Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1 (7714) 14-20 января 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

На лицо ужасные, добрые внутри

Репортаж с Музейного острова

Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото автора
Берлин - Москва


Берлинская золотая шапка. Х в. до н.э.

Берлинцы больше других немцев устали от грязи строек, подъемных кранов, наличия тысяч гастарбайтеров, толкущихся в центре, и, главное, от самого определения города как "большой стройки". Противный ярлык приклеился к Берлину в начале 1990-х, когда после падения стены здесь начались великое переселение народов и переоценка ценностей, свезенных в столицу из двух частей одной державы.

XX век вообще внес слишком много сумятицы в размеренную и упорядоченную жизнь Берлина. Архитекторы прошлого отстраивали город основательно, с конкретной установкой "раз и навсегда". Великий Шинкель одним махом за какие-то 20 - 30 лет дал городу в буквальном смысле все: правительственные учреждения, мосты, театры, библиотеку, университет, музеи, церкви, обелиски и парковые павильоны. Постройки, выполненные по его чертежам, были выдержаны в едином стиле неоклассицизма и в едином благородном сером - истинно берлинском - цвете. Без ложной скромности гениальный немец хотел сделать берлинцев счастливыми, как эллины, поэтому строил, оглядываясь на классические образцы и на вечность.

Статуя бога Гелиоса. II в. н.э. Египет

И вдруг все это внезапно кончилось. Берлинский Акрополь был взорван бомбами союзников в 1945-м. Горожане растерялись. И дело даже не в том, что погибли какие-то конкретные постройки или какие-то знаковые здания - погибла уверенность в завтрашнем дне, которую олицетворяли прочные архитектурные ансамбли Берлина. Почти весь старый город, вернее, его руины, достались ГДР. Вокруг развалов империи Шинкеля выросли бетонные "уроды" советского периода - в том числе и вблизи Музейного острова, который тоже "угодил" в ГДР. "Островные" музеи, чьи здания сильно пострадали от авиабомб, толком так и не были приведены в чувство. С одной стороны, полуразрушенные и неухоженные, они и должны были быть вечным укором и напоминанием о войне, с другой же - берлинцы сами просто боялись начинать стройку на острове. Чувствовали, что если начать, то мероприятие обратится "стройкой века" в прямом и страшном смысле этого слова. Они оказались правы, потому что после разрушения Берлинской стены, когда с музеев сняли "проклятие" и повелели им снова блистать имперским блеском, остров превратился в часть той самой непроходимой "большой стройки".

Фрагмент фрески "Патриотического зала": "Бог плодородия Фрей"

Три года назад с помпой открыли после санации Музей Боде (в нем хранятся коллекция византийского искусства, итальянская и немецкая скульптура от раннего Средневековья до конца XVIII века и собрание монет и медалей) - тот самый, через который проходит наземное метро. Левый угол острова освободился от лесов и строительной грязи, передав эстафету следующему за ним зданию - Пергамскому музею. Самый младший брат музейной семьи (строительство его закончили в 30-е годы прошлого века) оказался и самым болезненным. Однако его решили не закрывать на основательный ремонт - пример Музея Боде, который не работал чуть ли пятнадцать лет, подсказал другое решение. Бюро Освальда Матиаса Унгерса взялось ремонтировать дом Пергамского алтаря и Ворот Иштар без закрытия (только в январе 2010 года музей закроется на несколько дней - будут демонтировать плиты с портала). Так что в настоящий момент здание покрыто лесами и полиэтиленом с копошащимися под ним рабочими, над входом нависают подъемные краны, но тем не менее в музей можно попасть и даже посмотреть там выставку античных мраморов из Милета - малоазийского соседа Пергама.

Следующий пункт посещения острова - три месяца назад открывшийся Новый музей. Сдать объект успели в срок - музей обнажил свеженький фасад и принимает посетителей. Но... Проход к музею снова сопряжен с грязью и неустроенностью, потому что в реальности стройка не закончена, и Дэвид Чипперфилд, автор проекта реконструкции Нового музея, занят сейчас сооружением общего здания-входа на Музейный остров, которое вырастет аккурат перед фасадом Штюлера (исторический архитектор Нового музея), но... примерно к 2020 году. Увы, но сроки сдачи комплекса снова увеличились.

Так что посетителям Музейного острова, чтобы не утонуть в грязи, стоит заходить на остров с "парадного" входа (то есть со стороны Люстгартен и Берлинского собора), который хорош собой, но приземлен, так как скрыта собственно островная перспектива, или же с тыла - через Старую национальную галерею. Отсюда и к Новому музею - самому посещаемому сейчас на острове - можно пройти через чистенький плац и встретить грязь только на выходе.

Детище Чипперфилда производит пока странное впечатление - чем-то музей похож на муаровский флигель-руину, а местами на Австрийский музей прикладного искусства с его постмодернистским укладом. Напомню, что англичанин принял решение не реставрировать знаменитые фрески (пришлось бы писать их заново, как поступили сейчас в Эрмитаже со стенописью Лео фон Кленце, тупо замазанной маслом в советское время), но законсервировать их в том виде, в каком они сохранились после войны, чтобы музей стал еще и памятником истории XX века. Немцам грустно смотреть на эти швы времени - тут их любимые Норны парят над белесым ландшафтом, а Аполлона, Диану и Ниобид можно лишь с трудом рассмотреть на уцелевших кусочках штукатурки. Есть в музее и более трогательные экспонаты - архитектор выбрал самые выразительные куски лепнины и фризов из тех залов, которые были разрушены до основания и лежали грудой мусора, и развесил их по стенам центральной лестницы, как портреты предков. Архитектор явил сугубо английский взгляд на вещи.

Знаменитый бюст Нефертити так и не поместили на вершине лестницы - из соображений безопасности. Впрочем, когда поток туристов немного схлынет, может быть, она еще и переедет из черного кабинета, где ее сейчас можно рассматривать через стекло со всех сторон. Нефертити обрела семью - наконец-то египетская коллекция времени Эхнатона увидела свет в полном объеме. Бесконечные портреты этой династии очень похожих друг на друга людей заняли десятки витрин в нескольких комнатах. Школьники в буквальном смысле штурмуют эти интереснейшие залы.

Залы кипрских древностей также очень популярны у посетителей, можно сказать, что Новый музей - один из главных владельцев изделий из кипрской меди древнейшего периода.

Функцию луврской Ники Самофракийской в Берлине выполняет колоссальная статуя Гелиоса. Его "загнали" в маленькую комнатушку - правда, с куполом, чтобы на бога нельзя было посмотреть, не подняв головы. Секрет такого странного экспонирования прост - берлинский Аполлон не так прекрасен (слишком приземистый и мощный), как его коллеги из Ватикана и Афин, вот и решили переориентировать взгляд смотрящих.

До третьего этажа, где расположился так называемый Музей ранней истории, добредают немногие. Коллекция богатая и для посетителей с детьми совершенно обязательная. Вместе с орудиями труда и украшениями людей каменного века сидят муляжи этих самых людей, одетых в шкуры. А рядом - остовы древних животных. Впечатляет один гигантский экспонат семейства лосиных.

Зато абсолютно все идут в подвальный этаж - к египетским мумиям. Четыре целехоньких экземпляра, как и было обещано газетчиками, которые "пиарили" Новый музей, устроились внизу без стекол и прочих условностей. К ним стоят постоянные очереди из детей и взрослых. Видимо, "почившим" объектам еще долго придется быть палочкой-выручалочкой кураторов этого концептуального по сути музея.

И правильно - после встречи с мумиями выход из музея прямиком в эпицентр строительного процесса кажется уже не таким страшным.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;