Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1 (7714) 14-20 января 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Ледовое пожарище

Народный музей в Царицыне уничтожили огонь и стужа

Маргарита СОГРИНА
Фото ИТАР-ТАСС


То, что осталось от последнего приюта Венедикта Ерофеева

Старый деревянный дом № 3 по 5-й Радиальной улице, помнящий Сергея Муромцева, Ивана Бунина, Венедикта Ерофеева, Константина Васильева, сгорел почти до основания в ночь на 3 января. Сам дом не представлял особой архитектурной ценности, но был безусловным культурным объектом. Когда-то на месте сгоревшего деревянного строения возвышалась загородная дача председателя первой Государственной думы Сергея Муромцева, именно здесь познакомились последний российский классик Иван Бунин и его будущая жена, племянница видного политического деятеля царской России, Верочка Муромцева. До наших дней сохранились тенистый сад и старинная липовая аллея, воспоминания о которой легли в основу "Темных аллей" - знаменитой книги великого писателя. Здесь прогуливались Белый, Ключевский, Шаляпин, Забелин, снимавшие дачи в Царицыне.

В 30-е годы прошлого века здание было перестроено в духе коммунального общежития, от прежней дачи председателя Госдумы не осталось и следа. Но новый барак чудесным образом превратился в культурную обитель, в которой нашлось место для бездомного автора "Москвы - Петушков", известных и опальных в то время художников Константина Васильева и Ильи Глазунова, здесь начинался культовый в 70-е годы ХХ века самиздатовский журнал "Вече".

За всем этим стоял неутомимый подвижник, создатель народного музея в своей собственной квартире, житель коммунального дома на 5-й Радиальной, друг Венедикта Ерофеева Николай Болдырев. Именно ему пришла в голову мысль превратить собственное жилье и весь коммунальный барак в музей, который, конечно, не имел официального статуса, но пользовался и у жильцов, и у соседей, и у знаменитостей столицы неизменной славой последнего приюта певца "российских сумерек" Ерофеева. Именно в этом доме Ерофеевым был прочитан Василий Розанов дореволюционного издания, а затем появилось легендарное эссе писателя о парадоксальном русском философе.

Дом более 15 лет не был зарегистрирован в установленном порядке в реестрах госимущества. Ненужный государству, он, однако, постоянно подвергался нападкам заинтересованных частных лиц. Многим хотелось завладеть не столько старой и ветхой постройкой, сколько землей в одном из лучших парков города. Жильцов пытались выселять в благоустроенные квартиры в новостройках, но многие от нового жилья отказывались. Семья Болдыревых понимала, что с их переездом дом исчезнет. До недавнего времени ходили разговоры о зачистке территории, то есть сносе барака с дальнейшим уничтожением сада и липовой аллеи под нужды Царицынского заповедника (удивительно, но государственный, то есть принадлежащий народу, музей не стремился взять под опеку музей народный, но самодеятельный!). Официально территорию под домом и садом предлагалось использовать под стоянку уборочной техники. Другого места для машин, сами понимаете, найти было невозможно. Статуса достопримечательного места организаторы музея от Москомнаследия добиться так и не смогли. Писали властям, надеялись... И вдруг случился пожар!

Огонь занялся в одной из комнат здания, где никто не проживал. К тому же не было электрической проводки - то есть короткого замыкания (как причины возгорания) быть не могло. По словам очевидцев, окна в пустующей комнате были приоткрыты, что невольно наводит на мысль о поджоге. В момент возникновения пожара в доме находились люди - женщины и дети. К счастью, никто не пострадал. Пожарные приехали быстро, тушить начали деловито и споро, но вскоре как-то внутренне, видимо, смирились, что дом не спасти...

По мнению сына Николая Болдырева Кирилла - одного из очевидцев и активных участников тушения пожара, - просто поступило некое распоряжение "сверху": мол, строение ветхое, сгорит без всякого ущерба для окружающих. В момент прекращения пожарных работ жильцы дома в здание допущены не были и спасти свои документы, личное имущество, а также экспонаты музея просто не имели возможности. Жильцы, активисты-краеведы и все, кому не безразлична судьба гибнущего музея, дежурили у обгоревших стен более двух суток. На данный момент стены дома остались целы, сохранились и некоторые перекрытия, однако крыша практически рухнула на первый этаж.

"Большая часть уникального имущества музея утрачена полностью, - поделилась с нами координатор "Архнадзора" Наталья Самовер, - вред экспонатам нанесли огонь и вода вместе взятые, что не сгорело, то превратилось в напластования льда. Рукописи Ерофеева образовали единую ледяную глыбу вместе с диваном, на котором они лежали. Спасают бесценные бумаги методом подогрева, но при таянии льда, гибнет рукописный текст. Так что уже сейчас с уверенностью можно сказать, что спасти все не удастся! Пока неофициальная версия - поджог. Но кто и как осуществил задуманное, сможет решить только следствие. А для этого надо доказать факт злого умысла, а не трагической случайности. Государственная и независимая экспертизы продолжаются. Если эксперты придут к мнению, что перед нами явный поджог, то незамедлительно по данному факту будет возбуждено уголовное дело. Ведь речь идет об угрозе жизни людей, находившихся в здании в момент его возгорания..."

После пожара обитатели дома расположились в сохранившейся бане, сейчас для них поставлена бытовка. Носят воду в ведрах из колонки, а электричество получают от генератора. Детей и домашних животных разместили по знакомым.

Между тем власти района спешат снести обугленные стены. Подъездные пути к пострадавшему строению уже начали расчищать, судя по всему, для проезда строительной техники.

Казалось бы, судьба дома и музея решена. Но ведь мемориальным место становится не тогда, когда появляется соответствующая табличка, а тогда, когда окружено оно живой памятью, жильцы и многие из тех, кому дорога история русской литературы, живым кольцом окружают пепелище.

Этот дом был своеобразным связующим звеном между эпохами, стилями и судьбами людей. И он, конечно, был памятником истории и культуры - не в бюрократическом, а в самом точном смысле слова. История духовного сопротивления, внутренней свободы, без которых культура не развивается вообще. Но что стоят вопросы сохранения исторического наследия, когда речь идет о вполне конкретной цене за землю...

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

МУЗЫКА

СТРОИТЕЛЬСТВО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;