Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7724) 25-31 ммарта 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираВерди и кенокластикаВыставочная жизнь в замке Сфорцеско Екатерина БЕЛЯЕВА
Наверное, Милан является единственным городом на территории итальянского "сапожка", который может себе позволить роскошь - пускать людей в музеи совершенно бесплатно. Всем известно, что на туристах Италия зарабатывает, но только не Милан. Ломбардия и ее столица всегда была и остается деловым центром Италии, где крутятся деньги и работают мозги. Поэтому здесь, как в Лондоне, можно посмотреть на художественные сокровища, которые содержатся за счет государства и богатых донаторов, наследников все тех же миланских Сфорца и Висконти. Им достаточно того, что больше половины городских объектов носят их имя. К бесплатным относятся все мини-музеи замка Сфорцеско - Египетский музей, Музей музыкальных инструментов, Пинакотека, Музей старинной истории и Музей прикладного искусства, переименованный недавно в Музей дизайна. Сам замок тоже своего рода музей, и в плане его принадлежности не к Средневековью, а к Ренессансу, он представляет интерес как архитектурное сооружение - светское и фортификационное одновременно. На галереи и стены замка можно подниматься и оттуда изучать красивые внутренние дворики и обозревать окрестности. Но ходят в Сфорцеско не за этим. Кроме постоянной экспозиции, которая хоть и любопытная, но достаточно монотонная, в музеи часто интегрируют разные выставки, соединяя классическую древность и авангард - он в Милане в большом почете, и по замку вместе с туристами бродят и адепты современного искусства.
Главная местная ценность - последняя неоконченная работа Микеланджело, так называемая "Пьета Ронданини", которая хранится в Музее старинной истории. Микеланджело работал над ней долго, почти 11 лет (с 1555-го по 1564 год), но так и не закончил. Эта скульптура могла стать последней революцией маэстро: художник изначально делал нечто похожее на свою ватиканскую "Пьету", но вдруг передумал и начал по живому менять композицию. Согласно новому плану, у фигуры Христа должны были быть подняты руки. Однако Микеланджело умер, не успев не то чтобы закончить, но и толком приступить к переделке. В результате "Пьета Ронданини" навсегда осталась культурным мрамором, которого коснулась десница гения, а заодно вызовом молодым скульпторам, которые ходят к "Пьете Ронданини" как к священному алтарю. Один из таких скульпторов-неофитов Кристиан Дзуккони сейчас экспонируется во дворце Сфорцеско. Выставку назвали "Кенокластическая революция". Художник придумал все сам - сверхлегкий материал для работы и название техники: кенокластика. Материал, с которым он работает - некое соединение, внешне напоминающее то ли песчаник, то ли пемзу. По свойствам напоминает чугун - на вид крепкий, но на самом деле очень хрупкий. Цикл из четырнадцати скульптур, который представлен в Музее старинной истории, называется "Via dolorosa" - дорога скорби. Естественно, Дзуккони делал подношение Микеланджело - и свои скульптуры раскидал по залам музея так, чтобы смыслово подвести зрителя к финальной "Пьете Ронданини". Молодого скульптора не интересуют классические образцы как таковые, он ваяет людей такими, как если бы их достали из помпейской лавы. Люди что-то делали, например, молились, и вдруг время остановилось, а потом спустя пару тысяч лет запущено вновь. Вот сидит ослепленный Эдип с черными глазницами, вот малышка Саломея замерла перед головой Иоанна, злосчастный Фиесп сидит за столом и ест - страшно сказать что. Подход к мифу к Дзуккони - абсолютно бытовой, ни Эдипа, ни Саломею, ни Христа он не мифологизирует. Это такие обычные люди - без идеальных точеных фигур, даже безобразные. Страдание не делает их прекрасными, как у ренессансных мастеров. У тех был облагораживающий все и вся мрамор, а современные материалы помогают показать только то, что есть на самом деле. Скорбь из пемзы, она и есть просто скорбь, облаченная к тому же в не слишком деликатную физиологию. Случаются в Сфорцеско и отдельные выставки, не вкрапленные в исторический интерьер, их тут устраивают на галерке герцогских покоев. Выставка, которая открыта сейчас в замке, очень странная. Чтобы разобраться, что к чему, надо быть итальянцем, влюбленным в свою страну, более того, хорошо знающим итальянскую литературу или, по крайней мере, уважать Джузеппе Верди. В общем, выставка посвящена теме благородных дам, волею судеб оказавшихся запертыми в монастыре. Это общая идея, а, в частности, экспозиция вращается вокруг Марианны де Лейвы, реально жившей в Милане женщины, которая впоследствии стала прототипом Гертруды - персонажа главного итальянского романа "Обрученные" Алессандро Мандзони. Это правда, что его уже не проходят в курсах зарубежной литературы XIX века почти нигде в мире, кроме Италии, разумеется. Но что творилось когда-то... Джузеппе Верди, страстный поклонник и романа, и Мандзони лично, написал на его смерть свой великий "Реквием". Хотя напрямую Верди не использовал сюжет "Обрученных", но все равно роман был для композитора Библией, мерилом добра и зла, энциклопедией человеческой жизни. Когда Мандзони откопал эту историю о запертой в монастырь "грешнице" и романизировал ее, сюжет стал популярным и у художников. Синьору ди Монца (Гертруда или Марианна, не важно) писали множество раз. На выставку в Сфорцеско собрали полное досье Гертруды: материалы из миланских архивов, включая автографы Марианны, прижизненные экземпляры издания романа Мандзони, полную иконографию сюжета - немаленькую, кстати, костюмы к театральным постановкам "Обрученных". Саму Марианну де Лейву кураторы уподобили другим "страдалицам" по воле церкви - Лукреции Борджиа, Анне Болейн и другим. Параллели проводили еще художники XIX века, подверстывая под историю Гертруды более широкий исторический контекст. Картины открывают выставку. Пожилые синьоры бродят по залам этой выставки, полные меланхолии и ностальгии. С одной стороны, они вспоминают школу и роман Мандзони, которым зачитывались, а теперь не могут своих внуков заставить даже в пересказе прочитать занудный роман, а с другой стороны, они преисполнены гордости, шагая по мостовой своей родной истории и литературы: вот герцоги Сфорца построили замок, который стал открытым музеем, вот несчастная Марианна, а вот Гертруда, а в двадцати минутах ходьбы - Ла Скала, где регулярно звучит их любимый "Реквием" Верди. Ведь не так часто персонажи истории реально оживают. Также в рубрике:
|