Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1 (7714) 14-20 января 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраИ тут кончается искусство. И дышат деньги и судьба"Ночь в музее" в "PERMM" Федор РОМЕР
Ночь перед католическим Рождеством и день рождения своего директора Марата Гельмана новообретенный пермский Музей современного искусства "PERMM" отметил замечательной выставкой "Ночь в музее", в организации которой участвовал столичный Центр современного искусства "Винзавод". Выставка в самом деле - без всякой иронии - замечательна. Сюжет прост до буквализма: "искусство про искусство", рефлексия и самоанализ contemporary art, бесконечные референции мастеров сиюминутного "актуального искусства" к монументальной классике музейного масштаба. Настоящий музейщик-профессионал (не чета новичку с заслуженным опытом качественных экспозиций Гельману), заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, искусствовед-энциклопедист Александр Боровский в своей вступительной статье к каталогу так и пишет: "Музейная затея Марата Гельмана кажется мне не только симпатичной, но и симптоматичной". Он имеет в виду проблему функционирования современного искусства в традиционных пространствах и вообще возможность экспонирования дохлых акул Дэмиена Херста (к примеру) посреди античных Венер Милосских (тоже к примеру). Без акул сегодня не обойтись, без Венер - тоже. Можно ли совместить оных в едином зале по причине того, что все они являются эмблемами бесконечного культурного наследия? Знаками перманентной музейной вечности? Сначала работы актуальных художников куратор проекта "Ночь в музее" Марат Гельман хотел разместить в Пермской государственной художественной галерее, хранилище знаменитых деревянных скульптур из местных соборов и церквей, а также носителе канонических образчиков нашего искусства XVIII - начала XX века. Потом что-то не сложилось, и экспозицию принял новый музей "PERMM", расположенный в гринберговском здании Речного вокзала (построен в 1940-м). Буквальная дискуссия старого и нового, "архаистов" и "новаторов", получилась лишь на страницах каталога, где благодаря фотошопу радикальные вещицы соседствуют с пламенеющей провинциальной классикой. Но эти технические неполадки только поспособствовали украшению затеи. Когда художник апеллирует к старине глубокой, ему лишь станут мешать навязчиво демонстрирующие свою маэстрию свидетельства ancien regime. А тут, в ждущих реконструкции интерьерах времен сталинского ампира, безнадежные мечты о Высоком циничных "актуалистов" смотрятся настолько органично, что кажется - все будет, все случится. Творили бы, например, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, главные герои экспозиции, в пролонгированную эпоху советского Худфонда, так их сознательно дурная постмодернистская живопись до сих пор украшала бы модернизированные Дома культуры, которые теперь на халяву заняли запрещенные агенты игорного бизнеса. Или Александр Савко, населяющий мультяшными персонажами иконы модернизма (серия "Бэкон в гостях у Симпсонов"). Это вообще мечта продвинутого подростка, который картину Савко в виде постера повесил бы над кроватью, а поход в музей - на фиг ему нужен. Сталинщина и была тем "воляпюком", который не требовал подлинности. Поход в музей заменяет уморительный до колик фильм "Ночь в музее" на DVD. Тут правы Боровский и Гельман. Но должен сказать, что Гринберг и Гельман с их Речным вокзалом не виноваты. Музей в самом деле очень демократичная институция. Даже революционная в прямом смысле слова. Вынужден напомнить, если кто не в курсе, что первым общедоступным (!) художественным музеем был Лувр, обозванный таковым согласно декрету французских революционеров через девять (символическая цифра!) дней после падения монархии в 1792 году. На первую годовщину республики, 10 августа 1793-го, он распахнул свои двери для публики. Оная осталась недовольна - показалось слишком пышно и некрасиво. Куда красивей была случившаяся прежде в том же 1793-м казнь владельца музейной коллекции Людовика XVI. Надо бы, чтобы кто-нибудь из экспонентов "Ночи в музее" сымпровизировал на тему "Гибели Марата" месье Давида. Тогда новому музею будет гарантирована долгая и счастливая жизнь, аки Лувру. Чего мы ему желаем. В самом деле. Также в рубрике:
|