Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1 (7714) 14-20 января 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяНормально, Григорий! Отлично, Екатерина!Северная Минерва и князь Тавриды снова встретились в Царицыне ВЫСТАВКИГеоргий ОСИПОВ
Если бы этой "спаренной" выставки в Царицынском дворце не было, то ее, как водится, стоило бы срочно придумать. Но повод устроить приятное свидание императрице и ее фавориту в бывшей кантемировской мызе Черная Грязь, где они не раз бывали, оказался чисто формальным: 270 лет со дня рождения Григория Александровича Потемкина и 280 - Екатерины Великой. Как ни странно, но выставок, посвященных "великолепному князю Тавриды" (таково официальное название), в России никогда не было - ни до революции, ни тем более после. Дело не только в идеологических разногласиях - маловато сохранилось потемкинских реликвий. Ведь "праздношатающиеся всякого рода животные" - так в одном из писем Потемкин называет придворных - ненавидели этого выскочку из смоленской деревеньки Чижово во все времена, и могила светлейшего в херсонском соборе была осквернена уже вскоре после его смерти. Так что исходного материала для юбилейной выставки было маловато. Но, да простится мне такое сравнение, великий повар приготовит кулинарный шедевр и из минимума имеющихся в его распоряжении продуктов. Такова сделанная в сугубо традиционном духе потемкинская экспозиция. Нет подлинных экспонатов? Так заставим - в обстановке второй половины XVIII века - говорить главных действующих лиц, их современников и потомков. Очень разных по политическим взглядам. "Много величавых образов украшают историю России, но Потемкин заслоняет всех своею колоссальной фигурой. Его и теперь все так же не понимают, как не понимали тогда: видят временного сына случая, гордого вельможу - и не видят сына судьбы, великого человека, умом завоевавшего свое безмерное счастие, а гением доказавшего свое право на него". Это, между прочим, пишет не убежденный монархист, а кумир всех русских революционеров Белинский. Выставка в прямом смысле "надета" на многочисленные выдержки из сохранившейся переписки Екатерины и Потемкина, и если даже не очень внимательно читать ее огромный том, вышедший в конце прошлого века в "Литературных памятниках", то менее всего видишь в ней всесильных властителей - она настолько жива и непосредственна, что жалеешь поневоле, что фрагменты писем звучат в залах лишь на бумаге, а не на фонограммах. Никакой "державности", вот какого рода указания получал от всесильной императрицы ее "Гришёнок безценной": "Здравствуй - без ссор, спор и раздор... Прошу перестать меня бранить и ругать, тогда как я сие никак не заслужила". Говорили, что "Гришёнок" не раз и бивал под горячую руку свою августейшую подругу, но соответствующих документов, увы, архивы не сохранили. Зато сохранили многочисленные свидетельства о том, что Потемкин принадлежал к тому редчайшему типу русских людей, у которых получалось решительно все, к чему бы они ни прикасались. И обстоятельство это, как ни странно, весьма угнетало "несчастного от слишком большого счастья" (определение одного из современников) и неуемного во всех чувствах Потемкина, чему порукой - венчающий выставку канон Спасителю, сочиненный фактическим совластителем империи, очевидно, в одну из тех минут, когда приходилось крепко задумываться о том, что за все подарки фортуны рано или поздно придется платить. И смерть светлейшего на наспех расстеленной конской попоне в новороссийской степи в этом смысле весьма символична. И если потемкинский "мемориал" - это, повторимся, выставка в самом что ни на есть классическом смысле, то ничего похожего на то, что зритель может увидеть в двадцати четырех "екатерининских" залах, наши музеи, пожалуй, пока что не видывали. Никаких реликвий "века безумна и мудра" - другое. То, что можно было бы назвать отражениями императрицы Екатерины II в многогранном кристалле русской истории. Попытка объяснить, почему вокруг ее имени и два с лишком века спустя кипят страсти и почти не находится равнодушных. Достаточно вспомнить споры вокруг новых и старых памятников Екатерине - в Одессе (где за монументом до сих пор присматривает охрана), в Севастополе, в Симферополе, в доныне переименованном Екатеринодаре - этой газетной - и не только - полемике посвящен целый зал. Впрочем, я не совсем точен - общеизвестные портреты Левицкого, Рокотова, Боровиковского и прочие на выставке есть. Но... в очень непривычном виде: не только на открытках всех времен, но и на марках, матрешках - разумеется, в ряду остальных первых лиц государства Российского, тарелочках, магнитах. И во всем, конечно, блистательно присутствует сама императрица Екатерина - от статуэток всех размеров до давно ставшего частью русского фольклора рекламном ролике давно не существующего банка: "А что это граф Суворов у нас ничего не ест?" Екатерина в предпринимательстве, литературе, музыке, кинематографе, театре - вот тут недостатка в реликвиях нет! Платье из финала третьей картины "Пиковой дамы" в Большом театре, из недавней оперы "Царица", изумительное стильное серое платье Галины Вишневской из мхатовского спектакля... Но от великого до смешного, как водится, один шаг - и кто не улыбнется, глядя на зал выставки под условным названием "екатерининский ларек"? "Разложил товар купец" (основа выставки - личная коллекция сотрудника царицынского музея Виктора Егорычева), что называется, по полной: водка, шампанское, вина, шоколадки, конфеты, фонтаны, диваны, стулья, ткани, лак для ногтей - все под тем же брендом. И, поистине на закуску, филе селедки с высочайшим портретом на упаковке - "Секрет императрицы". А что? - возразят дотошные знатоки. Екатерина родилась в Штеттине, выросла на Балтике - там знают толк в хорошей селедке. А секрет императрицы, не исключаю, и в том, что она, в числе очень-очень немногих правителей отечества нашего, всласть жила сама и, главное, давала при этом жить другим. Разве это не повод для благодарной памяти потомков, хранимой повсюду - от музея до торговой палатки? Также в рубрике:
|