Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7724) 25-31 ммарта 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Верди и кенокластика

Выставочная жизнь в замке Сфорцеско

Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото автора
Милан - Москва


Замок Сфорцеско

Наверное, Милан является единственным городом на территории итальянского "сапожка", который может себе позволить роскошь - пускать людей в музеи совершенно бесплатно. Всем известно, что на туристах Италия зарабатывает, но только не Милан. Ломбардия и ее столица всегда была и остается деловым центром Италии, где крутятся деньги и работают мозги. Поэтому здесь, как в Лондоне, можно посмотреть на художественные сокровища, которые содержатся за счет государства и богатых донаторов, наследников все тех же миланских Сфорца и Висконти. Им достаточно того, что больше половины городских объектов носят их имя.

К бесплатным относятся все мини-музеи замка Сфорцеско - Египетский музей, Музей музыкальных инструментов, Пинакотека, Музей старинной истории и Музей прикладного искусства, переименованный недавно в Музей дизайна. Сам замок тоже своего рода музей, и в плане его принадлежности не к Средневековью, а к Ренессансу, он представляет интерес как архитектурное сооружение - светское и фортификационное одновременно. На галереи и стены замка можно подниматься и оттуда изучать красивые внутренние дворики и обозревать окрестности. Но ходят в Сфорцеско не за этим. Кроме постоянной экспозиции, которая хоть и любопытная, но достаточно монотонная, в музеи часто интегрируют разные выставки, соединяя классическую древность и авангард - он в Милане в большом почете, и по замку вместе с туристами бродят и адепты современного искусства.

К.Дзуккони. "Ancilla domini"

Главная местная ценность - последняя неоконченная работа Микеланджело, так называемая "Пьета Ронданини", которая хранится в Музее старинной истории. Микеланджело работал над ней долго, почти 11 лет (с 1555-го по 1564 год), но так и не закончил. Эта скульптура могла стать последней революцией маэстро: художник изначально делал нечто похожее на свою ватиканскую "Пьету", но вдруг передумал и начал по живому менять композицию. Согласно новому плану, у фигуры Христа должны были быть подняты руки. Однако Микеланджело умер, не успев не то чтобы закончить, но и толком приступить к переделке. В результате "Пьета Ронданини" навсегда осталась культурным мрамором, которого коснулась десница гения, а заодно вызовом молодым скульпторам, которые ходят к "Пьете Ронданини" как к священному алтарю.

Один из таких скульпторов-неофитов Кристиан Дзуккони сейчас экспонируется во дворце Сфорцеско. Выставку назвали "Кенокластическая революция". Художник придумал все сам - сверхлегкий материал для работы и название техники: кенокластика. Материал, с которым он работает - некое соединение, внешне напоминающее то ли песчаник, то ли пемзу. По свойствам напоминает чугун - на вид крепкий, но на самом деле очень хрупкий. Цикл из четырнадцати скульптур, который представлен в Музее старинной истории, называется "Via dolorosa" - дорога скорби. Естественно, Дзуккони делал подношение Микеланджело - и свои скульптуры раскидал по залам музея так, чтобы смыслово подвести зрителя к финальной "Пьете Ронданини". Молодого скульптора не интересуют классические образцы как таковые, он ваяет людей такими, как если бы их достали из помпейской лавы. Люди что-то делали, например, молились, и вдруг время остановилось, а потом спустя пару тысяч лет запущено вновь. Вот сидит ослепленный Эдип с черными глазницами, вот малышка Саломея замерла перед головой Иоанна, злосчастный Фиесп сидит за столом и ест - страшно сказать что. Подход к мифу к Дзуккони - абсолютно бытовой, ни Эдипа, ни Саломею, ни Христа он не мифологизирует. Это такие обычные люди - без идеальных точеных фигур, даже безобразные. Страдание не делает их прекрасными, как у ренессансных мастеров. У тех был облагораживающий все и вся мрамор, а современные материалы помогают показать только то, что есть на самом деле. Скорбь из пемзы, она и есть просто скорбь, облаченная к тому же в не слишком деликатную физиологию.

Случаются в Сфорцеско и отдельные выставки, не вкрапленные в исторический интерьер, их тут устраивают на галерке герцогских покоев. Выставка, которая открыта сейчас в замке, очень странная. Чтобы разобраться, что к чему, надо быть итальянцем, влюбленным в свою страну, более того, хорошо знающим итальянскую литературу или, по крайней мере, уважать Джузеппе Верди. В общем, выставка посвящена теме благородных дам, волею судеб оказавшихся запертыми в монастыре. Это общая идея, а, в частности, экспозиция вращается вокруг Марианны де Лейвы, реально жившей в Милане женщины, которая впоследствии стала прототипом Гертруды - персонажа главного итальянского романа "Обрученные" Алессандро Мандзони. Это правда, что его уже не проходят в курсах зарубежной литературы XIX века почти нигде в мире, кроме Италии, разумеется. Но что творилось когда-то... Джузеппе Верди, страстный поклонник и романа, и Мандзони лично, написал на его смерть свой великий "Реквием". Хотя напрямую Верди не использовал сюжет "Обрученных", но все равно роман был для композитора Библией, мерилом добра и зла, энциклопедией человеческой жизни. Когда Мандзони откопал эту историю о запертой в монастырь "грешнице" и романизировал ее, сюжет стал популярным и у художников. Синьору ди Монца (Гертруда или Марианна, не важно) писали множество раз. На выставку в Сфорцеско собрали полное досье Гертруды: материалы из миланских архивов, включая автографы Марианны, прижизненные экземпляры издания романа Мандзони, полную иконографию сюжета - немаленькую, кстати, костюмы к театральным постановкам "Обрученных". Саму Марианну де Лейву кураторы уподобили другим "страдалицам" по воле церкви - Лукреции Борджиа, Анне Болейн и другим. Параллели проводили еще художники XIX века, подверстывая под историю Гертруды более широкий исторический контекст. Картины открывают выставку.

Пожилые синьоры бродят по залам этой выставки, полные меланхолии и ностальгии. С одной стороны, они вспоминают школу и роман Мандзони, которым зачитывались, а теперь не могут своих внуков заставить даже в пересказе прочитать занудный роман, а с другой стороны, они преисполнены гордости, шагая по мостовой своей родной истории и литературы: вот герцоги Сфорца построили замок, который стал открытым музеем, вот несчастная Марианна, а вот Гертруда, а в двадцати минутах ходьбы - Ла Скала, где регулярно звучит их любимый "Реквием" Верди. Ведь не так часто персонажи истории реально оживают.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

КРАСКИ МИРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;