Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7724) 25-31 ммарта 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноИстория могла бы пойти по-другомуИтоги Фестиваля анимационного кино в Суздале Светлана ХОХРЯКОВА
ХV Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале завершился. Помимо традиционного кинопоказа, в его рамках проходил международный конгресс "Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат". Занимал он практически весь день, конкурсную программу показывали ближе к вечеру, и залы были переполнены, так что многим приходилось сидеть на полу. Проблемы современных технологий в анимации, вопросы проката занимали куда меньшую часть аудитории. Авторское кино или же попытки такового жили своей жизнью, а вопросы индустрии - это что-то отдельное и часто не востребованное. Кроме того, наши мультипликаторы приезжают на фестиваль не только себя показать, других посмотреть, но и отдохнуть, совмещая это приятное занятие с работой. Работа эта может быть самой удивительной для непосвященного. К примеру, режиссер Мария Муат и художник Марина Курчевская бродили по заснеженному Суздалю и фотографировали снег. Впереди работа над пушкинской "Метелью", нужны разные фактуры, приходится их изучать, что называется, на пленэре. И это не значит, что фотографии непосредственно пойдут в дело, вовсе нет; все будет нарисовано, но импульсы и находки могут появиться во время таких вот рабочих прогулок. В Суздале всюду поджидают тебя самые неожиданные встречи. Ко мне, к примеру, подошел сказочный Стрелец с секирой в руках, зазывал в ресторан "на меды", при этом рассказывал о своей любви к анимации, продемонстрировал в мобильном телефоне семь серий цикла "Маша и Медведь". Вся его семья в восторге от фильма. А один из режиссеров проекта Олег Ужинов получил на фестивале за свой фильм "Следы невиданных зверей" награду "Лучший фильм для детей". Всем хорошо, и зрителю нравится, только главная героиня Маша - девчоночка уж больно злобная, способная на любую пакость. Есть о чем подумать.
Мировая анимация, мульт-блокбастеры приносят сегодня колоссальные доходы производителям. И об этом говорили в Суздале. "Алиса в стране чудес" Тима Бёртона, вышедшая на более чем 660 экранах в России, собрала только с 4 по 7 марта более 406,9 миллиона рублей (13,6 миллиона долларов). Для сравнения: "Пираты Карибского моря: на краю света" собрали 360 миллионов рублей. Лидером проката у нас стал "Ледниковый период", который посмотрели 8 миллионов зрителей, принеся 44 миллиона долларов в кассу. В то время как сборы российской анимации составили 176 миллионов долларов. Речь идет о 78 картинах, причем 80 процентов всех сборов пришлись на десять картин. К выходу "Аватара" у нас имелось 350 специализированных залов (часть из них специально переоборудовалась к этой премьере), предназначенных для стереоскопического показа. "Аватар" вышел в 1100 копиях. К "Алисе в стране чудес" количество залов подросло до 382. К появлению очередного "Шрэка" весной планируется довести этот показатель до 500. 17 марта стартовала наша "Белка и Стрелка". Предполагается, что она соберет в прокате от 5 до 10 миллионов долларов при условии мощной рекламной поддержки. Ее выход перенесли с новогодних каникул на весенние, чтобы перевести в 3D-формат (но до американского качества изображения нам пока далеко). Чтобы завоевать хоть какие-то позиции на этом рынке, нужно производить не менее 10 полнометражных анимационных картин в год. Мультипликаторы в массе своей презирают "Аватар" и анимационные блокбастеры, радея за рукотворность. Но рукотворность часто оборачивается отнюдь не авторской мультипликацией. И дело не в технологиях, а в состоянии умов. Иной раз непонятно, во имя чего человек берется за ту или иную работу. Сказать ему нечего, самому скучно от того, что он делает, а что же в этом случае остается бедному зрителю. Более всего жалко детей. Их головы забиваются потоком кричащей и безвкусной продукции, где что-то куда-то несется, мелькает, нет никакого развития, персонажи безлики. А в одном из докладов конгресса прозвучали слова: "То, что показывается в Суздале, никакого отношения к бизнесу не имеет". Но беда в том, что к искусству тоже. Можно назвать от силы десяток лучших фильмов, по-настоящему самобытных и согретых теплом тех, кто их создавал. Вдохновляет одно: студенческие работы на сей раз оказались самыми живыми. Значит, не все еще потеряно. Выпускник ВГИКа Валерий Кожин снял очень интересную по стилю и духу шестиминутную картину "Квадратурин" по мотивам рассказа Кржижановского. Выпускник Санкт-Петербургского университета кино и телевидения Роман Казаков порадовал "Запретным тортом": как все просто и изобретательно. Светлана Подъячева сделала трогательную картину об одинокой маленькой девочке, живущей в городе, переполненном бумагой, "Посмотрите вверх" (ее работу отметила своим "Слоном" Гильдия киноведов и кинокритиков).
На фестивале вручали призы за вклад. Показали работы одного из лауреатов - художника-аниматора Марины Восканьянц, не утратившие своего тепла и души спустя годы. Куда же это все уходит сегодня? На смену светлым и трогательным героям приходят злобные персонажи, недобрые взаимоотношения, звериный оскал в буквальном смысле слова. И бедные дети все это вынуждены смотреть, многое им нравится и усваивается, что-то разрушая в психике и юных головках. История могла бы пойти по-другому. Эта фраза появлялась в прикладной анимации Владимира Пономарева - вирусных роликах для крупнейшей антивирусной компании, весьма самобытной и емкой, скреплял которую всякий раз бренд "Антивирус Касперского". Вот и Пушкин мог бы иначе прожить свою жизнь, если бы не вмешательство посторонних сил, которые сегодня грозят безопасности вашего компьютера. Работу Владимира Пономарева отметили призом в области прикладной анимации. "Леденец" Геннадия Буто (сериал "Реанимация") - страшная сказка о мальчике, который, как сообщает нам аннотация, подсел на глючные леденцы. Талантливая работа, но от этого не легче. Увидишь такого ребеночка без глаза, сосущего леденец, и содрогнешься. Дьволиада какая-то: пластика вибрирующего, мерцающего пространства, наводненного призраками, монстриками, детским плачем, где ухо, лежащее на земле, начинает поедать куриную ножку, а на "шее" у этого уха - бабочка. В той же "Реанимации" в трехминутном фильме "Веретено" Константина Комардина в некотором царстве-государстве повально все начинают колоться веретеном. Правда, все умрут в один день от передоза. Мораль сей басни - невозможно решить проблему, сделав вид, что ее не существует. От принцессы-то скрывали тайну, но лучше - правда, чем неведение. Сделано лихо, но и запредельно. Стоило на экране появиться заставке "Студия продюсерского кино", как публика вздрагивала. Один опус был хлеще другого, хотя имелось и одно исключение - "Хармониум" Дмитрия Лазарева по Хармсу. Кто-то из героев занимался скрещиванием тыквы с часами, внедрял в живое неживое. Это становится и принципом работы для некоторых производителей мульттовара. Красная Шапочка создана тоже по образу и подобию гибрида тыквы с часами. Эта весьма пренеприятная девочка напевала сомнительную песенку о том, что не нужны ей папа и мама, что-то в этом роде. На руке у нее красовалась татуировка "Любимая бабушка". Далее мы узнали, что есть Красную Шапочку надо с вареньем. Другая Красная Шапочка наводила ужас на волков. Появлялась, как фантом, двоилась-троилась, трансформировалась в голову дятла. Носила она не пирожки, а сигареты папе, который жил за болотом, причем в половине первого ночи. А потом милиционер объявил ей благодарность за помощь в поимке ее папаши. Дело было ночью, в лесу, где поджидал ее доблестный страж порядка, и сдала Шапочка своего отца, объявленного в розыск. А ее бабушку волки есть не хотят, потому что она, эта старушка, как творог. В свободное время Шапочка гоняет в красном шлеме на мотоцикле. Отвязная, надо сказать, девочка. Охватывает смех, глядя на происходящее. Все это, конечно, прикольно, но выглядит странно: чего только не приходит в голову людям, и они самовыражаются как хотят. Помимо Красной Шапочки, из фильма в фильм кочевали коты и симпатичные птахи - снегири, но чаще всего вороны, похожие на птицу от Андрея Хржановского. В хорошем смысле старомодную и трогательную картину "Жила-была последняя мушка" по мотивам сказки Мамина-Сибиряка сделал Владимир Петкевич. Таких одухотворенных героев на экране мало. Это история о жизни мухи, которая способна чувствовать, как человек. Мушки живут короткое лето, липнут на сладкое и пиво, хмелеют и радуются каждому дню. Но их быстренько уморят хозяева дома, отправят к прадедам, лишь одной из мух повезет - ее оставят в доме на зиму. Мушке скучно и одиноко, но какое-то время она живет иллюзиями, что люди хорошие и добрые, все делают для нее. Потом наступит разочарование. А весной появится новая и молодая мушка, которой тоже предстоит пройти путь от надежд до разочарования. Пожалуй, самые качественные и по-настоящему большие работы были показаны под финал фестиваля - "Беззаконие" Натальи Мальгиной по чеховскому "Подкидышу" и "Со вечора дождик" Валентина Ольшванга по мотивам "Русалки" Алексея Толстого. Русалок наша анимация любит не меньше, чем ворон и котов. Первая из этих картин отмечена за лучший мультипликат, а знаменитый художник и оформитель книг Игорь Олейников - дипломом за лучшее изобразительное решение (но хотелось чего-то большего для такой замечательной картины), вторая - за лучшую режиссуру, разделив награду с "Поездкой к морю" Нины Бисяриной. С большим отрывом лидировали в зрительском рейтинге (в голосовании участвуют все гости и участники фестиваля) Валентин Ольшванг, забравший 233 голоса (екатеринбургская школа, которую он представляет, в очередной раз подтвердила свой высокий класс), и Наталья Мальгина - 218. Далее шла "Поездка к морю" - 62 голоса. После показа "Беззакония" кто-то радостно крикнул: "Анимация жива!" Жюри, состоящее исключительно из мужчин, что странно, хотя все они - достойные люди и профессионалы, сделало взвешенный выбор. Разве что удивил Гран-при, отданный одноминутной картине "Зима" Алексея Алексеева (он работает в Будапеште) из сериала "Log jam" (была еще его одноминутка "Про бобра"), где звери собираются у пенька и играют на подручных музыкальных инструментах, какие только могут быть в лесу. Любому жюри хочется быть оригинальным, но истина дороже. Перл перлов - "Та сторона, где ветер" Рима Шарафутдинова, нечто вроде башкирского триллера. Дикие цвета на экране, однообразная и бьющая по мозгам музыка, герои с оскалами, которые драли свои челюсти во весь экран, сражались со скелетом, производили друг над другом что-то несусветное. Следовало бы выдать "Малину" этому фильму. Правильно сделали отборщики, что включили его в конкурс. Теперь хоть профессиональное сообщество будет знать, что и "такое" у нас производится. На обсуждении один из аниматоров спросил: "Это трава или грибы?" И впрямь - галлюциногенная реальность, которая и в кошмарном сне не приснится. Но это даже не прикол. Все по-серьезному. Во время обсуждения программы одна из зрительниц спросила: "Что курили, а может быть, и что-то более сильное употребляли авторы фильмов? Веселее надо быть, ребята! Понятно, что жизнь трудная, но после ваших фильмов хочется утопиться. А некоторых режиссеров отправить к психотерапевту. Вы же для зрителя работаете. Анимация более оптимистичное искусство". Незапланированного оратора попросили удалиться. Но многие, свои же коллеги, поддержали. В рамках санкт-петербургской программы представили работу Ирины Евтеевой "Маленькие трагедии". В конкурс ее не взяли: слишком велик хронометраж - 38 минут, и кроме того постановили: это не анимация. В то время как сама Ирина считает, что занимается анимацией. У нее своеобразная и трудоемкая технология: вначале снимает актеров, как в игровом кино, а потом все вручную прорисовывает. Давно работает именно так, успела стать обладателем "Серебряного Льва" Венецианского кинофестиваля, получила и другие награды по миру, а российские мультипликаторы своей ее так и не признали. Валентин Ольшванг во время обсуждения своего фильма пожелал всем нежности и внимания к тем, кто рядом, ведь лучше нет ничего. И лучше государственного финансирования, по его словам, нет ничего на свете. Свой фильм про деда, выловившего Русалку и пригревшего ее на печи, он создавал три года. Работал с калькой, из слоев которой и рождались его герои. Наносил сверху масляную краску, подсвечивал при помощи маленьких зеркал. Работал дома на одном квадратном метре, все делал своими руками. Еще одна сказочная история анимации. Также в рубрике:
|