Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7702) 8-15 октября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Что им Вертер?

Премьера оперы Жюля Массне в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Вадима ЛАПИНА


Л.Андреева - Шарлотта и С.Балашов - Вертер в сцене из спектакля

Достоинства нынешней постановки "Вертера", равно как и пороки, сконцентрированы главным образом в отрицательной плоскости. Иными словами, она и хороша, и плоха не столько тем, что в ней есть, сколько тем, чего в ней нет. Нет пошлости (почти) и набившего оскомину навязчивого актуализаторства. Но нет, увы, и атмосферы французской лирической оперы - ни в звучании музыки, ни в сценическом действе; нет, по большому счету, заглавного героя, и это еще далеко не полный перечень. Ну, а что же все-таки в этом спектакле есть?

Есть по-своему выразительная сценография Эмиля Капелюша и откровенно вторичная, хотя и не лишенная отдельных проблесков режиссерской мысли работа Михаила Бычкова. Правда, к музыкальному театру в целом и к опере Массне в частности и то, и другое имеет разве лишь косвенное отношение.

Впрочем, и о попытке приблизить произведение к литературному первоисточнику через голову композитора речь здесь также не идет. Напротив, костюмы и антураж указывают именно на эпоху создания оперы - конец XIX столетия. И это как раз никаких возражений не вызывает. Если уж мы соглашаемся с современным исследователем в том, что герои оперы "Евгений Онегин" принадлежат в большей степени эпохе Чайковского, нежели пушкинской (см. статью автора этих строк "Полет мысли над суетой амбиций" - раздел, посвященный книге Б.Гаспарова "Пять опер и симфония" - в № 35 "Культуры" за 2009 год), то ничуть не меньше оснований для аналогичного вывода и применительно к опере Массне и роману Гете. Тем более что здесь речь идет уже не только об иной эпохе, но также и ином национальном менталитете.

Однако, отнеся действие к эпохе композитора, в трактовке заглавного героя режиссер предпочел прибегнуть к русским ассоциациям, полагая, вероятно, что таким образом он станет ближе и понятнее публике. Вертер первого состава Сергей Балашов ассоциируется прежде всего с Пьером Безуховым, а герой второго состава Антон Иванов - с Петей Трофимовым. Ключевым словом в обоих случаях оказывается "недотепа".

Одним из несущих элементов постановочного решения становится прием, затасканный уже до полного неприличия. Сценографическая конструкция представляет собой железнодорожную платформу, а рядом с ней внизу - обрывающиеся рельсы, по которым, как по жердочке, то и дело принимаются балансировать главные герои. В финалах второй и четвертой картин (в спектакле, соответственно - первого и второго актов) на музыку еще и накладывается стук колес уходящего поезда. Все это мало что не из той оперы, но успело уже изрядно намозолить глаза. Да, конечно, пространственные и цветовые метаморфозы, которые претерпевает эта платформа на протяжении четырех картин, впечатляют. А когда во второй половине спектакля сия конструкция окрашивается в черные тона, приобретая откровенно зловещий характер, это каким-то косвенным образом соприкасается с произведением. Однако в той же самой установке вполне можно сыграть и десятки других опер. Во второй половине, например, она весьма подошла бы для Вагнера. Впрочем, и режиссер своими мизансценами волей-неволей приводит на память то "Тристана и Изольду" (особенно в мюнхенской версии Конвичного), то "Гибель богов"...

Равным образом, "не из той оперы" оказывается и дирижерская трактовка Феликса Коробова. Судя по всему, французская музыка ему не слишком близка. Партитура Массне подается маэстро в духе веристской мелодрамы. Не станем утверждать, что ничего подобного совсем уж нет у Массне. Но если эти черты столь гипертрофируются, с одновременным нивелированием едва ли не всех прочих, то Массне превращается в Масканьи или Леонкавалло, а французский дух, несмотря на вроде бы звучащий со сцены язык оригинала, улетучивается. Именно так, к сожалению, происходит у Коробова. Все, что не вписывается в веристские рамки, звучит вяло и приблизительно, порождая у публики сомнения в высоких достоинствах самой музыки.

Но, пожалуй, одним из наиболее уязвимых или даже самым уязвимым местом оказалось в новом спектакле исполнение главных партий. Первый состав явственно выдавал руку немузыкального режиссера, подбирающего исполнителей по принципу желательной для него типажности, не задумываясь о том, способны ли они в принципе справиться с данными партиями. Сергей Балашов, судя по всему, был выбран как раз по причине своей откровенно антиромантической массивности, требовавшейся режиссеру для игры на снижение. В Ларисе Андреевой (Шарлотта) его, напротив, привлекли импозантность и некоторая даже модельность. При этом если у Балашова встречались все же хотя бы отдельные более-менее удачно спетые места, то Андреева так и не смогла показать сколько-нибудь убедительного результата в партии, столь явственно находящейся вне предела ее вокальных средств.

Во втором составе, по крайней мере, на должном уровне, оказалась Елена Максимова в партии Шарлотты. А вот Антон Иванов произвел весьма двойственное впечатление. Голос у него, несомненно, есть, и даже довольно сильный. Вот только непонятно откуда взявшаяся привычка петь резким, форсированным звуком слишком уж диссонирует с музыкой Массне и часто порождает интонационную фальшь. К тому же Иванов и актерски выглядит беспомощно, не зная, куда девать руки и всего себя в целом.

В итоге первая оперная премьера московского сезона оказалась не то чтобы провальной, но вместе с тем даже и полуудачей ее назвать сложно. Спустя двадцать с лишним лет в Москве вновь появился "Вертер" без Вертера - с той только разницей, что тогдашние "не-вертеры" в Большом хотя бы могли спеть свою партию от начала до конца...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;