Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7724) 25-31 ммарта 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрДрузья парадоксов"Думайте о нас". РАМТ Наталия КАМИНСКАЯ
Пару сезонов назад режиссер Владимир Богатырев открыл для московского зрителя драматургию известного современного писателя Евгения Клюева. Спектакль "Сказки на всякий случай", поставленный в РАМТе, стал событием, снискал немало премий и наград. Клюев тяготеет к парафразе, к парадоксу, к изысканной словесной игре. В его "сказках", а точнее, в целой дюжине коротких притч о прозаических предметах, наделенных душой и воображением, эти свойства писателя дали режиссеру и актерам замечательный игровой материал. Получилась яркая цепочка остроумных и нежных этюдов, в которых молодые артисты РАМТа играют иронично и одновременно - с искренней верой в предлагаемые обстоятельства. "Думайте о нас" тоже написал Евгений Клюев, а поставил Владимир Богатырев, и опять -- в РАМТе. Только не на Малой сцене, как "Сказки", а на большой. На этот раз перед нами большая пьеса, а не набор мини-сюжетов, пьеса с завязкой, кульминацией и развязкой. Правда, в клюевском духе, где и хрестоматийные, казалось бы, элементы сюжета иронически размыты, и смысл двоится от расставленных на каждом шагу парадоксальных реплик, и парафразы известных авторов просвечивают то тут, то там. Забавно говорит писатель сам о себе в программке к спектаклю. "Клюева постоянно с кем-нибудь сравнивали, причем особенно часто - с Кэрроллом, Андерсеном, Булгаковым, Ильфом и даже Петровым. Глядя в зеркало, Клюев обычно недоумевал, как все эти - такие разные! - люди могут сочетаться в одном образе..." Вот это "с Ильфом и даже Петровым" уже много говорит о воздушно-глумливом стиле автора. Ан, простите, предательски лезет в голову предисловие означенных писателей к роману "Золотой теленок", где они, извиняюсь, в очень похожей манере сетуют на читателей, не понимающих, как это двое пишут вместе один роман. Теперь вот сюжет ныне идущей пьесы то и дело принимается напоминать нам не только о Кэрролле, но и о нашем родном Евгении Шварце. Судите сами. Некий зам. начальника Иван Петрович (А.Пахомов) вместе с юной секретаршей Марией (И.Таранник) заблудились в лесу и встретили сказочного короля (А.Мясников) с шутом (А.Мишаков). Далее герои попадают в это королевство как в некий мир, параллельный реальному и будничному. У короля есть сын (А.Девятьяров), и они с Марией полюбили друг друга. Разумеется, здесь обитают и феи, и стражники. В общем, с Кэрроллом и Шварцем понятно. У Шварца, правда, яснее цель высказывания, скажем так, она более социально окрашена. Зато у Кэрролла парадоксов еще больше, но сантимента меньше. В пьесе Евгения Клюева сквозная тема - это наличие параллельного мира, где не задают ненужных вопросов о происхождении, заработках и прочих прагматических материях, где важна первородная суть индивидуума. К тому же по ходу развития действия оказывается, что и в этом мире есть свои границы и табу. В общем, нет правды на земле, но правды нет и выше. Однажды схватив летучую субстанцию клюевских текстовых пируэтов (было это, как уже упомянуто, в "Сказках на всякий случай"), Владимир Богатырев уверенно ориентируется и в этой пьесе, хотя задача - не из легких. Они вместе со сценографом Лилией Баишевой выстраивают на сцене свое "зазеркалье", где и ассиметричные стены, и диковинное дерево, увитое вязаными шарфами, и лестница с трубой и колесами - в порядке вещей. Шут играет на гибриде гармошки с мандолиной, Радость Его Величества (Н.Антонова) восседает на раскрашенной ванне, сын музицирует на странном рояле, из которого торчит водопроводный кран, и т.п. Богатырев ставит сказку и одновременно нечто вроде абсурдистской пьесы. Феи (Н. Чернявская, У.Урванцева, О.Санькова, Т. Веселкина) поданы откровенно иронично. Иван Петрович, чуждый любому зазеркалью, существует в режиме, скажем так, психологической правды. Влюбленная пара - в ключе романтической драмы, а шут - в параметрах жесткого анекдота. Весь этот стилевой "компот" режиссер ухитряется привести к общему знаменателю: действие динамично, в меру правдиво и в меру сказочно. Скорее всего, все же побеждает стилистика, в которой могла бы быть поставлена и "Алиса в стране чудес", где можно пробовать на вкус любые жанровые приемы, не рискуя наврать. Ведь все в подобных сочинениях - откровенный перевертыш и игра, сквозь которые каждый видит свои жизненные смыслы. Другое дело, что эти игры и эти аллюзии, как бы ни сетовал автор пьесы "Думайте о нас", выдают торчащие уши если не Андерсена, то, как уже было сказано, и Льюиса Кэрролла, и Евгения Шварца. Да и Булгаков проклевывается к финалу. Ведь перед нами влюбленные, которым не суждено обрести счастье ни в реальном мире Марии, ни в параллельном "дворце", где обитает королевский сын. И феи отправляют их, исключительно двоих, в некий третий мир. Ну как тут не вспомнить Мастера с Маргаритой, "заслуживших покой"? Спектакль не предназначен для детских утренников, идет по вечерам и предположительно рассчитан на старшую и взрослую аудиторию. Но у этой, если она начиталась хороших книг, могут возникнуть те самые нехорошие вопросы, которые так не приветствуются в клюевском "королевстве". Хотя, нет слов, выручает динамичная и достаточно изобретательная режиссура Владимира Богатырева. И с этой точки зрения его спектакль вполне доступен детям младшего и среднего школьного возраста. Если иных словесных игр они и не уловят, то театральной сказкой непременно увлекутся - на всякий случай. Также в рубрике:
|