Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 38 (7701) 1 октября-7 октября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

В фокусе - цивилизация

"Восток-Запад". Взгляд из Баку

Светлана ХОХРЯКОВА
Баку - Москва


Е.Павлов в фильме "Петя по дороге в царствие небесное"

Постером недавнего 11-го Бакинского международного кинофестиваля "Восток-Запад" стала великолепная картинка: сияющий вдали огнями ночной Манхэттен, а через реку на него смотрят люди, сидящие верхом на верблюде, находящиеся в пустыне. Два абсолютно разных мира и взгляда на жизнь, которым не сойтись, как некогда заметил Киплинг. У организаторов вышеназванного форума, возглавляемого Рустамом Ибрагимбековым, иной слоган: "Восток есть Восток, Запад есть Запад, и место их встречи - Баку". В нынешнем году Баку объявлен столицей исламской культуры, в связи с чем расширили географию участников, представили "Панораму фильмов мусульманских стран", провели "круглый стол" на тему "Мусульманский мистицизм и его влияние на мировую культуру", который прошел в Музее истории Азербайджана.

Церемония открытия фестиваля шла в обновленном дворце, носящем имя Гейдара Алиева, которое теперь присвоено и аэропорту, и многим другим учреждениям. На недавно отстроенной площади, буквально светящейся светлым мрамором, установлена огромная скульптура бывшего президента Азербайджана. Те, кто его хорошо знал, а таких среди участников фестиваля было немало, утверждают, что запечатлен характерный для него жест, словно уносящий всю фигуру вверх. То, что у нас было бы воспринято как нечто непозволительное, чрезмерное, в Азербайджане выглядит совершенно иначе. Восток есть Восток. Гости и участники форума возложили цветы к памятнику Гейдару Алиеву, с чего, собственно, и начался фестиваль. Торжественная церемония открытия велась на азербайджанском языке, гостям выдали наушники, переводили на английский и русский. Скучно не было, поскольку никакого избытка официоза не наблюдалось, зато пригласили самобытные и прямо-таки виртуозные музыкальные коллективы (одни только барабанщики чего стоили), так что мы сполна насладились своеобразием азербайджанской культуры. А потом показали картину Николая Досталя "Петя по дороге в царствие небесное", которую приехали представить сам режиссер и исполнитель главной роли Егор Павлов - прекрасный молодой артист. Их дважды приглашали на сцену на азербайджанском языке, но они-то не знали об этом и все ожидали своего выхода. Пока не вышел Рустам Ибрагимбеков, которого до того кто-то назвал мужественным азербайджанцем, и он подтвердил данную ему характеристику. Заметив, что прекрасно, когда национальный язык не только не забывается, но и культивируется, он назвал происходившее в тот момент маразмом и дискриминацией русского языка, что странно в городе, где по-русски говорят иной раз лучше, чем делают это некоторые носители языка, где русский язык живой. Но в целом фестиваль показал, что никаких преград для диалога и дружбы между людьми не существуют, где бы они ни жили, какую бы религию ни исповедовали. Хотя нам, к примеру, многое странным казалось в Баку, логика поведения принимающих нас азербайджанских коллег казалась сногсшибательной. Точно так и они нас воспринимали. Мы живем в разных ритмах, по-разному воспринимаем одни и те же вещи. Наверняка директору Римского кинофестиваля казались необычными русские и азербайджанцы вместе взятые. Так устроен мир. А нам русским казалось странным поведение одного нашего телеведущего, приехавшего на фестиваль в Баку и вечно предъявлявшего претензии, связанные с обслуживанием его бесценной персоны, - гостиницы не те, транспорт не тот, маловато роскоши и так далее. Директору Римского фестиваля комфортно, оскароносцу из Чехии Яну Свераку тоже, как и многим другим, на этот раз разнообразнейшим гостям из Европы и Азии, а ему, телезвезде, все чего-то не хватает. А организаторы делали все возможное, чтобы прибавить комфорта.

Мир стал многополярным. Эстонский режиссер Ильмар Рааг, представивший в Баку картину "Класс", учился в Тарту, а потом получил диплом в университете Огайо, где изучал киноведение и сценарное дело, осваивал основы продюсирования. Теперь он снимает в Париже и прямо из Баку полетел туда. Тридцатилетний Теймур Исмайлов - родом из Баку, теперь живет в Голландии, где и получил звание бакалавра кино и телевидения в Киноакадемии. Он показал свой дипломный короткометражный фильм "Бинго", герои которого - молодой цыган из Молдавии, экс-боксер из России и учитель биологии из Грозного. Что между ними общего? Да ничего, как скажет цыган Бинго, кроме того, что они помогают друг другу выживать в чужой сказочной стране Голландии. Эта троица нелегально работает у турка и демонтирует здания, разрушает дома, чтобы когда-нибудь построить свои. Они учат голландский язык, грустят по родине. Но стоило русскому Сергею поднять тост за Родину, бывший Советский Союз, как чеченец Умар произнес слова о том, что если уж пить за родину, то для него это Чечня, а русские - "вонючие свиньи", разрушившие его дом, убившие брата, они всюду гадят, от них и пришлось бежать в Голландию. А потом с Сергеем произойдет несчастный случай на "производстве", и турок-работодатель от греха подальше куда-то его увезет - живого или мертвого - мы не знаем. И человека словно не было. Чеченцу и цыгану придется с этим смириться, потому что иного выхода нет, иначе их, нелегалов, ждут печальная судьба и депортация. По большому счету в чужой стране все выходцы из бывшего СССР равны, все они - нелегалы и русские.

В день открытия фестиваля совсем новенькую пятиминутную картину "Цивилизация" представил Мурад Ибрагимбеков, который как раз в это время снимал в Баку свой новый полнометражный фильм. Искал на него деньги десять лет. "Цивилизация" стала второй частью трилогии, открыла которую пятиминутка "Нефть", отмеченная несколько лет назад "Серебряным Львом" в Венеции. Это тоже монтажная лента, точно охарактеризовавшая суть нашего времени, целого века, вобравшего в себя саморазрушительные деяния: обезглавливаются церкви, самолеты штурмуют башни Всемирного торгового центра, стройные пловчихи ныряют в странном синхроне с картинами глобального разрушения в какие-то бассейны-бункеры. Траектория их полета аналогична той, что совершали самолеты с террористами на борту. Мир словно обезумел, и все, что делается человеком, - себе во вред. Стыкуются мгновения хроники, зафиксировавшей разные времена, и все вместе это свидетельствует о превращении цивилизации в нечто себе противоположное, с приставкой "анти". В сущности то же состояние оцепенения охватывает зрителя во время просмотра эстонской картины "Класс". Казалось бы, она совсем не оригинальна. На данную тему уже сказали свое слово Гас Ван Сент и Майкл Мур, но очередная история про фатальную жестокость подростков вновь леденит душу. Это какое-то "Поколение 0" (есть и такая картина в Эстонии, о которой "Культура" уже писала). И не только одно поколение. Учителя тоже зациклены на чем-то своем, они не наблюдательны, не проявляют чуткости по отношению к вверенным им ученикам, а те глумятся друг над другом, гнобят тех, кто слаб и беззащитен, так что зайти в класс для одного из учеников - целая проблема. А потом это поколение молодых зверей (людьми их даже не назовешь) доводит дело до того, что в итоге расстреляют чуть ли не полкласса. Все истязатели-отличники и примерные дома детки будут ликвидированы как класс, а потом уйдет из жизни их жертва, отомстив за все унижения на глазах у равнодушного большинства. Страшная картина, бьющая по нервам, но это в очередной раз оценка нашей цивилизации со знаком минус.

Многие из представленных в Баку фильмов вызывают споры, в том числе и у себя на родине. Пример тому - турецкая "Таква" Озера Кызылтана. Нельзя сказать, что это - выдающаяся картина, сегодня в турецком кино происходят любопытные процессы, и производится действительно своеобычное и яркое кино. Но случай "Таквы" все же особый. Само это понятие связано с исламом и боязнью Бога во избежание греха. Герой в исполнении актера Эркан Джана все никак не может решить для себя вопрос, а что, собственно, греховно в этой жизни. Он - верующий человек, но ему являются женщины, с которыми он во сне и своих мечтах прелюбодействует. Он одинок, у него нет семьи, хотя совсем уже не молод. И работа, которой он занимается, часто протеворечит его нравственным установкам и вере в Бога. Вот герой и страдает. Иногда это выглядит даже смешно, а сама картина вызывает отторжение, какое, скажем, вызывает так называемое православное кино, где только и делают, что показывают купола церквей и молебны. О сокровенном можно рассказать и совсем иначе, не используя никакой наглядной агитации, просто через человека. "Таква" иногда декларативна, но вот строгие блюстители норм ислама ее не очень-то жалуют. Она сама по себе представляется им греховной, раз пытается затронуть некоторые запретные темы. Но, наверное, запретных тем не бывает, вопрос лишь в их трактовке и помыслах человека, пытающегося через свои художественные миры разобраться в том, что происходит с цивилизацией.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;