Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7709) 26 ноября - 2 декабря 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

МОСКОВСКИЕ МУЗЕИ

Технология закона

В столице разрабатывают городские правила музейной деятельности

Евгений ГЕРАСИМОВ


Е.Герасимов

На очередном заседании Московской городской думы я предложил моим коллегам поддержать проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Суть этих изменений состоит в том, что в федеральное законодательство вводятся понятия "музей-усадьба" и "музей-заповедник".

Совсем недавно о необходимости этого говорил директор Эрмитажа, академик Михаил Пиотровский на встрече Президента России с творческой интеллигенцией. Пиотровский, в частности, отметил, что без законодательного утверждения таких понятий, как "музей-усадьба" и "музей-заповедник", перспективы развития музейного дела в России представляются весьма проблематичными. И Президент полностью поддержал Михаила Борисовича.

Что это дает? Прежде всего качественный позитивный скачок в развитии музейного дела. Сегодня организация музеев-усадеб и музеев-заповедников становится все более популярной. В Москве достаточно вспомнить усадьбы Царицыно, Коломенское, Останкино, Влахернское-Кузьминки и другие. Практически в каждом округе уже есть свои музеи-усадьбы. При этом, естественно, возникают вопросы: считать ли окружающий здания усадеб ландшафт, парки, малые здания, сохранившиеся или восстановленные элементы декора частью музейной экспозиции, вносить ли их в каталоги, страховать и так далее? Введение данных понятий во многом развязывает музейщикам руки, у них появляется законная возможность включать в состав охраняемого фонда парки, разбитые по проектам знаменитых архитекторов, отдельные архитектурные элементы усадеб и многое другое. Раньше для охраны всего этого музейным работникам приходилось идти на различные ухищрения, выдумывать чисто бюрократические процедуры для того, чтобы сохранять эти ценности.

В мае нынешнего года в Департаменте культуры Москвы создана рабочая группа, в которую вхожу и я, по созданию нового городского Закона "О музеях и музейной деятельности в городе Москве". В комиссию входят директора наиболее известных музеев Москвы.

Мы пришли к выводу, что в этот закон необходимо сразу вводить понятия "музей-усадьба" и "музей-заповедник". Сейчас это, в принципе, прямое указание Президента России. Теперь появление аналогичных понятий в федеральном законодательстве поможет избежать противоречия между региональным и федеральным законами.

Необходимо прояснить и правовой статус "музея-квартиры". Насколько это актуально, я хотел объяснить на примере музея-квартиры Михаила Булгакова в районе Садовой-Триумфальной улицы, которую в Москве традиционно называют "нехорошей квартирой".

Этот музей, что называется, "поднят" силами энтузиастов, которые сумели освободить квартиру, найти предметы, связанные с жизнью и творчеством Булгакова в Москве, провели экспертизу коллекции и в итоге, по сути, передали Москве готовый музей, который сегодня официально признан и финансируется из городского бюджета. Это один из самых посещаемых музеев в городе, который открыт даже для ночных экскурсий, во время которых проходит нечто похожее на встречу с Воландом из "Мастера и Маргариты". Все мы понимаем, что это интересно и, если хотите, красиво.

Но при наличии такого интересного культорологического явления, как музей-квартира, оно никак не закреплено законодательно. По действующему законодательству для организации такого музея необходимо получить согласие каждого из владельцев квартир дома, в котором она находится. Дело в том, что для проведения экскурсий отчасти эксплуатируются помещения, находящиеся в коллективной собственности жильцов дома. При всем уважении москвичей к памяти великих соотечественников - Булгакова, Пастернака (создание его музея-квартиры сейчас обсуждается), Рахманинова и других - далеко не все согласны с тем, что по их подъездам регулярно водят туристические группы. Поэтому, на мой взгляд, необходимо ввести в закон о музейном деле и понятие "музей-квартира", прописать технологию его работы и предусмотреть меры, компенсирующие жителям соседних квартир неудобства от работы квартиры-музея. При этом, как выяснилось, наличие отдельного входа в квартиру-музей проблемы не решает.

Серьезные дебаты в рабочей группе развернулись по поводу того, надо ли вводить в закон обязательство о создании реестра всех музеев города Москвы. Я считаю, что попытка создания такого реестра была бы стратегической ошибкой.

Прежде всего потому, что один такой реестр уже существует. Это реестр музеев, которые пользуются государственной поддержкой. В столице 25 музеев финансируются из государственного бюджета и 36 - из бюджета города Москвы. Они и являются официально зарегистрированными московскими музеями. Еще около 450 музеев в столице относятся к категориям "школьные", "ведомственные" и "частные". Включать их в некий общий реестр вряд ли возможно.

Ведомственные и школьные музеи не обладают такой важной музейной сущностью, как общедоступность.

Например, в московском Экспертно-криминалистическом центре МВД есть очень интересный музей, но для того чтобы попасть в него, необходимо получить специальный пропуск. Есть свои музеи и на Петровке, 38, и в Минфине, и в других ведомствах и министерствах. Сразу встает вопрос: музеи это или не музеи? С точки зрения доступности получается, что "не музеи".

То же самое относится и к школьным музеям. В настоящее время в некоторых московских школах есть серьезные музейные экспозиции, существующие более 40 лет, которые вполне можно показывать всем желающим. В выходные, например. Но ведь это, на мой взгляд, неправильно. Главное предназначение школы - учить детей. И школьный музей нужен прежде всего для того, чтобы можно было наглядно проиллюстрировать конкретные уроки. А водить в школы посторонних людей - это как раз то, чего городские власти стараются избежать.

Я несколько лет подряд "выбивал", извините за такое слово, средства для того, чтобы в каждой школе Западного округа были охрана, "тревожная" кнопка, открывающиеся решетки на окнах первых этажей. Сегодня во всех школах Москвы создана персональная система безопасности. И водить в них по выходным посторонних людей, значит, нарушать все те принципы обеспечения безопасности, которые установились в последние годы.

Что же касается частных музеев, то я, например, во время заседаний нашей рабочей группы с удивлением узнал, что в Москве существуют музей водки и музей секса. Правда, как нам объяснили, "Музей Водки" - это скорее ресторан, чем музей. А вот что там в музее секса, мне даже сложно представить. В любом случае включать такие музеи в некий официальный "государственный" реестр несерьезно. Конечно, их владельцы постараются этим воспользоваться, чтобы получить официальный статус. Представьте себе вывеску "Государственный московский музей секса". Абсурд.

Одним словом, я считаю составление некоего "единого реестра московских музеев" нецелесообразным.

А вот каталог коллекций московских музеев необходим. Этим начали заниматься еще в 1970-х, но на сегодняшний день такого каталога в Москве нет.

Московский закон о музейном обслуживании населения должен быть прежде всего удобен для тех, кто работает в данной сфере. Таким, каким стал московский закон "О библиотечном обслуживании населения". Его приняли совсем недавно - в начале октября, но библиотечные работники из различных регионов России уже говорят и пишут, что московский закон ориентирован именно на тех, кто работает в отрасли, он прежде всего удобен в пользовании. Вот такой же закон о музейном обслуживании нам и надо создать.

Евгений ГЕРАСИМОВ, председатель Комиссии

по культуре и массовым коммуникациям Московской городской думы

Также в рубрике:

МОСКОВСКИЕ МУЗЕИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;