Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1 (7714) 14-20 января 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Про оленей и людей

Документальные истории великих и смертных. Программа "Сталкера"

Светлана ХОХРЯКОВА


Кадр из фильма "Нярма"

На прошедшем в декабре 2009 года XV Международном фестивале фильмов о правах человека "Сталкер", помимо целой обоймы игровых полнометражных и короткометражных картин, была представлена обширная документальная программа. Не одна лишь повседневность с ее безвестными героями привлекает наших режиссеров, немало фильмов посвящено известным людям - писателям, актерам, неожиданным поворотам их судеб, иногда мало известным широкой публике.

"Абрам и Марья" Александра Столярова - о жизни и любви писателя-диссидента Андрея Синявского (литературный псевдоним Абрам Терц) и его жены Марии Розановой, которая фактически и стала главной героиней этого повествования. Вместе они пережили семь лет его лагерей и 127 писем о любви оттуда. Самое удивительное, что оценивая пережитое, Синявский говорил, что нигде не было ему так хорошо, как в лагере, в смысле свободы духа. "Машка, здесь так интересно!" - скажет он во время первого свидания с женой. Собственно, все о нем мы в данном случае узнаем со слов Марии Розановой, острой на язык, немного грубоватой, дающей советы "бабам", как "удержать мужика". Она рассказывает о том, как впервые отдалась своему будущему мужу, и о том, что уж "лучше пусть он сидит, а я буду его женой, чем он на свободе, а я - брошенная жена" (когда предложили освободить досрочно, но поступившись принципами). "Жена моя - ведьма", "носится на метле", - говорил Синявский. Это Мария Розанова поддерживала его, где бы он ни находился, - в лагере, эмиграции, провожала его из коммуналки, а встречала в отдельной квартире, хранила домашний очаг и веру в справедливость и лучшую жизнь, осваивала новые профессии, вплоть до ювелирной, лишь бы выжить и дать возможность выжить ему. Даже на эксгумации покойного мужа присутствовала, сказав, что не для того 42 года со своим мужиком прожила, чтобы бросить его в такую минуту. После этого его дух перестал бродить по дому. Удивительной стойкости женщина, не боящаяся ничего и готовая к любому самопожертвованию.

"Губерт в стране чудес" Бориса Караджева рассказывает о невероятной судьбе 12-летнего немецкого мальчика Губерта Лоста, ставшего, как теперь сказали бы, участником проекта: его переместили из Германии в СССР в порядке эксперимента, чтобы он ощутил всю ширь и мощь жизни в Советском Союзе, а потом следовало написать книгу о приключениях Губерта в стране чудес, под названием СССР. А мальчик в результате угодил в пекло большого террора. Приехав в Москву, он удивился снегу и новой школе, где не было различий в обучении для девочек и мальчиков. Жил ребенок под опекой известного советского журналиста, работавшего в "Правде", Михаила Кольцова, фактически стал ему как сын. Начиналось все, как в сказке. А потом Губерт оказался в детдоме, учился на электрослесаря, жил в заводском общежитии, женился на комсомолке и неплохо адаптировался к советской среде, извлекал даже некоторую выгоду из своего специфического статуса и знакомства с Кольцовым. В итоге был выслан из Москвы в Казахстан, заведовал там библиотекой, стал отцом, сидел в тюрьме как враг народа. Все люди, причастные к приезду Гумберта в СССР, погибли, включая Кольцова.

"Вия Артмане. Королева в изгнании" Ирины Голубевой снята в сентябре 2008 года, за две недели до кончины актрисы. Смонтировали фильм спешно, за два дня, когда Артмане уже не было на свете. Это не первый опыт, но, получается, последний встречи с прославленной актрисой в печальный период ее старости, когда она оказалась без любимой работы, жила за пределами Риги в очень скромном домике, перенесла инсульт и инфаркт и совсем мало напоминала ту величественную и красивую актрису, какой ее полюбили на просторах СССР. Обстоятельства ее личной жизни сложны и окутаны молвой, множеством самых невероятных историй. Двое взрослых детей актрисы - сын и дочь - не всегда находили общий язык. Сын, с которым она жила под одной крышей, уверен, что его сестра рождена не от его отца, а от совсем другого и хорошо всем известного мужчины... Евгения Матвеева. И предлагает нам в этом убедиться, рассмотрев черты этих двух людей. У дочери актрисы совсем иное мнение на этот счет. По поводу взаимоотношений Вии Артмане и Евгения Матвеева после того, как они вместе работали в картине "Родная кровь", ходило немало разговоров. Теперь уже этих ярких актеров и людей нет в живых, и тайна эта так и останется прекрасной легендой.

Во всех фильмах найден и использован уникальный материал, зафиксирована уходящая натура, которую все сложнее запечатлеть в быстро несущемся времени. И самое главное, что нет в них никакой клюквы, псевдодокументальности, расcчитанной на обывательскую непритязательность и пресловутые требования телеформата, практически сведшего к нулю настоящее документальное кино.

Почти все картины, которые ныне создаются в области документалистики, рассчитаны на телеформат, делаются либо по заказу того или иного канала, либо авторы сами изначально ориентированы на телеэфир. По сути, это единственная для них возможность пробиться к зрителю. И это палка о двух концах. В результате мы имеем обойму картин, населенных говорящими головами, приправленными иной раз игровыми вставками с участием безликих статистов. Ни о какой внутренней драматургии и речи не идет, как и о кинематографичности пространства и мышления отдельно взятого режиссера.

Но это реальность, с которой придется смириться и бесконечно включать в фестивальные программы откровенно телевизионное кино. Фильмов киноформата, таких как "Нярма" Эдгара Бартенева, крайне мало. И честно говоря, глядя на экран, радуется душа уже самой картинке, изображению, напоенному к тому же целой палитрой звуков, исходящих от земли, и которую кинематограф просто призван уловить и зафиксировать. Снимал Эдгар картину на Полярном Урале. На севере, в непростых природных условиях живут оленеводы, молодые парни, в сущности, такие же, как их ровесники на более обжитых территориях, в больших городах. Здесь, на стойбище, они также мечтают о будущем, рассуждают о невестах, какими они должны быть. Разговоры, конечно, покажутся наивными и смешными, с их оценками по поводу того, что если потенциальная жена ничего не сможет сварить на обед, то как с ней быть. Но, в сущности, все нормальные люди мечтают об одном и том же, где бы они ни жили. Пейзаж в "Нярме" ослепительно прекрасен, с его бескрайними простросторами и неповторимым светом, какого не увидишь в средней полосе, особенно в городах. Людей, ориентированных на кино как таковое, не просчитывающих возможность его потребления телеканалами, очень мало. И это не случай недальновидности, но верности принципам настоящего искусства. Скорее, речь может идти о недальновидности массмедиа. И что делать с пресловутым неформатом, не знает никто.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;