Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7724) 25-31 ммарта 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

История могла бы пойти по-другому

Итоги Фестиваля анимационного кино в Суздале

Светлана ХОХРЯКОВА


"Поездка к морю"

ХV Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале завершился. Помимо традиционного кинопоказа, в его рамках проходил международный конгресс "Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат". Занимал он практически весь день, конкурсную программу показывали ближе к вечеру, и залы были переполнены, так что многим приходилось сидеть на полу. Проблемы современных технологий в анимации, вопросы проката занимали куда меньшую часть аудитории. Авторское кино или же попытки такового жили своей жизнью, а вопросы индустрии - это что-то отдельное и часто не востребованное. Кроме того, наши мультипликаторы приезжают на фестиваль не только себя показать, других посмотреть, но и отдохнуть, совмещая это приятное занятие с работой. Работа эта может быть самой удивительной для непосвященного. К примеру, режиссер Мария Муат и художник Марина Курчевская бродили по заснеженному Суздалю и фотографировали снег. Впереди работа над пушкинской "Метелью", нужны разные фактуры, приходится их изучать, что называется, на пленэре. И это не значит, что фотографии непосредственно пойдут в дело, вовсе нет; все будет нарисовано, но импульсы и находки могут появиться во время таких вот рабочих прогулок. В Суздале всюду поджидают тебя самые неожиданные встречи. Ко мне, к примеру, подошел сказочный Стрелец с секирой в руках, зазывал в ресторан "на меды", при этом рассказывал о своей любви к анимации, продемонстрировал в мобильном телефоне семь серий цикла "Маша и Медведь". Вся его семья в восторге от фильма. А один из режиссеров проекта Олег Ужинов получил на фестивале за свой фильм "Следы невиданных зверей" награду "Лучший фильм для детей". Всем хорошо, и зрителю нравится, только главная героиня Маша - девчоночка уж больно злобная, способная на любую пакость. Есть о чем подумать.

"Та сторона, где ветер"

"История могла бы пойти по-другому"

Мировая анимация, мульт-блокбастеры приносят сегодня колоссальные доходы производителям. И об этом говорили в Суздале. "Алиса в стране чудес" Тима Бёртона, вышедшая на более чем 660 экранах в России, собрала только с 4 по 7 марта более 406,9 миллиона рублей (13,6 миллиона долларов). Для сравнения: "Пираты Карибского моря: на краю света" собрали 360 миллионов рублей. Лидером проката у нас стал "Ледниковый период", который посмотрели 8 миллионов зрителей, принеся 44 миллиона долларов в кассу. В то время как сборы российской анимации составили 176 миллионов долларов. Речь идет о 78 картинах, причем 80 процентов всех сборов пришлись на десять картин. К выходу "Аватара" у нас имелось 350 специализированных залов (часть из них специально переоборудовалась к этой премьере), предназначенных для стереоскопического показа. "Аватар" вышел в 1100 копиях. К "Алисе в стране чудес" количество залов подросло до 382. К появлению очередного "Шрэка" весной планируется довести этот показатель до 500. 17 марта стартовала наша "Белка и Стрелка". Предполагается, что она соберет в прокате от 5 до 10 миллионов долларов при условии мощной рекламной поддержки. Ее выход перенесли с новогодних каникул на весенние, чтобы перевести в 3D-формат (но до американского качества изображения нам пока далеко). Чтобы завоевать хоть какие-то позиции на этом рынке, нужно производить не менее 10 полнометражных анимационных картин в год.

Мультипликаторы в массе своей презирают "Аватар" и анимационные блокбастеры, радея за рукотворность. Но рукотворность часто оборачивается отнюдь не авторской мультипликацией. И дело не в технологиях, а в состоянии умов. Иной раз непонятно, во имя чего человек берется за ту или иную работу. Сказать ему нечего, самому скучно от того, что он делает, а что же в этом случае остается бедному зрителю. Более всего жалко детей. Их головы забиваются потоком кричащей и безвкусной продукции, где что-то куда-то несется, мелькает, нет никакого развития, персонажи безлики. А в одном из докладов конгресса прозвучали слова: "То, что показывается в Суздале, никакого отношения к бизнесу не имеет". Но беда в том, что к искусству тоже. Можно назвать от силы десяток лучших фильмов, по-настоящему самобытных и согретых теплом тех, кто их создавал. Вдохновляет одно: студенческие работы на сей раз оказались самыми живыми. Значит, не все еще потеряно. Выпускник ВГИКа Валерий Кожин снял очень интересную по стилю и духу шестиминутную картину "Квадратурин" по мотивам рассказа Кржижановского. Выпускник Санкт-Петербургского университета кино и телевидения Роман Казаков порадовал "Запретным тортом": как все просто и изобретательно. Светлана Подъячева сделала трогательную картину об одинокой маленькой девочке, живущей в городе, переполненном бумагой, "Посмотрите вверх" (ее работу отметила своим "Слоном" Гильдия киноведов и кинокритиков).

"Про Красную Шапочку, волка и барона Мюнхгаузена"

На фестивале вручали призы за вклад. Показали работы одного из лауреатов - художника-аниматора Марины Восканьянц, не утратившие своего тепла и души спустя годы. Куда же это все уходит сегодня? На смену светлым и трогательным героям приходят злобные персонажи, недобрые взаимоотношения, звериный оскал в буквальном смысле слова. И бедные дети все это вынуждены смотреть, многое им нравится и усваивается, что-то разрушая в психике и юных головках. История могла бы пойти по-другому. Эта фраза появлялась в прикладной анимации Владимира Пономарева - вирусных роликах для крупнейшей антивирусной компании, весьма самобытной и емкой, скреплял которую всякий раз бренд "Антивирус Касперского". Вот и Пушкин мог бы иначе прожить свою жизнь, если бы не вмешательство посторонних сил, которые сегодня грозят безопасности вашего компьютера. Работу Владимира Пономарева отметили призом в области прикладной анимации.

"Леденец" Геннадия Буто (сериал "Реанимация") - страшная сказка о мальчике, который, как сообщает нам аннотация, подсел на глючные леденцы. Талантливая работа, но от этого не легче. Увидишь такого ребеночка без глаза, сосущего леденец, и содрогнешься. Дьволиада какая-то: пластика вибрирующего, мерцающего пространства, наводненного призраками, монстриками, детским плачем, где ухо, лежащее на земле, начинает поедать куриную ножку, а на "шее" у этого уха - бабочка.

В той же "Реанимации" в трехминутном фильме "Веретено" Константина Комардина в некотором царстве-государстве повально все начинают колоться веретеном. Правда, все умрут в один день от передоза. Мораль сей басни - невозможно решить проблему, сделав вид, что ее не существует. От принцессы-то скрывали тайну, но лучше - правда, чем неведение. Сделано лихо, но и запредельно.

Стоило на экране появиться заставке "Студия продюсерского кино", как публика вздрагивала. Один опус был хлеще другого, хотя имелось и одно исключение - "Хармониум" Дмитрия Лазарева по Хармсу. Кто-то из героев занимался скрещиванием тыквы с часами, внедрял в живое неживое. Это становится и принципом работы для некоторых производителей мульттовара. Красная Шапочка создана тоже по образу и подобию гибрида тыквы с часами. Эта весьма пренеприятная девочка напевала сомнительную песенку о том, что не нужны ей папа и мама, что-то в этом роде. На руке у нее красовалась татуировка "Любимая бабушка". Далее мы узнали, что есть Красную Шапочку надо с вареньем. Другая Красная Шапочка наводила ужас на волков. Появлялась, как фантом, двоилась-троилась, трансформировалась в голову дятла. Носила она не пирожки, а сигареты папе, который жил за болотом, причем в половине первого ночи. А потом милиционер объявил ей благодарность за помощь в поимке ее папаши. Дело было ночью, в лесу, где поджидал ее доблестный страж порядка, и сдала Шапочка своего отца, объявленного в розыск. А ее бабушку волки есть не хотят, потому что она, эта старушка, как творог. В свободное время Шапочка гоняет в красном шлеме на мотоцикле. Отвязная, надо сказать, девочка. Охватывает смех, глядя на происходящее. Все это, конечно, прикольно, но выглядит странно: чего только не приходит в голову людям, и они самовыражаются как хотят.

Помимо Красной Шапочки, из фильма в фильм кочевали коты и симпатичные птахи - снегири, но чаще всего вороны, похожие на птицу от Андрея Хржановского.

В хорошем смысле старомодную и трогательную картину "Жила-была последняя мушка" по мотивам сказки Мамина-Сибиряка сделал Владимир Петкевич. Таких одухотворенных героев на экране мало. Это история о жизни мухи, которая способна чувствовать, как человек. Мушки живут короткое лето, липнут на сладкое и пиво, хмелеют и радуются каждому дню. Но их быстренько уморят хозяева дома, отправят к прадедам, лишь одной из мух повезет - ее оставят в доме на зиму. Мушке скучно и одиноко, но какое-то время она живет иллюзиями, что люди хорошие и добрые, все делают для нее. Потом наступит разочарование. А весной появится новая и молодая мушка, которой тоже предстоит пройти путь от надежд до разочарования.

Пожалуй, самые качественные и по-настоящему большие работы были показаны под финал фестиваля - "Беззаконие" Натальи Мальгиной по чеховскому "Подкидышу" и "Со вечора дождик" Валентина Ольшванга по мотивам "Русалки" Алексея Толстого. Русалок наша анимация любит не меньше, чем ворон и котов. Первая из этих картин отмечена за лучший мультипликат, а знаменитый художник и оформитель книг Игорь Олейников - дипломом за лучшее изобразительное решение (но хотелось чего-то большего для такой замечательной картины), вторая - за лучшую режиссуру, разделив награду с "Поездкой к морю" Нины Бисяриной. С большим отрывом лидировали в зрительском рейтинге (в голосовании участвуют все гости и участники фестиваля) Валентин Ольшванг, забравший 233 голоса (екатеринбургская школа, которую он представляет, в очередной раз подтвердила свой высокий класс), и Наталья Мальгина - 218. Далее шла "Поездка к морю" - 62 голоса. После показа "Беззакония" кто-то радостно крикнул: "Анимация жива!"

Жюри, состоящее исключительно из мужчин, что странно, хотя все они - достойные люди и профессионалы, сделало взвешенный выбор. Разве что удивил Гран-при, отданный одноминутной картине "Зима" Алексея Алексеева (он работает в Будапеште) из сериала "Log jam" (была еще его

одноминутка "Про бобра"), где звери собираются у пенька и играют на подручных музыкальных инструментах, какие только могут быть в лесу. Любому жюри хочется быть оригинальным, но истина дороже.

Перл перлов - "Та сторона, где ветер" Рима Шарафутдинова, нечто вроде башкирского триллера. Дикие цвета на экране, однообразная и бьющая по мозгам музыка, герои с оскалами, которые драли свои челюсти во весь экран, сражались со скелетом, производили друг над другом что-то несусветное. Следовало бы выдать "Малину" этому фильму. Правильно сделали отборщики, что включили его в конкурс. Теперь хоть профессиональное сообщество будет знать, что и "такое" у нас производится. На обсуждении один из аниматоров спросил: "Это трава или грибы?" И впрямь - галлюциногенная реальность, которая и в кошмарном сне не приснится. Но это даже не прикол. Все по-серьезному. Во время обсуждения программы одна из зрительниц спросила: "Что курили, а может быть, и что-то более сильное употребляли авторы фильмов? Веселее надо быть, ребята! Понятно, что жизнь трудная, но после ваших фильмов хочется утопиться. А некоторых режиссеров отправить к психотерапевту. Вы же для зрителя работаете. Анимация более оптимистичное искусство". Незапланированного оратора попросили удалиться. Но многие, свои же коллеги, поддержали.

В рамках санкт-петербургской программы представили работу Ирины Евтеевой "Маленькие трагедии". В конкурс ее не взяли: слишком велик хронометраж - 38 минут, и кроме того постановили: это не анимация. В то время как сама Ирина считает, что занимается анимацией. У нее своеобразная и трудоемкая технология: вначале снимает актеров, как в игровом кино, а потом все вручную прорисовывает. Давно работает именно так, успела стать обладателем "Серебряного Льва" Венецианского кинофестиваля, получила и другие награды по миру, а российские мультипликаторы своей ее так и не признали.

Валентин Ольшванг во время обсуждения своего фильма пожелал всем нежности и внимания к тем, кто рядом, ведь лучше нет ничего. И лучше государственного финансирования, по его словам, нет ничего на свете. Свой фильм про деда, выловившего Русалку и пригревшего ее на печи, он создавал три года. Работал с калькой, из слоев которой и рождались его герои. Наносил сверху масляную краску, подсвечивал при помощи маленьких зеркал. Работал дома на одном квадратном метре, все делал своими руками. Еще одна сказочная история анимации.

Также в рубрике:

КИНО

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;