоне "Победа над будущим" (куратор - Ольга Свиблова, комиссар - Василий Церетели) произвел крайне противоречивые впечатления на специалистов, а наиболее авторитетные эксперты выставку не приняли. Зато относительно более успешно вписались в основной проект биеннале (куратор Даниэль Бирнбаум) "Создавая миры", инсталляция Ани Желудь, и работа Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Что до коллекции Франсуа Пино, то выставка "Определенное состояние мира?", составленная на ее основе, привлекла внимание публики в Центре современной культуры "Гараж" с 20 марта по 14 июня. Такие выставки, помимо наличия в них бесспорно выдающихся работ, интересны еще и тем, что инициируют размышления по поводу образа сегодняшнего Медичи. Или, что то же самое, - о своих представлениях о Медичи всех времен... На неизменную со времен Средневековья тему "деньги и искусство", о нетоварном остатке в искусстве... Собственно, именно с таким остатком и связаны наши неуверенные ожидания. Есть не обманувшие их события и в прошедшем сезоне. События разного калибра и формата, которые роднит очевидное присутствие пресловутого остатка. Во-первых, выставки Ирины Кориной: "четырехэтажная" выставка "Инсталляции" в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке и завершающаяся на днях выставка с тем же названием в Музее современного искусства "Фолькванг" ("Zeitgenossische Kunst Museum Folkwang") в Эссене. В предлагаемых пространствах Корина материализует воспоминания, эмоции, представления, прибегая при этом к самым банальным и дешевым материалам, что создает уникальные перефокусировки восприятия, мерцание между присутствием и интерпретацией. С этим же музеем связаны еще две выставки, украсившие сезон. В сентябре - октябре 2008 года в рамках той же, что и коринская выставка, программы (куратор - Елена Селина), показали "Electroboutique" Владислава Ефимова, Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина в выставке "Крити-Поп": сорок работ, связанных с тотальным проникновением информационных технологий. По мнению международных экспертов, произведения, создаваемые этими художниками, - пока единственное, что Россия может предложить мировому художественному сообществу в области критического дигитального искусства. И это при том, что интерес к медийному искусству приобрел в Москве и других крупных городах массовый характер. В феврале - апреле Чернышев и Шульгин показали свои лучшие работы на выставке "Enter Action" в Музее современного искусства Орхуса (Дания). В мае - июне на Ермолаевском состоялась персональная выставка любимца московской арт-сцены и, вероятно, самого плодовитого из наших художников, Константина Батынкова, - "Другая жизнь". Его тотальный проект о "парке культуры" в нас самих одаривает наше воображение неподражаемой пластикой. В этом же ряду - более скромные выставки. Проект Гора Чахала "Экспериментальное подтверждение гипотезы о трансфизическом характере воздействия произведений изобразительного искусства на ноосферу. Хлеб и Вино, и Мать-Сыра-Земля." Выставки Никиты Алексеева "Это есть. Этого нет. Это есть" и Вадима Захарова "No Distance" в галерее GMG. Творчество Гора Чахала последних лет развивается во все более усложняющемся поле взаимодействий между искусством, мистицизмом и научным познанием. Связано это с исканиями подлинного, "не того, чем мир меняется, а чем он постоянен". В контрапункте социологических и богословских мотивов выставки Никиты Алексеева легко уловить всегдашний для него вопрос: что такое искусство, и как им пользоваться? В декабре группа "Купидон" (Ю.Альберт, В.Скерсис, А.Филиппов) представила на "FАБRИКе" инсталляцию "Витя и зайцы" "Фрагма, Прагма и Энигма". Может показаться странным, но эту инсталляцию "закоренелых концептуалистов" надо видеть, а не писать о ней. "Зайцы романтического концептуализма" - одновременно и в гробике-лодке, плывущей в окружении забора современной культуры, и в роли спасателей. Однако, повторюсь, это надо было видеть. В том числе в заборную щель. Cледует отметить неожиданный сезон питерской галереи "Люда". Собственно, галерея и просуществовала один сезон, предлагая чуть ли не еженедельные скоротечные выставки. Так же, как то, что 20 октября в МоМА (Нью-Йорк) в рамках цикла "Современные понедельники" свои работы представила Ольга Чернышева, что жюри 38-го Кинофестиваля в Роттердаме назвало последнюю видеоработу нижегородской группы "ПровМыза" "Отчаяние" среди трех лауреатов "Tiger Short Award". Международный успех в этом случае чрезвычайно важен в связи с достаточно сдержанной реакцией московского арт-сообщества на эту работу художников. Еще три зарубежные выставки важны для адекватной картины прошедшего сезона: лондонская и берлинская выставки Игоря Макаревича и Елены Елагиной "Грибы русского авангарда" и ретроспективная выставка Михаила Шварцмана (1926 - 1997) в Людвиг-Форуме (Аахен). Когда на заре перестройки Шварцмана спросили, почему он до сих пор не выставляется, он ответил: "А куда спешить? Впереди - Вечность. Жду знамений!" Германская пресса оценила "картины религиозной духовности" и назвала Михаила Шварцмана "великим русским художником современности". Равно как нельзя не упомянуть долгожданную выставку "классика современного искусства" Константина Звездочетова в галерее "XL", тотальную инсталляцию "Нормальная цивилизация". Телеграфно, но о важном. Выставка "Русское бедное" в Перми 25 сентября - 20 октября, в которой точно чувствующий контекст галерист Марат Гельман и конъюнктуру - пиарщик и политтехнолог Марат Гельман превращаются в музейного куратора и руководителя музея, причем не столичного. Знаковое событие. В течение всего выставочного сезона по всей стране путешествовал выставочный проект коллекционера Пьера Броше "Будущее зависит от тебя. Новые правила". Хороший пример. В Центре современного искусства "Pinchuk Art Center" (Киев) прошла групповая выставка российских художников "21 Россия". "Это искусство путинской России, и в этом нет ничего страшного", - подытожил куратор выставки Александр Соловьев. Крайне нужны такие выставки в ближнем зарубежье. 14 марта - 12 июля 2009 года на Европейском фестивале "Europe XXL" во французском Лилле одной из главных достопримечательностей открытия стали шестиметровые статуи, созданные группой "AEС+F". Из наших в фестивале также участвовали: Юрий Аввакумов ("Роддом"), Анатолий Осмоловский ("Хлеба"), Аристарх Чернышев (инфоскульптура "Срочно!"). Состоялась премьера нового проекта группы "АЕС+F" "Ангелы-Демоны". О проекте "Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств. Красный вагон", которым в сентябре открылся Центр современной культуры "Гараж" в историческом здании легендарного Бахметьевского гаража, здесь уже сказано и без меня, а вот о вневыставочном упомянуть надо. Судя по тому, что наши арт-критики не были замечены на международной конференции в ГЦСИ "Критическая теория в XXI веке", а на ней выступили Сьюзен Бак-Морс (США), Фредрик Джеймисон (США), Антонио Негри (Италия, правда, в видео-версии) и наши Олег Аронсон, Елена Петровская, Валерий Подорога, Алексей Пензин, Игорь Чубаров. Трудно переоценить полезность подобных конференций для нашего искусства, по сей день не определившегося, где "право", а где "лево". Но это уже другая тема. Также в рубрике:
|