Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7724) 25-31 ммарта 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЛукавая "цифра"Почему за народные шедевры нужно платить наследникам? АКТУАЛЬНАЯ ТЕМАМария ТОКМАШЕВА
Ассоциация интернет-издателей отправила в Госдуму письмо, в котором изложена непростая ситуация с защитой авторских прав в России. Существующее законодательство, по мнению авторов письма, "создает помехи всем: от Министерства культуры и Администрации Президента России до библиотек и новых медиа". Право посмотреть на "Броненосец " Авторы письма обращают внимание законодателей на практику так называемых "свободных лицензий", действующих в 52 странах мира. Такая лицензия позволяет свободно распространять произведения в культурной сфере и средствах массовых коммуникаций. "Введение в оборот свободной лицензии такого типа не требует изменений, но лишь дополнения ряда статей 4-й части Гражданского кодекса Российской Федерации", - отмечают в Ассоциации интернет-издателей и предлагают пошаговую инструкцию, как сделать произведения литературы и искусств более доступными для просвещения обычного гражданина. "Необходимо организовать справедливый и последовательный выкуп прав на все произведения на русском языке, входящие в курс средней школы, которые были созданы в советский период и права на которые до настоящего момента не перешли в общественное достояние, поскольку для этого есть все основания (по законам СССР действовали иные нормы охраны авторских прав)", - сказано в письме. По такой же схеме нужно выкупить и произведения кинематографа, созданные в советский период с государственной поддержкой. "Сейчас складывается парадоксальная ситуация. Многие произведения мирового искусства, даже созданные в 1940 - 1950-е годы, оказываются легально доступны. В то время как классика советского кино начиная с конца 1930-х годов: фильмы Довженко, Протазанова, Эйзенштейна, Донского, Ромма, Пырьева, Калатозова, Козинцева и многих других, давно уже ставшие частью нашего общего культурного наследия, - до сих пор доступны исключительно на коммерческой основе", - говорит президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский. Актуальность этой теме придают участившиеся разговоры по внедрению в библиотечную систему букридеров. И если даже у государства будет достаточно средств на техническое оснащение данного процесса, то вопрос авторских прав стоит крайне остро. "В то время, когда отдельные корпорации (например, сервис "Google Books") и некоммерческие фонды (например, "Internet Archive" или "Hathi Foundation") предоставляют бесплатный доступ к десяткам миллионов книг, фактическая неспособность наших библиотек осуществлять такую же деятельность сравнима с прекращением их работы и четко показывает траекторию утраты Россией ее культурного достояния, перспектив и возможности для инновационного развития, - отмечают авторы письма. И предлагают выход из столь непростой ситуации. - Решение этого вопроса вполне возможно за счет дополнения 4-й части Гражданского кодекса РФ положениями, регулирующими право библиотек предоставлять читателям цифровые копии произведений, охраняемые авторским правом, без получения отдельной лицензии от авторов на безвозмездной основе, точно так же, как и сейчас библиотеки имеют право предоставлять своим читателям бумажные книги". Доходы правообладателей наследства Ответ Ассоциации интернет-издателей дали руководители крупных медиакомпаний и творческих союзов - Никита Михалков, Валерий Ганичев, Карен Шахназаров, Константин Эрнст, Всеволод Богданов. Они написали уже обращение к Президенту РФ Дмитрию Медведеву с протестом против попыток "принудительной передачи в общественное достояние всех... авторских произведений, созданных в СССР и России при господдержке": "Действующее российское законодательство в сфере авторского права основано на принципах, одинаково признаваемых в законодательствах всех развитых стран мира, в частности, на недопустимости использования произведений и иных объектов интеллектуальной собственности без согласия правообладателей. Реализация предложений авторов письма будет иметь разрушительные последствия в науке, культуре, кинематографии, телевидении, других социально значимых областях и, по сути, перечеркнет ту большую работу, которая была проделана руководством государства и законодателями по развитию современных правовых основ в сфере авторского права и интеллектуальной собственности. Действительным итогом предлагаемых мер может стать ничем не ограниченная возможность коммерческого использования чужих результатов интеллектуальной деятельности". Буквально на следующий день после обращения к президенту, Союз кинематографистов объединился с Российским авторским обществом в Российский союз правообладателей, который собирается взимать авторские отчисления с производителей и импортеров чистых носителей, аудио- и видеотехники. Прежде чем приступить к сбору "налога", РСП придется получить госаккредитацию в Росохранкультуре, процедура которой состоится после того, как Правительство РФ примет постановление с перечнем техники и порядком сбора средств. Также в рубрике:
|