Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1 (7714) 14-20 января 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаЛедовое пожарищеНародный музей в Царицыне уничтожили огонь и стужа Маргарита СОГРИНА
Старый деревянный дом № 3 по 5-й Радиальной улице, помнящий Сергея Муромцева, Ивана Бунина, Венедикта Ерофеева, Константина Васильева, сгорел почти до основания в ночь на 3 января. Сам дом не представлял особой архитектурной ценности, но был безусловным культурным объектом. Когда-то на месте сгоревшего деревянного строения возвышалась загородная дача председателя первой Государственной думы Сергея Муромцева, именно здесь познакомились последний российский классик Иван Бунин и его будущая жена, племянница видного политического деятеля царской России, Верочка Муромцева. До наших дней сохранились тенистый сад и старинная липовая аллея, воспоминания о которой легли в основу "Темных аллей" - знаменитой книги великого писателя. Здесь прогуливались Белый, Ключевский, Шаляпин, Забелин, снимавшие дачи в Царицыне. В 30-е годы прошлого века здание было перестроено в духе коммунального общежития, от прежней дачи председателя Госдумы не осталось и следа. Но новый барак чудесным образом превратился в культурную обитель, в которой нашлось место для бездомного автора "Москвы - Петушков", известных и опальных в то время художников Константина Васильева и Ильи Глазунова, здесь начинался культовый в 70-е годы ХХ века самиздатовский журнал "Вече". За всем этим стоял неутомимый подвижник, создатель народного музея в своей собственной квартире, житель коммунального дома на 5-й Радиальной, друг Венедикта Ерофеева Николай Болдырев. Именно ему пришла в голову мысль превратить собственное жилье и весь коммунальный барак в музей, который, конечно, не имел официального статуса, но пользовался и у жильцов, и у соседей, и у знаменитостей столицы неизменной славой последнего приюта певца "российских сумерек" Ерофеева. Именно в этом доме Ерофеевым был прочитан Василий Розанов дореволюционного издания, а затем появилось легендарное эссе писателя о парадоксальном русском философе. Дом более 15 лет не был зарегистрирован в установленном порядке в реестрах госимущества. Ненужный государству, он, однако, постоянно подвергался нападкам заинтересованных частных лиц. Многим хотелось завладеть не столько старой и ветхой постройкой, сколько землей в одном из лучших парков города. Жильцов пытались выселять в благоустроенные квартиры в новостройках, но многие от нового жилья отказывались. Семья Болдыревых понимала, что с их переездом дом исчезнет. До недавнего времени ходили разговоры о зачистке территории, то есть сносе барака с дальнейшим уничтожением сада и липовой аллеи под нужды Царицынского заповедника (удивительно, но государственный, то есть принадлежащий народу, музей не стремился взять под опеку музей народный, но самодеятельный!). Официально территорию под домом и садом предлагалось использовать под стоянку уборочной техники. Другого места для машин, сами понимаете, найти было невозможно. Статуса достопримечательного места организаторы музея от Москомнаследия добиться так и не смогли. Писали властям, надеялись... И вдруг случился пожар! Огонь занялся в одной из комнат здания, где никто не проживал. К тому же не было электрической проводки - то есть короткого замыкания (как причины возгорания) быть не могло. По словам очевидцев, окна в пустующей комнате были приоткрыты, что невольно наводит на мысль о поджоге. В момент возникновения пожара в доме находились люди - женщины и дети. К счастью, никто не пострадал. Пожарные приехали быстро, тушить начали деловито и споро, но вскоре как-то внутренне, видимо, смирились, что дом не спасти... По мнению сына Николая Болдырева Кирилла - одного из очевидцев и активных участников тушения пожара, - просто поступило некое распоряжение "сверху": мол, строение ветхое, сгорит без всякого ущерба для окружающих. В момент прекращения пожарных работ жильцы дома в здание допущены не были и спасти свои документы, личное имущество, а также экспонаты музея просто не имели возможности. Жильцы, активисты-краеведы и все, кому не безразлична судьба гибнущего музея, дежурили у обгоревших стен более двух суток. На данный момент стены дома остались целы, сохранились и некоторые перекрытия, однако крыша практически рухнула на первый этаж. "Большая часть уникального имущества музея утрачена полностью, - поделилась с нами координатор "Архнадзора" Наталья Самовер, - вред экспонатам нанесли огонь и вода вместе взятые, что не сгорело, то превратилось в напластования льда. Рукописи Ерофеева образовали единую ледяную глыбу вместе с диваном, на котором они лежали. Спасают бесценные бумаги методом подогрева, но при таянии льда, гибнет рукописный текст. Так что уже сейчас с уверенностью можно сказать, что спасти все не удастся! Пока неофициальная версия - поджог. Но кто и как осуществил задуманное, сможет решить только следствие. А для этого надо доказать факт злого умысла, а не трагической случайности. Государственная и независимая экспертизы продолжаются. Если эксперты придут к мнению, что перед нами явный поджог, то незамедлительно по данному факту будет возбуждено уголовное дело. Ведь речь идет об угрозе жизни людей, находившихся в здании в момент его возгорания..." После пожара обитатели дома расположились в сохранившейся бане, сейчас для них поставлена бытовка. Носят воду в ведрах из колонки, а электричество получают от генератора. Детей и домашних животных разместили по знакомым. Между тем власти района спешат снести обугленные стены. Подъездные пути к пострадавшему строению уже начали расчищать, судя по всему, для проезда строительной техники. Казалось бы, судьба дома и музея решена. Но ведь мемориальным место становится не тогда, когда появляется соответствующая табличка, а тогда, когда окружено оно живой памятью, жильцы и многие из тех, кому дорога история русской литературы, живым кольцом окружают пепелище. Этот дом был своеобразным связующим звеном между эпохами, стилями и судьбами людей. И он, конечно, был памятником истории и культуры - не в бюрократическом, а в самом точном смысле слова. История духовного сопротивления, внутренней свободы, без которых культура не развивается вообще. Но что стоят вопросы сохранения исторического наследия, когда речь идет о вполне конкретной цене за землю... Также в рубрике:
|