Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7709) 26 ноября - 2 декабря 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

МИХАИЛ РОЩИН: Свободу и раскованность нещадно путают с развязностью

ПЕРСОНА

Татьяна КОВАЛЕВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


М.Рощин

Проза и драматургия Михаила РОЩИНА отличаются тонкими наблюдениями, достоверностью и лиризмом. Первый сборник его рассказов вышел 55 лет назад. Потом было много книг, которые мгновенно раскупались. В их числе "24 дня в раю", "Южная ветка", "На сером в яблоках коне", "Сад непрерывного цветения", "Чертово колесо в Кобулети" и другие. Он работал в "Новом мире" Александра Твардовского, в театре счастливо сотрудничал с Анатолием Эфросом, Георгием Товстоноговым, Галиной Волчек, Валерием Фокиным, дружил с Александром Солженицыным, Олегом Ефремовым, Владимиром Высоцким. Исполнявшиеся на лучших сценах рощинские пьесы "Эшелон", "Валентин и Валентина", "Ремонт", "Спешите делать добро", "Радуга зимой", "Старый Новый год" неизменно имели широкого зрителя и живы по сей день.

- Михаил Михайлович, вы продолжаете писать ?

- К сожалению, сейчас пишу мало, больше думаю. Меня замучили болезни. После двух тяжелейших операций я будто с войны вернулся - столько пришлось пережить страха, страданий и боли. Тридцать лет назад знаменитый хирург Дебейки сделал мне операцию на сердце, поставил клапан, который, слава богу, работает. Тогда я уже через десять дней смог сесть за руль. Теперь же тружусь по мере сил, которых, к сожалению, не так много. На днях, правда, сочинил небольшой рассказ о любви, записан он пока только от руки, поскольку компьютером так и не овладел, а моя верная старинная машинка испортилась. Не прерываю дневниковые записи - по привычке веду дневник со школьных лет. В этих тетрадках и блокнотах много чепухи, но немало и любопытного, отражающего эпоху. Уже много-много лет сочиняется большая книга о моей жизни и о людях, которые через нее прошли и особо мне дороги. Все это непрерывно крутится в голове, ищет форму. Одновременно изучаю один библейский сюжет. Меня весьма занимают деяния одного из апостолов. Хотя когда-то, в студенческие годы, много раньше, чем появился булгаковский роман, я замышлял повесть под названием "Христос в пустыне", навеянную известной картиной Крамского. Я всегда был большим бродягой по музеям и в Третьяковке подолгу засматривался на это полотно, желая досочинить про Иисуса многое в дополнение к тому, что узнал из Евангелия. Его судьба и все связанное с ним очень волновало. Но, написав значительный кусок, после прочтения "Мастера и Маргариты" я оставил этот замысел. Булгаков меня потряс, я был в восторге от его книги и продолжать свою уже не смог. Что же до Библии, то впервые я увидел ее мальчиком лет десяти. Но, как и все мое поколение, был обделен верой в Бога и знанием Закона Божьего. Тем не менее, поступив в Литинститут, часто брал Библию в библиотеке и от руки переписывал. Очевидно, она давала мне в ту пору какое-то верное направление. По отношению к моей партийности это было "греховно", и если бы кто-то из руководства узнал, мне бы шею, конечно, намылили. Кстати, на партбюро меня и без этого не раз песочили, вплоть до выговоров с занесением в карточку. Но интереса к Нагорной проповеди, заповедям, которые безусловны и должны человеком соблюдаться, это не отбивало. О них я не забывал ни при каких обстоятельствах, и это поддерживало меня на плаву в самые непредсказуемые минуты. И сейчас не только Библия, но и тома разъяснений к ней рядом со мной.

- А собственный пятитомник, который не так давно вышел, листаете ?

- Это была большая радость. И благодаря художнику Валерию Дмитрюку и редактору Елене Устиновой книги эти приятно держать в руках, за это издание не стыдно. Задача осложнялась еще тем, что надо было удачно скомпоновать написанное за все годы. Хотел вначале складывать все хронологически и так, чтобы пьесы стояли отдельно от прозы и публицистики и т.д. Но издатели возражали, потому что считается, что драматургию никто не читает, и том пьес продать сейчас крайне трудно. В итоге пришлось соединять и перемешивать разные жанры, но, как ни странно, получилось весьма прилично. Вошли туда и новые пьесы "Серебряный век" и "Анеля". Тираж небольшой, но я остался доволен, потому что долгое время мечтал издать нечто подобное.

- В чем для вас преимущества возраста ?

- Накапливается опыт, собирается багаж знаний, хотя я продолжаю учиться. Не расстаюсь с Чеховым, Буниным - это мои любимые учителя. А вот обратившись недавно к Ромену Роллану, в которого был влюблен с детства настолько, что строил свою юность по его знаменитому "Жану Кристофу", увидел, что книжка эта недостаточно хорошо написана. Писалась она в другом веке, а теперь ведь иначе все воспринимается. Стиль жизни, манера письма и общения кардинально поменялись. Правда, это никоим образом не относится к Чехову или Бунину, слова которых как стояли на своем месте, так и стоят. Поколебать, пошатнуть или перекрыть их никому не удается. Это та классика, которая есть и будет всегда. Я - патриот русской литературы. Слава богу, у нас всегда недурно писали.

- Но выше Шекспира, если говорить о драматургии, никто не прыгнул ?

- Боюсь, что-то определенное сказать по этому поводу. Шекспир, - конечно, замечательный писатель и большой выдумщик, но есть на свете много-много драматургов и в прошлом, и в настоящем, которые совсем не хуже Шекспира. Тот же все время соревновавшийся с ним Бернард Шоу, к примеру. Каждый выдающийся писатель хорош по-своему, и любые неизвестные вещи и детали мы узнаем, в сущности, через них, через писателей.

- И через кого, на ваш взгляд, будут узнавать потомки о том, как жилось в начале ХХI века? Вы следите за нынешней литературой ?

- Стараюсь не отстать, наблюдаю за всеми, кто сегодня пишет, но ни одного имени, чтобы ткнуть пальцем и сказать: "Вот тот, кто мне безоговорочно нравится", - назвать не могу. Нынешняя ситуация в литературе, на мой взгляд, очень неважная. Хороших писателей ну совсем нет. Какую книжку ни возьми, после 10 - 20 страниц читать дальше не хочется. А драматургов - тем более. Вообще, во всей культуре положение какое-то плачевное, и чем помогать бесконечно бизнесу, лучше помогали бы наши руководители взращиванию культурного слоя общества, не экономической, а духовной элиты. Надеюсь, у нас еще достаточно умных, образованных людей, которые хотят делать что-то по-настоящему полезное для России. Но впечатление такое, что они сидят в каком-то уголке и наблюдают оттуда, куда же мы идем, и как на них отовсюду надвигается хам, "хамло", которое творит что угодно вокруг. И ничего против этого не делают. Так можно досидеться, что и чистого места не останется. Мне вспоминаются в этой связи золотые слова Олега Николаевича Ефремова, которые он произнес напоследок: "Раньше мы боролись за свободу культуры, а теперь должны бороться за культуру свободы". Абсолютно согласен, потому что этой культуры свободы сегодня, увы, вовсе нет. Так что те, кто это понимает, не должны сидеть в уголке, а обязаны действовать, биться. Если мы не хотим, чтобы наступающее по всем фронтам хамство нас раздавило, надо вести с ним борьбу.

- А кто будет бороться? Голоса интеллигенции не слышно .

- Как говорил еще один мой приятель, поэт Гриша Поженян, если ты хочешь, чтобы у тебя была помощь, сфотографируй свое плечо и опирайся на него. Армия, если она собирается наступать, должна быть вооружена. По крайней мере, прессой и молодыми бесстрашными силами. К сожалению, молодежь пока никак не организуется. Я только что вернулся из "Липок", где мы с женой Татьяной Бутровой на Форуме молодых писателей вели мастер-класс по драматургии. Там были способные, думающие ребята. Они нас порадовали. Но зачастую начинаешь копать: внутри - пустота и фанаберия. Перенимают друг у друга темы, стилистику. Не зная жизни, перепевают, как правило, то, что видят по телевизору. ТВ же, занимаясь исключительно "развлекаловкой", превращая людей в безобразную хохочущую массу, очень влияет и на сегодняшних авторов, которым оно щедро дает заработать на однодневках. Под этот же стиль подлаживаются и театры, которые опасаются не заманить к себе зрителя. Вот и лезут отовсюду все эти "стрелялки" и "ужастики". По моим наблюдениям, свободу и раскованность нещадно путают с развязностью, апофеозом которой стал все заменяющий "стеб". А серьезно разобраться в том, что происходит в стране и обществе, мало кто пробует. Ничего значимого в литературе об этом нет.

- Почему ?

- Наверное, появление такого произведения зависит от общей атмосферы в стране. Значит, она не способствует его рождению. Нет сил, которые поддержат писателя, и у них не хватает духа. Кроме того, художнику необходимо многое в жизни испытать на собственной шкуре. Я не вижу пока достойных драматургов и режиссеров нового поколения, но верю, что они у нас все-таки появятся. Вырастет, вырастет где-то крепкий дубок.

- А вас что поддерживало, когда вы писали "Седьмой подвиг Геракла" - пьесу, много лет запрещавшуюся и актуальную по сей день ?

- Она ровно 25 лет пролежала в столе. А писалась еще при живом и работающем Олеге Ефремове в 1963 году. Первым прочитал ее Александр Исаевич Солженицын, который меня благословил всякими хорошими словами, что, конечно же, послужило великой поддержкой. "Геракл" мне по-прежнему дороже всего и так и остался для меня самого неким эталоном.

- Что заставило вас написать такую смелую вещь ?

- Время, государство, эпоха. Мне было тогда 30 лет, я много ездил по стране, много видел и хорошо знал жизнь, свой народ. Сочинял я ее по античным мотивам, но это лишь прием. Пьеса и смелая, и печальная. Начинается действие с того, что разочаровавшийся в людях Геракл сидит, задумавшись, не желая совершать больше своих подвигов, поскольку от них ничего вокруг не меняется. Вторая героиня - богиня лжи и обмана Ата, которая и вершит всеми делами и, когда кто-то говорит правду, тут же все переиначивает по-своему. Про вранье - вот о чем была пьеса. И большой сцены, кроме "Современника-2", она никогда не имела. Почему бы это?

- Зато другие ваши пьесы ставили прекрасные режиссеры и играли замечательные актеры .

- Да, было много счастья. Пока лежал "Геракл", я написал еще пять пьес и оказался неожиданно счастливым драматургом. Самый громкий успех выпал на "Валентина и Валентину". Потом Галя Волчек поставила в "Современнике" и в Хьюстоне "Эшелон" - вещь, тоже мне очень дорогую. Там 15 женских ролей, и каждый образ имеет своего прототипа из моего детства. Все это очень живо в моей памяти. Во время войны мы пережили две тяжелейшие эвакуации с мытарствами и голодом, которые никогда не забудутся.

- Каким вспоминается вам СССР ?

- Это была наша страна, где всех, худо ли бедно, воспитывали патриотами, в которой были идеалы, пусть и спорные. А сегодня никаких идеалов нет, вперед вырвались деньги - по-моему, самая отвратительная идея для России. Потому что у нас богач никогда не был героем. Наш герой - бедняк. Иванушка-дурачок. Богатство же на этой земле всегда осуждалось, презиралось, высмеивалось. Прежде я всюду

бывал: в колхозе, армии, на флоте, на заводе. Первый мой очерк был про Братскую ГЭС. А теперь больше пишут про "газпромовский небоскреб". Столько негодований на этот счет, а Васька слушает, да ест, и реально выходит - мы против Газпрома, который стал чуть ли не главным органом государства, бессильны. И мне сегодняшняя действительность не нравится. Слово обесценилось, идеи, которая вела бы за собой и объединяла людей, нет. Когда я думаю об этом, возникает ассоциация с погодой: как с ней мы бороться не в состоянии, так и с тем, что творится вокруг, ничего поделать не можем.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;