Убойная игра
Живопись Сергея Калинина в "Партизанском музее"
Ирина КУЛИК
Фото Дианы МАЧУЛИНОЙ
 |
С.Калинин на выставке |
В помещении бывшего казино "Метрополь" в Театральном проезде открылась выставка Сергея Калинина "Gladiatoria" - первая в рамках придуманного галереей "Триумф" проекта "Партизанский музей", предполагающего проведение временных выставок на самых неожиданных и каждый раз новых площадках. Первая "партизанская" вылазка, поддержанная Московским музеем современного искусства, оказалась весьма эффектной - в силу идеального сочетания выставленных объектов и самого пространства. Экспрессионистическая физиологическая серия Сергея Калинина из 19 больших холстов, первые произведения которой под названием "Mix Feelings" были показаны еще полтора года назад во время загородного фестиваля актуального искусства "Арт-Веретьево" тоже в необычном месте, в ангаре для мини-тракторов, прямо по соседству с застывшей техникой, посвящена боям без правил и представляет смачно написанные "крупные планы" разбитых физиономий и сцепившихся в поединке могучих телес современных гладиаторов. И этим полотнам как нельзя лучше подходит обстановка именного игорного клуба.
Бывшее казино, закрытое в этом году после запрета на игорные заведения в столице, еще сохранило былое убранство: зеркала в золоченых рамах, панели под мрамор, хрустальные люстры с висюльками. Правда, помещение это наводит на мысли не о великосветской роскоши казино, в котором за карточным столом проигрывают состояния, попивая шампанское и сверкая бриллиантами, но, скорее, об этаком мрачноватом, исполненном постноменклатурного шика и в то же время почти нелегальном заведении, где ожесточенно скармливают последние гроши "одноруким бандитам". И этот антураж весьма подходит истории про бои без правил - не столько спорт, сколько азартную игру и подпольный бизнес. Так что настоящий, посыпанный песком ринг, сооруженный посреди зала прямо под пышной люстрой, выглядел весьма правдоподобно. Вульгарная мишура часто сопутствует настоящему риску напоказ - будь то казино, где рискуют кошельком, или же цирк, или бойцовская арена, где рискуют сломать шею.
Последняя кулачная правда всевозможных поединков не перестает быть одной из центральных тем современной культуры - от похождений культовой фигуры дадаизма, поэта-боксера Артура Кравана и легендарных драк представителей исторического авангарда до недавнего перформанса Елены Ковылиной, вызывавшей всех желающих сразиться с ней на настоящем боксерском ринге, и от "Бойцовского клуба" и "Малышки на миллион долларов" до "Гладиатора" или "Кетчера" с Микки Рурком. Да и живописцы ХХ века с пристальным, мучительным вниманием писали страдающую, напряженную плоть, кровоточащее мясо - достаточно упомянуть, например, Фрэнсиса Бэкона, чьи оплывающие фигуры часто помещены в пространство, напоминающее арену или ринг. Впрочем, в серии Сергея Калинина интереснее увидеть не очередной экзерсис в эстетике насилия, не заведомо вторичное подражание тому же Бэкону или иллюстрации к "Бойцовскому клубу". В придуманной "Триумфом" выставке "бой без правил" оказывается метафорой самой этой размашистой, далеко не интеллектуальной, плотской и в то же время вполне декоративной живописи. Искусство это столь же не "биеннальное", противоречащее стерильным канонам contemporary art, сколь бои без правил - не олимпийский вид спорта, и точно так же вызывающее подозрения в сугубо коммерческой подоплеке. Оно вполне заслужило такую почти трэшевую героизацию.