Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7702) 8-15 октября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

3-Я МОСКОВСКАЯ БИЕННАЛЕ

Рабы утопии

Проекты на "Винзаводе"

Ирина КУЛИК
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


"Мастерская ван Лисхаут". "Город рабов"

На 3-ю Московскую международную биеннале Центр современного искусства "Винзавод" ответил залпом из всех орудий: практически на каждой "винзаводовской" площадке происходит что-нибудь включенное в специальную и параллельную программы биеннале.

"Галерея XL" представила новый опус группы "Синий суп". "Метель" кажется продолжением того батально-пейзажного цикла, который "Синий суп" начал в 2005-м с инсталляции "Эшелон" и продолжил "Озером" и "Обороной". На этот раз зрителю предстоит созерцать зимний пейзаж, который заполняет множество бегущих по заснеженному полю фигурок, вроде бы являющихся участниками неких боевых действий, хотя точка зрения "с птичьего полета" не позволяет с уверенностью сказать, есть ли у них в руках оружие и в какую униформу они одеты. Да и противник, за которым или от которого бежит это войско, так и останется невидимым. Крошечные фигурки скроются в густом ельнике, растворившись в растительности. Бесшумное и бескровное нашествие этого войска кажется не столько военной операцией с заданной целью, но неизвестным исходом, сколько неподвластным человеческим устремлениям природным явлением, о котором в русском языке говорится в безличной форме: "закружило-замело", той самой "метелью", снежинками которой и оказываются эти фигурки. "Метель" - очередной "левел" в той самой парадоксальной компьютерной антиигре, в которую "Синий суп" играет с публикой, предоставляя ей безупречно проработанное место действия и опознаваемый военный жанр, но не предоставляя никаких опций для участия в игре. И зрителю, так и не ставшему "пользователем", остается только изнывать от неразрешимого саспенса, а также от подступающей клаустрофобии, ибо у него нет никаких шансов самостоятельно выйти с этого уровня.

В.Кошляков. "Недосягаемые"

Непредвиденной рифмой к "Метели" кажется проект архитектора и художника Александра Бродского "Ночь перед наступлением", представленный "Галереей М&Ю Гельман" в Большом Винохранилище. Трудно избавиться от мысли, что ее персонажи замерли в ожидании нашествия тех самых снежных армий, которые предстают в видео "Синего супа". Тем более что обороняться они, судя по всему, готовятся от холода и тьмы, чье наступление в начале октября кажется все более неминуемым. Cводчатый подвал Винохранилища погружен в темноту, которую еле-еле удается приподнять огням, горящим во множестве разбросанных по всему помещению шатров, в которых обитает племя дикарей-пигмеев. С диковинными профилями и прическами, в амулетах и набедренных повязках, сидят они на корточках вокруг своих костров. Впрочем, сами их жилища вызывают куда менее экзотические ассоциации: больше всего эти палатки из прозрачного полиэтилена напоминают самопальные парники на подмосковных дачах. Александр Бродский уже давно занят переосмыслением утлых примет местного быта, который он превращает в своего рода экзотическую культуру. "Дикари" из "Ночи перед наступлением" фигурировали в его предыдущей выставке на "Винзаводе" "Окна и фабрики", где подобия граффити, нацарапанных на замазанных краской на время ремонта окнах, превращались в нечто вроде наскальной живописи на стенах доисторических пещер. А теперь Бродский решил, что и парники, возможно, на самом деле являются вигвамами еще неописанной цивилизации. "Дикари", населяющие полиэтиленовые домики, - все на одно лицо. Как и рой неразличимых фигурок в "Метели", они кажутся не столько людьми, сколько какими-то силами природы - духами, оберегающими последнее тепло в осаждаемом зимой мире.

Сергей Братков, чья выставка "Балаклавский кураж" открылась в галерее "Риджина", предается воспоминаниям о лете далеко не таком беспечном, как кажется на первый взгляд. Взойдя на специально для выставки построенный подиум, зрители видят большой, как в кинотеатре, экран, на котором идет черно-белое видео: украинские пацаны ухарски сигают с причала в море под иронически-куражистую песню "Мумий Тролля". А под экраном, в своего рода "оркестровой яме", разверзается подстерегающая беспечных купальщиков опасность: ощерившиеся ржавыми железяками бетонные обломки каких-то конструкций затонувшей, но все еще грозной советской Атлантиды.

А.Бродский. "Ночь перед наступлением"

Примерно такие же ржавые железяки фигурируют и на выставке Валерия Кошлякова "Недосягаемые", открытой в "Галерее М&Ю Гельман". И в том, что здесь речь идет о руинах исчезнувшей великой цивилизации, уже не остается никаких сомнений. Высящиеся на фоне написанных на полиэтиленовых пленках абстрактных пейзажей, эти ржавые остовы, сваренные из найденного на свалках металлолома, кажутся причудливыми, но и щемяще знакомыми. Что-то из них в прошлой жизни было, возможно, башней Шухова, что-то - монументальной стрелой Музея космонавтики, а что-то и скульптурой "Рабочий и колхозница". "Эти конструкции - продолжение тех исследований, которые я начал в "Иконосах". Башни - это иконосы конструктивизма, знаки, очищенные от функциональности. А еще это некий скелет скульптур, то, что потом заливают бетоном", - рассказывает сам Кошляков. Художник своей выставкой недоволен: сначала он хотел соорудить во дворе "Винзавода" настоящую башню, которая на несколько метров возвышалась бы над окружающими зданиями. Однако согласовать этот проект так и не удалось. "Недосягаемые" - это комментарии к непостроенной башне", - рассказывает Кошляков. Впрочем, сам же признается: "Это остовы скульптур, которые так и не были построены, но уже успели заржаветь. То, что рождается и стареет, так и не успев вырасти". Ведь в конце концов Валерий Кошляков всегда создавал парадоксальные образы руин утопии, развалин так и не наступившего будущего.

Настоящую архитектурную фантасмагорию представляет и главный вклад "Винзавода" в программу Московской биеннале - масштабная выставка нидерландской "Мастерской ван Лисхаут" "Город рабов. Gradle to Gradle (От колыбели к колыбели)", организованная в сотрудничестве с немецким музеем Фолькванг при поддержке RWE. Первая часть выставки "Город рабов", разместившаяся в светлом, с высокими потолками, Цехе Белого, на первый взгляд, и правда, кажется настоящим архитектурно-градостроительным проектом некоего мегаполиса, в своей экстравагантности идеального, как и все архитектурные макеты (кто же будет проектировать заведомо несовершенный город?). Тут есть университеты, торговый центр, электростанция, офисные здания, жилые дома, музей современного искусства и - что неудивительно, если вспомнить, что город этот проектировал голландец - разнообразные бордели: мужские и женские, "бюджетные" и класса люкс. В первый момент настораживает разве что отчетливая физиологичность некоторых архитектурных форм. Понятно, что мужской и женский бордели напоминают, соответственно, формы женской репродуктивной системы и сперматозоида. Но и блоки здания городской администрации соединены между собой переходами-трубами, напоминающими пуповины, и здание мола оплетено чем-то вроде выступающих вен, а музей и вовсе напоминает пищеварительную систему (что, впрочем, отсылает и к классике современной архитектуры - построенному в 1977 году архитекторами Ренцо Пьяно и Ричардом Роджерсом парижскому Центру Помпиду с его вывернутыми наружу "внутренностями" всевозможных коммуникаций). Да и сам Юп ван Лисхаут уже строил вполне функционирующие антропоморфные здания, например, "БикиниБар" в виде женского торса в бикини и даже "БарРектум" - анатомически корректное воспроизведение пищеварительной системы, устрашающее снаружи, но с на удивление уютным интерьером. Впрочем, достаточно начать внимательный осмотр выставки, чтобы увидеть, что город, придуманный ван Лисхаутом, - место, в котором никто не захотел бы жить по доброй воле. Ибо этот автономный город-государство, способный полностью обеспечивать себя энергией и прочим необходимым, при этом не загрязняя окружающую среду и не истощая природные ресурсы (настоящая мечта экологов и экономистов), существует благодаря узаконенному рабству. Рабы здесь обеспечены всем необходимым: их обучают в специальных университетах (мужских и женских), обеспечивают жилыми модулями и скромными радостями жизни - теми самыми борделями, браки в "Городе рабов" запрещены. Жизнь рабов подчинена строгому распорядку: семь часов в сутки на административную работу, семь - на физическую, семь - на сон и три часа - на досуг. Но используют их не только как рабочую силу. Не годных к работе пускают на пищу, несъедобных - на производство биологического газа, который и обеспечивает город энергией. Одно из самых заметных строений города, поначалу кажущееся минималистской современной церковью массивное здание, украшенное крестом, на самом деле больница: "Город рабов" исповедует религию плоти, причем отнюдь не в смысле преклонения перед человеческим телом. Разместившийся прямо под "Городом рабов", в подвальном и темном Цехе Красного, проект "Cradle to Cradle" читается как адская кухня, преисподняя этого города. Здесь Юп ван Лисхаут предстает уже не архитектором, но скульптором. Все подземелье завешано и заставлено всевозможными "останками" - скульптурами, представляющими иссушенные, выпотрошенные, препарированные человеческие тела, а также инсталляциями, представляющими не то операционные, не то пыточные, заставленные зловещим оборудованием. Скульптуры ван Лисхаута не натуралистичны: художник работает не с грубым физиологическим отвращением, но с особой, интеллектуальной и экзистенциальной жутью, заставляющей зрителя усомниться в том, так уж ли надежно и знакомо ему его собственное тело. "Cradle to Cradle" вызывает в памяти классические хорроры Дэвида Кроненберга, в чьих ранних, экспериментальных фильмах ("Стерео" и "Преступления будущего") атмосфера страха возникала из стерильных, безличных современных городских ландшафтов.

"Город рабов" отсылает ко многим классическим литературным и кинематографическим антиутопиям - от "Мы" Евгения Замятина до знакового фильма 1973 года "Зеленый Сойлент" (режиссер Ричард Флейшер), того, где в нищем "темном будущем" основным продуктом становятся галеты "Сойлент", изготовляемые, как выясняется в финале, из человеческой плоти. Впрочем, проект

ван Лисхаута - единственный образчик парадоксального жанра архитектурной антиутопии. Ведь в силу прагматизма своей профессии архитекторы и дизайнеры склонны именно к утопиям: из утопических замыслов всегда можно извлечь практическую пользу, но вот создание заведомо злокозненных проектов явно невыгодно и бесперспективно. "Город рабов" - это жестокая пародия как раз на прагматический утопизм модернистской архитектуры. Этакий бунт "машин для жилья" (если вспомнить термин Ле Корбюзье), обративших в рабство своих бывших хозяев-людей и, как в "Матрице", превративших их в собственный источник энергии.

Также в рубрике:

3-Я МОСКОВСКАЯ БИЕННАЛЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;