Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7698) 10-16 сентября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноНепостоянная повадка львовПродолжается МКФ в Венеции Светлана ХОХРЯКОВА
В субботу завершится 66-й Венецианский кинофестиваль. Жюри под руководством тайваньского режиссера Энга Ли назовет имена победителей. Напомним, что в состав этого почетного ареопага входит кинорежиссер Сергей Бодров. Но вот российских картин в основном конкурсе нет. В "Горизонтах" представлен наш альманах "Короткое замыкание", состоящий из нескольких новелл молодых кинорежиссеров, а по разряду "Горизонты. События" проходит картина Александра Сокурова "Читаем блокадную книгу". Ее показали 9 сентября. Программный директор фестиваля "Кинотавр" Ситора Алиева вошла в состав жюри короткого метра. В этой программе уже во второй раз участвует наш Мурад Ибрагимбеков. Когда-то здесь, на Лидо, он показал свой фильм "Нефть", теперь - пятиминутную картину "Объект № 1". Президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов вынужденно возглавил жюри ФИПРЕССИ, заменив заболевшего коллегу. А в самом начале фестиваля в программе "Неделя критики" показали дебютный фильм Ильи Демичева "Какраки", к немалому удивлению российских критиков. Скорее всего, тому из итальянских критиков, кто рекомендовал эту картину в данную программу (надо сказать, весьма специфическую, связанную именно с выбором, каким он только может быть у критика), она показалась полным сюрреализмом. Иных объяснений не найти. Неожиданно для нас на фестивале всплыла и еще одна лента, имеющая самое непосредственное отношение к России. "Десять зим" - совместный итало-российский проект кинорежиссера Валерио Миели, в котором участвовали российские актеры Сергей Жигунов и Любовь Зайцева. Один из показов прошел в субботу, а в выходные на Лидо всегда большой наплыв публики, так что в небольшой зальчик прорваться удалось лишь счастливчикам. А в один из вечеров в заведении под названием "Голубая Луна" устроили вечеринку по случаю премьеры "Десяти зим", включенных в одну из программ итальянского кино. Прямо на пляже, в песке, выставили нереальные, почти бутафорские кресла, на соломе выложили закуски. Под музыку из фильма Хичкока публика и коротала время. Но Сергей Жигунов и Любовь Зайцева на вечеринке, похоже, так и не появились. Они, правда, принимали участие в пресс-конференции, где один итальянский журналист задал вопрос о любви, и Сергей Жигунов ответил, что нечто подобное истории, рассказанной в фильме, он пережил сам. Нынешний фестиваль в Венеции получился каким-то кризисным. Народу значительно поубавилось (по счастью, и очереди в кинозалы стали кроче), вечеринки поскромнели, печатной продукции, сопровождающей фильмы, гораздо меньше, никаких роскошных буклетов днем с огнем не отыскать. Зато, как никогда, много блюстителей порядка - нарядов полиции, карабинеров. В день открытия фестиваля они вышли, подобно античным легионерам, со щитами. Но было тихо и спокойно. Разве что прошла скромненькая демонстрация. Какие-то люди с машины оглушили окружающих громкой музыкой, поразмахивали черными шарами. Вот и все. Но по масштабам Венеции это был чуть ли не инцидент. По фестивальной территории все время таскают туда-сюда крылатых львов. Еще год назад они, а это символ Венеции и фестиваля, были растиражированы в виде скульптур и украшали вход в главный фестивальный дворец. Зрелище было на редкость эффектным. Теперь животных разбросали по разным точкам и продолжают их дислокацию. Стоишь, к примеру, в очереди в кинозал, вдруг просят расступиться и пропустить рабочих, неведомо куда несущих одного из золотых зверей. Царь природы на Лидо на сей раз правит бал не один. Компанию ему составили фиолетовые овцы. Они красуются на улице, в витринах магазинов и кафе. Это один из арт-объектов, которые ежегодно выставляются в рамках Биеннале на открытом воздухе. Дополняет компанию зеленый попугай - в единственном экземпляре, зато гигантского размера. Но овец и попугая никто никуда не таскает. У них имеется определенная прописка. У львов более загадочная судьба, не менее, чем у тех, которые достанутся победителям фестиваля. Наверняка жюри изрядно потасует эту колоду. Программа фестиваля многообразна, если не сказать, что всеядна. Здесь представлены режиссеры разных поколений, мэтры и никому не известные молодые кинематографисты, которых обожают в Венеции и вручают отдельного "Золотого Льва будущего". География фильмов тоже поразительная, хотя чувствуется некоторый перевес англоязычных картин. Много в разных программах, да и в основном конкурсе, американского кино. Кроме того, в программе представлено немало невидимок - фильмов-сюрпризов. Обычно в таких случаях хотя бы за пару часов до показа вывешивается объявление о том, что же все-таки нас ждет. А тут приходишь в кинозал и, только глядя на экран, узнаешь, чем, собственно, порадует тебя фестиваль. Одним из таких сюрпризов стал фильм Вернера Херцога "Мой сын, мой сын, что ты наделал" - адаптация на современный лад древнегреческого мифа, причем в жанре хоррора. Некий здоровенный детина убивает свою навязчивую мамашу. Но никаких трагедий, только смех и некоторое замешательство. Кроме того, впервые в истории Венецианского кинофестиваля в конкурсе участвует сразу две картины одного режиссера. У Херцога здесь и ремейк фильма Феррары под названием "Плохой лейтенант" с Николасом Кейджем в главной роли. Кстати, сам Абель Феррара приезжает в Венецию с картиной "Неаполь, Неаполь, Неаполь", и Вернер Херцог с нетерпением ждет его реакции на то, что сотворил. По Венеции, а точнее, по кинематограической Европе, упорно бродит призрак коммунизма. Не только в России бесконечно снимают ерундовые, а иногда и приличные фильмы и сериалы про Сталина и его эпоху, давая превратное представление о том, что это было за время, так что даже молодые кинематографисты, студенты подсели на эту тему, имея какое-то сказочное преставление о том, как это было. Европейским мэтрам идеи социализма и коммунизма тоже не дают покоя. Открывало фестиваль монументальное полотно "Баария" итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе, в котором эти самые идеи определили жизнь целых поколений и ни к чему хорошему не привели. Показали нам и китайский вариант развития событий - "Принц слез" режиссера из Гонконга Йонфана. Вот и Майкл Мур туда же. На сей раз в своем новом документальном фильме "Капитализм: история любви", включенном в основной конкурс, он обличал капитализм как таковой. Снимать картину начал еще до мирового финансового кризиса, но как в воду глядел. Действует Мур все в том же духе, своем фирменном, но высот своих предыдущих картин об 11 сентября и издержках здравоохранения на Западе не достиг. Хотя фильм получился лихой и убойный. В финале Майкл Мур сам сел в грузовик и объехал крупнейшие банки. Тряс там пустым мешком с изображением доллара, но разжиться ему так и не удалось. Накануне официального показа Мур устроил на террасе главного фестивального отеля "Excelsior" сходку, где развернулась дискуссия об ужасах капитализма. Интересно, что в картину вошли кадры, запечатлевшие советскую демонстрацию перед мавзолеем, на котором присутствовал товарищ Сталин. В день премьеры "Капитализма" прошел и показ нового фильма Оливера Стоуна "К югу от границы", где Стоун лично навестил президента Венесуэлы Уго Чавеса, а также президента Боливии Эво Моралеса, далее всех других глав латиноамериканских стран, и тут уж тоже досталось Бушу, США как таковым. Так что выступили кинематографисты-документалисты против родной страны ударным фронтом. Только Стоун не занимается откровенными манипуляциями. У него - иные задачи. Он уже сделал фильм о Фиделе Кастро, а теперь увлечен Уго Чавесом - человеком на редкость самобытным и эмоциональным, о таком кинематограф может только мечтать. Генерал Чавес посетил деревни и фермы, посмотрел на коров, поинтересовался удоями, целовался с простым народом постоянно, катался на велосипеде и возлагал надежды на Обаму. Мур пока тоже возлагает, правда, сопровождает появление нового американского президента кадрами из разряда социалистических утопий. Фестиваль продолжается, пока он не принес каких-то мощных впечатлений. Но несколько его картин выбиваются из общего ряда кино небледного, но не оправдавшего надежд. От классиков, а их тут немало, ждешь свежих высказываний, а у них нет на таковые сил. Также в рубрике:
|