Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7709) 26 ноября - 2 декабря 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Оптимальный минимализм и дырка от бублика

Мариинский и Михайловский театры друг за другом обратились к "Русалке" Дворжака

Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
Фото Валентина БАРАНОВСКОГО
Санкт-Петербург


Ф.Кацоева - Русалка и К.ДОнофрио- принц в сцене из спектакля "Русалка" Мариинского театра

В последние годы с оперными театрами случилась настоящая "русаломания": "Русалку" Дворжака напропалую бросились ставить все подряд. В "Opera Bastille" возобновили "Русалку" Роберта Карсена. В прошлом году премьеры прошли в Королевской Опере Дании, в Метрополитен Опера, в Риге и на Зальцбургском фестивале. Последним, кто подоспел к финишу прошлого сезона, оказался Мариинский театр: его semistage-версия "Русалки" на сцене Концертного зала хоть скромна внешне, но музыкально и содержательно оказалась интересна и качественно нова. Что примечательно: отечественная "Русалка" Даргомыжского не идет в Петербурге уже много лет. Вот бы и поставить ее в Михайловском театре, чтобы не создавать искусственной конкуренции с Мариинкой - все бы только спасибо сказали. Но нет: не было чешской версии "Русалки" на питерских сценах - теперь получайте сразу две.

Кстати, насчет сюжета: образ девы с рыбьим хвостом, сказочного существа, балансирующего на грани миров - водного и земного, человечьего и фантастического, - стал сильно занимать воображение художников в последние годы. Что это - ностальгия по романтизму с его "Ундинами"? Есть ли в этом интересе некие социологические, философские корни? И, в частности, чем объяснить шумный успех отечественного фильма "Русалка", только ли удачной режиссерской работой Анны Меликян?

В фильме история зеленоволосой девушки-подростка тотально переинтонирована и вписана в контекст нашего времени. Похоже, нездешняя хрупкость, жертвенность водяницы, ищущей, но так и не обретшей человеческого естества, теплой крови и души, особенно рельефно выступает на фоне жестокого, агрессивно-прагматичного века, растерявшего остатки гуманизма.

В общем-то все статусные постановки "Русалки" последних лет об этом - об утрате

А.Нечаева - Русалка в сцене из спектакля "Русалка" Михайловского театра

толерантности и потере человечности. Скажем, Роберт Карсен в спектакле Бастий строит холодный, зеркальный, опрокинутый мир, в котором каждому предмету находится соответствие в мире по ту сторону зеркала. Симметричные до последнего жеста миры пристально всматриваются друг в друга, не замечая, что в щели между ними навсегда застряла несчастная Русалка.

В спектакле Ричарда Джонса на сцене Оперы Копенгагена Ежи-Баба смачно кромсает рыбий хвост Русалки мясницким ножом, разделяя его надвое, выстругивая по форме две ноги. В финальной сцене Русалка, в числе прочих морских дев, имевших несчастье влюбиться в смертных, пополняет ряды портовых проституток. И покорно сидит в прибрежном баре под присмотром бандерши - Ежи-Бабы. Дожидается очередной жертвы, чтобы сразить ее смертельным "русалочьим" поцелуем - такова ее кара за несбывшуюся любовь.

В зальцбургской интерпретации оперы Дворжака, предложенной Йосси Вилером и Серджо Морабито, педалируется тема отторжения Русалки обществом честных христиан, закосневших в чванливом самолюбовании собственной добродетелью. Темы телесного низа занимают постановщиков больше, чем это предполагал автор: по их версии, главная проблема Русалки - не в отсутствии души или ног, но того, что между ногами...

В ряду европейских "Русалок" мариинская постановка заняла скромное, но достойное место. На сцене - почти пусто: лишь натянута поперек пара-тройка канатов. В одном углу - шатер из рыболовной сети, с корягой внутри. В другом - густые плети плюща образуют навес, скрывающий дверь за кулисы (художник-постановщик - Сергей Грачев). Три плюшевых кресла "из подбора", пара подсвечников с воткнутыми в них розами - вот и весь антураж. Пространство сцены видно насквозь, и поэтому все внимание фокусируется на солистах.

На премьере заглавную партию премило спела Гелена Гаскарова. На одном из последних спектаклей ноября состав поменяли полностью. Дебютанка Фариза Кацоева с партией, в принципе, справилась, но вот с пластикой, естественностью сценического поведения были проблемы. Молодая певица явно чувствовала себя скованно в текучем, скрывающем стан сине-зеленом парике, в туфлях на высоких каблуках. Лишь когда сбросила туфли - символ принадлежности к миру теплокровных - и зашлепала по сцене босиком, вот тогда и осанка стала уверенней, и даже голос звонче.

Фактурный красавец Карлос Д'Онофрио, статный и высокий, как настоящий Принц, смотрелся классно, как кинозвезда. Но вот голос звучал не слишком стабильно, а когда взбирался на верхний регистр, и вовсе страшно становилось: как бы не дал "петуха". Из певческого ансамбля - в целом приличного, вполне окультуренного - отметим замечательно глубокий, зычный бас и уверенную повадку Андрея Серова - Водяного. А выступление доселе никому не ведомой Елены Карпеш - Княжны - стало радостным открытием нового таланта: полнозвучное, блистающее, исключительно яркое по тембру сопрано.

За пультом стоял Михаил Татарников и вел оркестр с невероятной для юного дирижера чуткостью к интонации и строю музыки Дворжака: в целом звуковая картина складывалась вполне благоприятная. Скучно не было ни секунды: сидишь - и наслаждаешься мягким, деликатным звучанием оркестра, искристыми молодыми голосами. И режиссура Александра Маскалина - минимальная, но оптимальная - не раздражала нисколько: удивительно гармоничный получился спектакль. Простой, без затей, без сногсшибательных вложений, но очень стильный. Как посмотришь поначалу на вихлястые плиссированные юбки, блестки, парики, воздушные шарики - ну утренник утренником. А поди ж ты: удовольствие получаешь всерьез, по-настоящему.

В этом смысле "Русалка", поставленная вдогон в Михайловском театре, выпустившем первую за последние два с половиной года самостоятельную продукцию, - полная противоположность мариинскому спектаклю. Денег вбухано немерено, если судить по тяжеловесной, кричащей сценографии и сложному видео, сопровождающему зрелище. Кадры мелькают, балет суетится, лоскуты сине-зеленые развеваются - а на душе тоскливо. И непонятно: что это тут нам пыжатся-представляют? Что это за квадрат с дырой посередине - пруд? омут? окно в нездешний мир? дырка от крышки унитаза? И почему эта конструкция так загромоздила сцену, что многофигурному балету развернуться негде? Топчутся на авансцене, либо принуждены запрыгивать вовнутрь - это когда рама с дыркой плашмя лежит.

Нет, воображение, конечно, поражено избыточной визуальностью наповал, с первой же сцены. А уж когда дело доходит до второго акта, так и хочется воскликнуть: "Ущипните меня! Я, наверное, сплю!" Километры алого атласа; сладострастно изогнутые станы полуголых красоток с рогатыми прическами слиты в экстазе с тонконогими юношами. Римская оргия в бане, почему-то с "египетским" колоритом, заимствованным из старого фильма-оперы "Аида" (художники - Петр Окунев и Ольга Шаишмелашвили). Княжна чужеземная - ни дать ни взять Амнерис (Мария Литке). Князь, облаченный в длинный негнущийся камзол, - вылитый Радамес. Так что в классическом любовном треугольнике бедной Русалке (ее не без потерь спела прима театра Анна Нечаева) оставалась лишь роль обиженной Аиды.

Видеоряд обнаруживает отчетливую мутацию от нордической эстетики "Золота Рейна" в сторону пышного ориентализма "Аиды". Сущая вампука, квинтэссенция пошлых сценических штампов, помноженная на вымученный вокал. Особенно огорчал хилый тенор Принца - Дмитрия Карнова. Впрочем, Мария Литке (Княжна) продемонстрировала силу и стальную гибкость голоса.

Сцена оргии обрамлялась столпами-евнухами, вознесенными на четыре колонны и помахивающими золотыми черпаками. Сладострастные извивы пар, распростершихся на алом подиуме с дыркой-бассейном в центре, оттенялись метаниями Русалки в закрытом наглухо свадебном платье. В довершение всего в круглый бассейн запрыгнули дети: голенький малыш с золотыми кудрями, сущий Купидон, и черноволосая девочка гонялись друг за дружкой с золотыми парусниками в руках: похоже, игра называлась "Гонки по Нилу". Абсурд происходящего, ощутимо задевший темным крылом еще в первом акте, во втором накрыл с головой. После увиденного из зала выходишь, не вполне осознавая, на каком ты, собственно, свете.

Очень скоро настигает ощущение нестерпимой скуки - так что даже сосет под ложечкой. И не только от того, что режиссеру, Игорю Коняеву, по существу, нечего сказать по поводу "Русалки" - "приращения смыслов" так и не происходит, а его слова о торжестве любви и воссоединении на том свете звучат, как общее место, не находя чувственного выражения в плоти спектакля. Но главным образом потому, что музыка Дворжака, обольстительно красивая, нежная, наивная и пылкая, под руками бесстрастного Петера Феранца, главного дирижера и музыкального руководителя театра, угасает, никнет и выцветает, будто на нее дунула Снежная Королева. И ведь Феранец, работавший в Большом театре в 90-х, точно такую же операцию проделывал и с "Богемой" Пуччини, и с "Аидой", и с "Травиатой". Это его органическое свойство: делать все аккуратно, неспешно, правильно - и до ужаса безжизненно. Вот и оркестр Михайловского театра вроде бы стал звучать чище, корректнее - но счастья это не прибавило. Потому что музыка возникает не тогда, когда партитура сыграна точно и корректно, а когда за сыгранными нотами пламенеют страсть и чувство.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;