Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 46 (7709) 26 ноября - 2 декабря 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Женщина вышла из тени

В Мариинском театре поставили неизвестную в России оперу Рихарда Штрауса

Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
Фото Натальи РАЗИНОЙ
Санкт-Петербург


Сцена из спектакля

"Женщина без тени" - четвертая по счету опера Рихарда Штрауса, появившаяся в репертуаре Мариинского театра вослед "Саломее", "Ариадне на Наксосе" и впечатляющей экспрессионистским накалом страстей "Электре". Этой постановкой театр отчетливо обозначил свои репертуарные приоритеты: после обширной вагнерианы, насчитывающей восемь оперных названий, пришел черед Рихарда Штрауса. Что ж, выбор названия - точный, а главное, своевременный. Пережив десятилетия забвенья, "Женщина без тени" вышла из тени на яркий свет публичного признания.

В списке штраусовских опер "Женщина без тени" стоит несколько особняком. Обладая всеми признаками "большой" трехактной оперы, с эффектными оркестровыми интерлюдиями, балетом и хоровыми сценами, она остается мистической загадкой, отягощенной символистскими намеками, отсылками и аллюзиями, эдаким ребусом для интеллектуалов. Тут уж Гуго фон Гофмансталь, постоянный либреттист Штрауса, расстарался вовсю. Вознамерившись создать аналог "Волшебной флейты", авторы соорудили похожую сюжетную конструкцию: переплели судьбы супружеских пар, "высокой" и "низкой", пропедалировали тему очистительных испытаний, разграничили мир на "дольний" и "горний". Не забыли о власти стихий: воды, земли, воздуха, огня. Однако законы символистской драмы возобладали над классицистской ясностью: насытив оперу "китайщиной", с вкраплениями мотивов "1001 ночи", авторы создали такую изощренную музыку и драматургию, что разобраться в плотном, перенасыщенном смыслами, квазицитатами и витиеватыми мелодиями художественном тексте удается не сразу.

"Женщину без тени" поставила английская команда: режиссер Джонатан Кент, художник Пол Браун и дизайнеры-видеографики Свен Ортель и Нина Данн. Последние - едва ли не главные люди, определившие визуальный облик и саму атмосферу постановки. Спектакль получился захватывающе зрелищным: перистые облака летели по суперзанавесу, изгибаясь в изящные спирали и узоры, как на китайских гравюрах. Кучевые, наливаясь чернотой, наползали на зеркало сцены, точно сообразуясь по темпу движения с темпами оркестра. Соколы кружили в небесах; хляби разверзались, сверкая молниями, пенная вода хлестала из недр, увлекая в небытие скромное жилище Барака.

Судя по последним театральным работам, видеографика становится доминирующим средством выразительности, оттесняя на периферию традиционную сценографию. Фактически мы являемся свидетелями эстетической революции в оперном театре: новые технологии обогащают "картинку", но таят в себе пока мало осознаваемую опасность отвлечения внимания от музыки и несомых ею имманентных - самых важных - невербальных смыслов.

Английские постановщики два года назад ставили "Электру". Однако, если концептуальная сценография "Электры" с дырой-провалом, ведущей из роскошных покоев дворца в сумрачную гниль захламленного подвала, успешно нивелировала огрехи режиссуры, делая их незаметными, то в "Женщине без тени" индифферентная вялость режиссуры в лепке характеров, малая изобретательность в расстановке узловых акцентов оперы и растерянная беспомощность в построении мизансценического рисунка становились очевидными. Если уж режиссер заставляет героев пять минут дотошно складывать и снова развертывать полотнища синей ткани, то ясно, что с режиссерским мышлением дело плохо. И где? На территории волшебной сказки, дающей массу возможностей для полета фантазии.

Впрочем Пол Браун и здесь умело скрывает неловкую режиссуру. Его "горний" мир переполнен красивостями вроде огромных фарфоровых магнолий, расцветших на дряхлом, скрюченном в три погибели стволе; эдакий "бансай-переросток" с гигантскими листьями. Прикорнула на изгибе ствола Императрица: белоснежные длинные рукава стремятся долу атласным потоком, стекая с алых подушек. И даже в мире грязной бытовухи, заставленном немытыми кастрюлями, из люков потертых стирально-красильных машин вдруг появляются гибкие пери, обтекая живой волной убогое жилище Барака.

Картинки-слайды пробегают мгновенно: вверху - струится с плеч Императрицы тяжелая золотая парча, красная дверь с золотыми заклепками, ведет в никуда. Внизу - захламленная серая комната: тут и кухня, с убогим скарбом бедняка, и супружеская спальня, и чан для краски - именно из него вылезает "синий человек", фантом возлюбленного, вызванный к жизни зловредной Кормилицей (Елена Витман). И словно повисает в воздухе тоска женщины, томящейся безысходностью быта. Стоит ли удивляться, что жена Барака - Ольга Сергеева - превратилась в злющую стерву, презирающую доброго мужа и не желающую детей от него?

В финале, в кромешной тьме стонут разлученные души Красильщика и его жены, Императрицы и Кормилицы: над ними повисли обломки миров. Вырван с корнем волшебный цветок-дерево; под колосники за задние колеса подвешен потертый "Москвич": фары его светят вниз, на поверженную фигуру несчастного Барака.

Игры с передачей тени от смертной женщины - к Императрице, не сумевшей обрести человеческую сущность, сценически не объяснены. Остается непонятным, почему именно Император несет кару за то, что его жена не обрела тени. Не прояснена сама природа тени, символа женского начала - или атрибута души? Поэтому мотивы поведения самой Императрицы, ее эволюция от сказочного персонажа, феи - к человеческому существованию, ее самоотречение и жертвенность никак не осмыслены режиссером, а стало быть - не поняты публикой.

Логика спектакля просматривалась слабо; зато зрелищности и визуальных эффектов было много. Впрочем, все закончилось благополучно: пары, пройдя через испытания, отчаяние и ужас, благополучно воссоединяются и обретают любовь. И славят сущее в согласном ансамбле, который, если разобраться, прошел вовсе не так уж стройно и согласно, как полагалось бы. Оркестр под управлением Валерия Гергиева звучал экстатически-приподнято и бурливо, заражая лихорадочной энергетикой зал: многослойная фактура, богатый тембральный окрас партитуры, насыщенный к тому же экзотическими "китайскими" звонами изощренный мелодический материал были соразмерны темпераменту и харизме дирижера, всегда тяготеющего к прямому, открытому, полновесному оркестровому звуку.

Певческий ансамбль, если судить по "гамбургскому счету", справлялся с партиями на грани фола. Пожалуй, лишь Младе Худолей - Императрице - партия оказалась по голосу и по плечу. Однако и ее пронзительно звонкое, сверлящее слух сопрано, пряно украшенное чувственно-обольстительными нотками, по-настоящему раскрылось лишь к третьему акту. Ольга Сергеева, выведшая на сцену очень жизненный тип капризной и своенравной жены-"пилы", смотрелась великолепно. По пластике, по облику - точное попадание в образ. Но голос шатался и вибрировал сверх меры - слушать ее было тяжело. Николай Путилин - Кейкобад - важно и веско басил в вышине, стоя на огромной золотой рыбине. Но партия его была не настолько обширна, чтобы всерьез увлечь внимание. Самым органичным, по-хорошему естественным оказался Эдем Умеров, изображавший доброго, благородного Барака: тот случай, когда вокальные данные, психофизика певца и сценический образ чудесно гармонировали друг с другом. Суетливая мельтешня братьев Барака - Горбатого, Одноглазого и Однорукого - воспринималась фоном. Лишь Андрей Попов (Горбатый) запомнился острым рисунком роли. Август Амонов - Император - пел неплохо, но впечатление портили всегдашнее самодовольное выражение лица и статичная топорность движений.

В целом постановка "Женщины без тени" стала еще одним шагом на долгом пути освоения европейского постановочного стиля. Конечно, где-нибудь в Мюнхене или Вене Штрауса никогда не стали бы петь такими форсированными, напряженными, грубыми голосами. Да и штраусовский оркестр, если разобраться, звучит в идеале пышно, но мягко, без громогласных выкриков и чрезмерного кипения: чай, не Вагнер. Тут потребны не пафос и величие, но более деликатные штрихи, более дифференцированное, "оттеночное" слышание партитуры, бoльшая сбалансированность между вокалом и оркестром. Пока что на премьерном спектакле "Женщина без тени" была исполнена, так сказать, "в первом приближении". Хотя потенции к более мягкому, культурному и осмысленному прочтению оперы у оркестра и солистов, безусловно, имеются.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

КИНОФОРУМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;