Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 39 (7702) 8-15 октября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрШиллер без натискаГастроли БДТ имени Г.А.Товстоногова в Москве Наталия КАМИНСКАЯ
Большие гастроли Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова в Москве - по-прежнему событие. Билетов не достать, у Малого театра, где играли петербургские гости, снова шустрые перекупщики предлагали их с рук "недорого". На финал пришелся юбилей Олега Басилашвили, артист, как и положено бойцу, встретил его на сцене - играл Нильса Бора в спектакле "Копенгаген" Майкла Фрейна. Телевидение ловило Басилашвили и Алису Фрейндлих, где только можно, начиная с Ленинградского вокзала. И тот, и другая, разумеется, были основным притягательным центром зрительского внимания. Куда менее раскрученный народный артист Валерий Ивченко по этой части, казалось бы, проигрывал. Но, на мой взгляд, именно он стал первой и притом блистательной фигурой нынешних гастролей. Однако, по порядку. Пять спектаклей последних пяти лет, поставленные Темуром Чхеидзе, и один - Николаем Пинигиным ("Квартет"), составили афишу. "Квартет" Рональда Харвуда в ней - блюдо отдельное и не просящееся в обсуждение. Спектакль уже не раз привозили в Москву, и народ неизменно ломился на звезд первой величины Алису Фрейндлих, Зинаиду Шарко, Олега Басилашвили и Кирилла Лаврова, играющих оперных артистов на закате своих жизней. Нынче Лаврова заменил Ивченко, зал вновь не мог вместить всех желающих, а крепкая душещипательная коммерческая пьеса, да еще в таком славном актерском обеспечении, опять выполнила свою нехитрую задачу - тронула и развлекла. "Квартет" в тяжелой классической раме спектаклей Темура Чхеидзе стал тем самым легкомысленным цветочком, который не портит композиции, но и не делает погоды. Основной же пейзаж сугубо серьезен, даже мрачноват. От него досадно веет архаикой, а вместе с тем - нешуточным, мужественно упорным желанием оставить за товстоноговским театром право на большие темы и большой стиль. Второе, в конечном счете, перевешивает первое и оставляет чувство уважения. И толкает на невеселые мысли о том, что нынче в театре все как-то несерьезно. Драматургические глыбы, вроде толстовской "Власти тьмы", никто поднять не в силах, хотя пьеса-то актуальна, как никогда. Романтические драмы Шиллера вообще не поддаются современному прочтению - ни в смысле непопулярного жанра, ни буквально - в умении актеров соответствующим не бытовым образом подать текст, да и просто носить костюм. Однако Чхеидзе, давно облюбовавший творчество великого немецкого романтика, привез на гастроли аж две пьесы: "Марию Стюарт" и "Дона Карлоса" - последнего поставил недавно, посвятив спектакль 90-летию БДТ, который, как известно, именно этой драмой и открылся в 1919 году. Смотришь "Власть тьмы" и приходишь к простой мысли: всякие режиссерские нажимы, символические многоточия и восклицательные знаки только вредят этой страшной, правдивой истории о нравственном преступлении и божьем наказании. Тут надо уметь жить в предлагаемых обстоятельствах, и этого уже достаточно, даже с лихвой. В БДТ "жить" умеют. Ансамблевая игра, в которой молодые еще Татьяна Аптикеева (Анисья) или Дмитрий Быковский (Никита) не уступают старшим, в первую очередь Валерию Ивченко (Аким), оставляет сильное впечатление. Играют глубоко, естественно до редкой прозрачности так, что видны мотивы, побуждения, ясны характеры, внятны малейшие душевные движения. Нынче такое в театре - диковина, и в эти минуты признаешь, что настоящая психологическая игра все еще - единственная новость, которая всегда нова. И тогда режиссерские точки-восклицания кажутся лишними, наивно объясняющими то, что и без них понятно. Аким - Ивченко здесь - истинный шедевр, потому что именно этот артист умудряется быть и абсолютно правдивым и ярко театральным одновременно. То есть потрясающе владеет формой, не боится сочных красок, броских подач. Но как бы ни отыгрывал сцену, срывая хохот зала, ни за что не скатится в концертный номер, в эстраду. Ему безоговорочно веришь и одновременно осознаешь, что театр не есть скучное подобие жизни, ни за что им быть не должен. Когда Ивченко играет Филиппа II в шиллеровском "Доне Карлосе", это свойство его фантастического артистизма становится особенно очевидным. Чхеидзе ведь, используя новый перевод Е.Шварц, явно стремится спустить драму с романтических вершин. Артисты, одетые у него в костюмы, соответствующие эпохе, помещены, однако в разреженную, изысканно дизайнерскую среду (художник Георгий Алекси-Месхишвили). Разговаривают они нарочито буднично, в психологическом ключе, дабы прозрачны были мотивы всех интриг, человеческих слабостей и преступлений. Недаром тематическим центром спектакля режиссер делает маркиза Позу, связанную с ним историю политического и человеческого конформизма. Увы. Мужское "население" спектакля не справляется со сложной задачей. Выскочив из романтических седел, и Дон Карлос (Игорь Ботвин), и маркиз Поза (Валерий Дегтярь) скатываются в вялую бытовщину. Но бытовизм и психологическая правда - две большие разницы. Честно говоря, даже новый перевод драмы, в котором, конечно, убраны романтические витиеватости, все равно не может избавить артистов от необходимости приподняться над скучной обыденностью. Можно было, конечно, так основательно переписать текст, что от шиллеровского оригинала осталось бы мокрое место. Но это была бы совсем другая, постмодернистская история, от которой Темур Чхеидзе и Большой драматический театр, ясное дело, весьма далеки. Самое любопытное, что женщины в этом спектакле все же поймали неуловимую грань между прозой жизни и поэзией романтической драмы. И Елизавета Валуа (Ирина Патракова), и принцесса Эболи (Елена Попова) выглядят убедительно и с человеческой, и с сугубо театральной точки зрения. Но настоящий класс вновь показывает Валерий Ивченко. Вот ему в роли Филиппа удается совместить, казалось бы, несочетаемое: доверительную человеческую интонацию и театральную позу, прозрачность психологических состояний и откровенную, притом блистательную игру формой. А у Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили в "Дядюшкином сне" Ф.М.Достоевского возникает театральность иной природы. Разумеется, ее диктует иной материал. Хотя режиссер Темур Чхеидзе и Достоевского упрямо поселяет в некую разреженную атмосферу. На этот раз - речь о неумолимом ходе времени, однако вновь не обошлось без обобщений и знаков. Но премьеры внутри этого мира играют сочно и со вкусом. Фрейндлих, в роли мамаши Москалевой практически не сходящая со сцены, дает целую россыпь своих неподражаемых приемов и интонаций. Басилашвили играет князя К. нарумяненным маразматиком с негнущейся "ортопедической" ногой. Мастер гротеска, этот артист здесь щедр на комические номера, но не менее щедр он и на другое свое умение - взять щемящую пронзительную ноту. Снова владение театральной формой явственно отделяет корифеев БДТ от всех остальных членов труппы. И пора признать, что дело тут не только в уникальности дарований или в длительности сценического опыта. Дело в особой школе игры, которую прошли эти артисты. Они-то никогда не забывают: любые, самые серьезные, тема и роль в театре все же приподняты над серой землей ровно на высоту подмостков. Нынешние гастроли БДТ в Москве - серьезный повод для размышлений. Например, о том, как мало у нас театральных "академий", которые не оставляют стараний сохранить и стиль, и серьез, а тем более класс ансамблевой игры. Перед БДТ в этом смысле хочется снять шляпу. Или о том, как крупным стационарам с громкой былой славой не достает нынче энергии и темперамента, а тем, кто пришел, - глубины, профессионализма и серьезности намерений. Или как не подумать, что некогда беспрецедентно сильная и блистательная именно по мужской части труппа БДТ в новых поколениях как раз по этой части проигрывает, а женщины вновь оказываются на высоте. Также в рубрике:
|