Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7702) 8-15 октября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Алеет Восток

Итоги 57-го МКФ в Сан-Себастьяне

Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ
Сан-Себастьян - Москва


Обладатель "Золотой Раковины" - режиссер Лу Чуань

На 57-м кинофестивале в Сан-Себастьяне все было как всегда. Организация безупречна. Звезды, как и в прежние времена, в изобилии прибывали в дивный курортный город в Стране Басков. Но главным очарованием смотра стали не Питт с Тарантино, не Наоми Уотс, Роберт Дюваль, Кьяра Мастроянни, даже не сэр Иен Мак Келен, получивший приз за вклад в киноискусство и шикарный баскский берет.

Конкурсная программа и распределение призов - вот что поразило в этом году. Разумеется, не все отобранные фильмы были замечательны. Они и не могут быть таковыми. Во-первых, ситуация в современном кино не располагает к появлению шедевров. Во-вторых, кинопраздник в Сан-Себастьяне - последний крупный фестиваль года на Западе. Канн и Венеция, Карловы Вары и Локарно собрали почти все из того, что надлежит показывать международным киносмотрам. В-третьих - политкорректность, эта ждановщина современного западного искусства, заметно снижает и без того невысокий художественный уровень произведений.

В испанской ленте Альваро Пастора и Антонио Нахарро "Я тоже" мужчина с синдромом Дауна не только получает университетский диплом, но и оказывается в постели очаровательной женщины. Смешно и забавно. Актерские призы получены.

У немца Маттиаса Гласнера в картине "Это - любовь" солидный мужчина влюбляется в одиннадцатилетнюю вьетнамскую проститутку и понимает, что это не педофилия вовсе, а большое, сильное чувство. К финалу весьма неровного фильма мы, зрители, между прочим, в этом таки убеждаемся. Призов никаких нет.

Француз Кристоф Оноре демонстрирует нам в фильме "Строим планы для Лены" кошмар семейной жизни, в которой все друг друга любят, все друг друга ненавидят и все друг другу безразличны. Кьяра Мастроянни изображает несчастную стервозную разведенку с двумя детьми. Вроде бы, надо ей сопереживать. Однако артистка настолько "неаппетитна", а режиссер так анемичен, что единственный план, который хочется построить для этой Лены, - пожелание скорейшего с ней расставания. Призов, слава богу, нет.

Нынешние западные политкорректные кинокартины порой бывают весьма неплохи. Удручают лишь заданность, предсказуемость. Товарищ Жданов упомянут здесь не для красного словца. Подобно тому, как в классическом "социалистическом реализме" рабочие и колхозницы могли быть лишь положительными персонажами, а интеллигенты - колеблющимися или, что предпочтительнее, отрицательными, в современных политкорректных творениях принадлежность человека к какому-нибудь меньшинству сама по себе выступает гарантией его замечательности.

Смотришь все это и вспоминаешь великого Луиса Бунюэля. В его картинах нищие, увечные, уроды и калеки всегда являлись средоточием Зла. (Сколь прекрасна была мама Кьяры Катрин Денев в подобной роли в фильме "Тристана"!) Несладко пришлось бы классику в наши дни! Досталось бы ему за пренебрежение к меньшинствам!

Безусловно, ни один из современных кинематографистов не станет вслух осуждать новый свод правил и уложений. Но сладость бегства от них столь желанна, что успех фильмов, сделанных на Востоке, может быть вполне объясним и ею.

Впрочем, каноны политкорректности распространяются нынче с такой же скоростью, с какой в свое время лился "свет ленинских идей". Нигде не скроешься от новых законов. Лишь соображениями политкорректности можно объяснить появление в конкурсе солидного фестиваля южнокорейской киноленты под названием "Я пришла из Пусана" (режиссер Джеон Су Ил). Восемнадцатилетняя школьница рожает ребенка, оставляет его в роддоме, потом страдает и решает забрать его и стать-таки настоящей мамой. Снято это все будто в самодеятельной студии завода "Серп и молот". Камера стоит на одном месте, фиксируя передвижения исполнителей. Минуты через две лениво переползает на другую точку, чтобы вновь застыть. Просмотр превращается в пытку, и хочется, чтобы и малолетняя мать, и ее ребенок, и режиссер данного антихудожественного произведения не терзали нас больше...

В конце концов дело придет к тому, что кинозритель превратится в абсолютное меньшинство, которое тоже надо будет восхвалять и поддерживать.

В том, что на Востоке этого все же не произойдет, убеждает фильм, получивший в этом году "Золотую Раковину". "Город жизни и смерти" - так называется китайская картина, сделанная мастерами из Гонконга (режиссер Лу Чуань). Это географическое уточнение весьма существенно. В одном из отзывов, написанных по-русски, довелось прочесть, что в этой ленте порой чувствуется китайский киностиль сороковых-пятидесятых годов.

Вот уж чего там точно нет, так это коммунистического догматизма в изображении исторических событий. Кошмарная "нанкинская резня", устроенная японцами в тридцатые годы в Китае, показана совершенно в ином стиле. Гуманизм проявляется не только в том, что главным персонажем фильма является молодой японский вояка, видящий ужас, творящий его и не понимающий, как будет с этим жить. Истинный гуманизм и в способе изложения жутких событий. Черно-белый широкий экран отсылает нас не к сороковым годам, когда синемаскоп еще не был изобретен, а к шестидесятым, когда возникли "Андрей Рублев" и "Карета в Вену", "Самый длинный день" и "Пепел", "Большая война" и "Звезды и солдаты", - великие гуманистические фильмы о человеке в разламывающемся мире. Черно-белые и широкоэкранные.

Однако несправедливо было бы числить "Город жизни и смерти" лишь удачным напоминанием о золотом веке мирового кинематографа. Стиль, в котором на черно-белом широком экране подается история падения Нанкина, в высшей степени современен. И если первые сорок минут, когда длится осада и завоевание города, напоминают "Спасение рядового Райана", то последующие полтора часа отсылают нас к "Катыни". Странное, невозможное, казалось, сочетание Спилберга и Вайды не только оказывается возможным, но убеждает нас в том, что кино, быть может, и не умрет.

Оно останется жить, если, во-первых, вернется к человеку. Не к представителю какой-то социальной, сексуальной или медицинской группы, а просто к человеку, который имеет право на жизнь и счастье.

А во-вторых, кино выживет, если до конца осознает и прочувствует свою природу визуального искусства, которое нужно воспринимать, сидя в кинозале в окружении зрителей - таких же, как я, как ты, как он.

Недавно, уже после завершения фестиваля в Сан-Себастьяне, я узнал, что картина "Город жизни и смерти" приобретена для демонстрации в российских кинотеатрах. Разумеется, в Москве есть три-четыре кинозала, которые покажут ленту. Жаль, что любителям кино в остальной России придется смотреть картину, уткнувшись в экраны домашних компьютеров. При подобной встрече с этим замечательным фильмом почувствовать его силу будет сложно.

Придется поверить мне на слово. Или - не верить. Но я все равно скажу - победа "Города жизни и смерти" в Сан-Себастьяне еще раз подтверждает очевидную тенденцию. Будущее мирового кинематографа - на Востоке.

Впрочем, только ли кинематографа?

Также в рубрике:

КИНО

НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;