Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 46 (7709) 26 ноября - 2 декабря 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МОСКОВСКИЕ МУЗЕИТехнология законаВ столице разрабатывают городские правила музейной деятельности Евгений ГЕРАСИМОВ
На очередном заседании Московской городской думы я предложил моим коллегам поддержать проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Суть этих изменений состоит в том, что в федеральное законодательство вводятся понятия "музей-усадьба" и "музей-заповедник". Совсем недавно о необходимости этого говорил директор Эрмитажа, академик Михаил Пиотровский на встрече Президента России с творческой интеллигенцией. Пиотровский, в частности, отметил, что без законодательного утверждения таких понятий, как "музей-усадьба" и "музей-заповедник", перспективы развития музейного дела в России представляются весьма проблематичными. И Президент полностью поддержал Михаила Борисовича. Что это дает? Прежде всего качественный позитивный скачок в развитии музейного дела. Сегодня организация музеев-усадеб и музеев-заповедников становится все более популярной. В Москве достаточно вспомнить усадьбы Царицыно, Коломенское, Останкино, Влахернское-Кузьминки и другие. Практически в каждом округе уже есть свои музеи-усадьбы. При этом, естественно, возникают вопросы: считать ли окружающий здания усадеб ландшафт, парки, малые здания, сохранившиеся или восстановленные элементы декора частью музейной экспозиции, вносить ли их в каталоги, страховать и так далее? Введение данных понятий во многом развязывает музейщикам руки, у них появляется законная возможность включать в состав охраняемого фонда парки, разбитые по проектам знаменитых архитекторов, отдельные архитектурные элементы усадеб и многое другое. Раньше для охраны всего этого музейным работникам приходилось идти на различные ухищрения, выдумывать чисто бюрократические процедуры для того, чтобы сохранять эти ценности. В мае нынешнего года в Департаменте культуры Москвы создана рабочая группа, в которую вхожу и я, по созданию нового городского Закона "О музеях и музейной деятельности в городе Москве". В комиссию входят директора наиболее известных музеев Москвы. Мы пришли к выводу, что в этот закон необходимо сразу вводить понятия "музей-усадьба" и "музей-заповедник". Сейчас это, в принципе, прямое указание Президента России. Теперь появление аналогичных понятий в федеральном законодательстве поможет избежать противоречия между региональным и федеральным законами. Необходимо прояснить и правовой статус "музея-квартиры". Насколько это актуально, я хотел объяснить на примере музея-квартиры Михаила Булгакова в районе Садовой-Триумфальной улицы, которую в Москве традиционно называют "нехорошей квартирой". Этот музей, что называется, "поднят" силами энтузиастов, которые сумели освободить квартиру, найти предметы, связанные с жизнью и творчеством Булгакова в Москве, провели экспертизу коллекции и в итоге, по сути, передали Москве готовый музей, который сегодня официально признан и финансируется из городского бюджета. Это один из самых посещаемых музеев в городе, который открыт даже для ночных экскурсий, во время которых проходит нечто похожее на встречу с Воландом из "Мастера и Маргариты". Все мы понимаем, что это интересно и, если хотите, красиво. Но при наличии такого интересного культорологического явления, как музей-квартира, оно никак не закреплено законодательно. По действующему законодательству для организации такого музея необходимо получить согласие каждого из владельцев квартир дома, в котором она находится. Дело в том, что для проведения экскурсий отчасти эксплуатируются помещения, находящиеся в коллективной собственности жильцов дома. При всем уважении москвичей к памяти великих соотечественников - Булгакова, Пастернака (создание его музея-квартиры сейчас обсуждается), Рахманинова и других - далеко не все согласны с тем, что по их подъездам регулярно водят туристические группы. Поэтому, на мой взгляд, необходимо ввести в закон о музейном деле и понятие "музей-квартира", прописать технологию его работы и предусмотреть меры, компенсирующие жителям соседних квартир неудобства от работы квартиры-музея. При этом, как выяснилось, наличие отдельного входа в квартиру-музей проблемы не решает. Серьезные дебаты в рабочей группе развернулись по поводу того, надо ли вводить в закон обязательство о создании реестра всех музеев города Москвы. Я считаю, что попытка создания такого реестра была бы стратегической ошибкой. Прежде всего потому, что один такой реестр уже существует. Это реестр музеев, которые пользуются государственной поддержкой. В столице 25 музеев финансируются из государственного бюджета и 36 - из бюджета города Москвы. Они и являются официально зарегистрированными московскими музеями. Еще около 450 музеев в столице относятся к категориям "школьные", "ведомственные" и "частные". Включать их в некий общий реестр вряд ли возможно. Ведомственные и школьные музеи не обладают такой важной музейной сущностью, как общедоступность. Например, в московском Экспертно-криминалистическом центре МВД есть очень интересный музей, но для того чтобы попасть в него, необходимо получить специальный пропуск. Есть свои музеи и на Петровке, 38, и в Минфине, и в других ведомствах и министерствах. Сразу встает вопрос: музеи это или не музеи? С точки зрения доступности получается, что "не музеи". То же самое относится и к школьным музеям. В настоящее время в некоторых московских школах есть серьезные музейные экспозиции, существующие более 40 лет, которые вполне можно показывать всем желающим. В выходные, например. Но ведь это, на мой взгляд, неправильно. Главное предназначение школы - учить детей. И школьный музей нужен прежде всего для того, чтобы можно было наглядно проиллюстрировать конкретные уроки. А водить в школы посторонних людей - это как раз то, чего городские власти стараются избежать. Я несколько лет подряд "выбивал", извините за такое слово, средства для того, чтобы в каждой школе Западного округа были охрана, "тревожная" кнопка, открывающиеся решетки на окнах первых этажей. Сегодня во всех школах Москвы создана персональная система безопасности. И водить в них по выходным посторонних людей, значит, нарушать все те принципы обеспечения безопасности, которые установились в последние годы. Что же касается частных музеев, то я, например, во время заседаний нашей рабочей группы с удивлением узнал, что в Москве существуют музей водки и музей секса. Правда, как нам объяснили, "Музей Водки" - это скорее ресторан, чем музей. А вот что там в музее секса, мне даже сложно представить. В любом случае включать такие музеи в некий официальный "государственный" реестр несерьезно. Конечно, их владельцы постараются этим воспользоваться, чтобы получить официальный статус. Представьте себе вывеску "Государственный московский музей секса". Абсурд. Одним словом, я считаю составление некоего "единого реестра московских музеев" нецелесообразным. А вот каталог коллекций московских музеев необходим. Этим начали заниматься еще в 1970-х, но на сегодняшний день такого каталога в Москве нет. Московский закон о музейном обслуживании населения должен быть прежде всего удобен для тех, кто работает в данной сфере. Таким, каким стал московский закон "О библиотечном обслуживании населения". Его приняли совсем недавно - в начале октября, но библиотечные работники из различных регионов России уже говорят и пишут, что московский закон ориентирован именно на тех, кто работает в отрасли, он прежде всего удобен в пользовании. Вот такой же закон о музейном обслуживании нам и надо создать. Евгений ГЕРАСИМОВ, председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской думы Также в рубрике:
|