Охота на все
Открылась "Фотобиеннале-2010"
Александр ПАНОВ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО
 |
А.Картье-Брессон. "Ипподром рядом с Дублином". Ирландия, 1955 г. |
В восьмой раз в столице стартовал Международный месяц фотографии - любимое детище музея "Московский Дом фотографии" и его директора Ольги Свибловой. Первым еще в начале марта "отстрелялся" Государственный музей современного искусства Российской Академии художеств, представивший в качестве аперитива три симпатичные, но весьма необязательные к просмотру выставки из Франции, Швеции и Чехии. А официальное открытие "Фотобиеннале-2010" состоялось ровно неделю назад в ЦВЗ "Манеж", подвальные пространства которого полностью отданы под восемь проектов, - и тут в ход пошла главным образом тяжелая артиллерия. От канонады раскалывается голова, так что пока хочется поделиться самыми первыми хаотичными (хаос - это вообще-то ноу-хау самой Свибловой) впечатлениями от главного вернисажа. Тем более что основной выставочный марафон еще впереди, и наша газета будет стараться откликаться на самые интересные экспозиции, в том числе, например, на гигантскую отлично сделанную ретроспективу россиянина Андрея Безукладникова, уже открывшуюся в том же "Манеже". Но ниже речь - о нескольких западных звездах на Манежной площади, дом 1.
 |
Эмблемой экспозиции в "Манеже" стала машина фирмы-спонсора |
Если говорить, как и было обещано, о первых впечатлениях, то для меня это гигантская очередь в кассу "Манежа" на выходных. Столпотворение гостей (главным образом неприглашенных) на вернисаже - для "Фотобиеннале" дело теперь привычное, а вот змеевидная толпа в предбаннике, состоящая из людей, готовых выложить три сотни кровных рублей в свободное от работы время за приобщение к тому, что до появления Ольги Свибловой и искусством у нас не считалось, означает бесповоротную верификацию, то есть подтверждение истинности и жизнеспособности, самой идеи Месяца фотографии. Правда, за полтора десятилетия (страшно сказать и вспомнить для себя самого, что фестиваль, проходящий раз в два года, ныне организован в восьмой раз!) и русского попугая можно научить с грассированием пафосно выкрикивать "Cartier-Bresson".
Выставка Анри Картье-Брессона "Фотограф", подготовленная при поддержке "MasterCard" в качестве куратора легендарным пропагандистом фотоискусства, издателем карманной серии книжек-антологий в мягкой обложке "Photo Poche" Робером Дельпиром (ему посвящен демонстрируемый в "Манеже" документальный фильм "Человек, показывающий картинки" не менее легендарной теперь Сары Мун, беседу с которой читайте в следующем номере), вынесена куда-то на задворки "Манежа". Картье-Брессон, которого у нас как коммуниста без партбилета показывали неоднократно даже при советской власти, теоретически сенсацией не является. Но качество всех снимков одного из основателей в 1947-м агентства "Magnum Photos" ("Магнум Фото" и предоставил большую часть тиражных работ классика, умершего в 2004-м), в котором он стал "хранителем огня", по выражению коллеги Эллиотта Эрвитта, работы которого можно увидеть в соседнем отсеке, настолько не поддается классификации по категориям "плохо - хорошо", что всякий его показ, тем более скомпонованный с таким знанием бесконечного материала, становится событием по определению. Экспозицией Картье-Брессона и было бы глупо, тупо и нелепо открывать подвалы главной выставки
 |
А.Картье-Брессон. "Петропавловская крепость, Ленинград". СССР, 1973 г. |
"Фотобиеннале". Это - изысканный десерт, где вуайеристы в Брюсселе соседствуют с жертвами фашизма в лагере смерти Дессау, где счастливый евнух-крошка императорского двора последней династии в Пекине рифмуется собственной радостью с французскими пышными обывателями, проводящими воскресенье на берегу реки Марны. Вот есть что-то из "советской" серии: в очередной приезд в СССР в 1973-м Картье-Брессон на пляже у Петропавловской крепости снимает какого-то "моржа", загорающего у равелина в трусах, похожих на вызывающие стринги, рядом с проходящими в серьезной одежде (весна еще не начиналась) очень серьезными персонажами. Этот "решающий момент" (любимый термин Картье-Брессона, характеризующий его эстетику "фотофакта", как сказали бы теоретики советского фотоавангарда), переходящий в "незаметный сюрреализм" (это уже американские музейщики по поводу его искусства), вырос из опыта путешествия в 1931-м на Берег Слоновой Кости, бывший тогда французской колонией. Там наш герой в пору молодости добывал средства на жизнь охотой и продажей дичи местному населению, чуть не померев от лихорадки. Потом стал классиком. Но глаз охотника остался навсегда. Картье-Брессон всегда считал себя всего лишь "фотодокументалистом", выбирая ракурс и момент, но никогда не используя постановку и технические добавки. Даже камеру обклеивал черным скотчем, чтобы не привлекать внимание. Только оптика засевшего в засаде стрелка.
 |
На выставке П.Линдберга "Кино" |
И это зрение, жадно охочее до всего движущегося или статичного, он передал второй жене Мартине Франк, чья выставка под тем же названием "Фотограф" (организована при поддержке ОАО "Новатэк") соседствует с ретроспективой мужа, тоже где-то в финале общей экспозиции "Манежа". У вдовы главным образом - чистая лирика. Основные образы - бессвязные пейзажи, сделанные ради удовольствия во время путешествия по Китаю и вдохновленные буддистским мировоззрением, а также документация закулисной жизни парижского "Театр дю Солей" Ариан Мнушкин (репетиции, костюмеры, гримеры, свет - что-то изысканно черно-белое, что-то в цвете). Она и знаменитостей вроде Шагала и Сартра снимает с такой же отстраненностью, как скульптуру в храмовом саду Киото, ставшую одним из плакатных образов на фасаде "Манежа" - что попало в кадр, то пропало. Если Картье-Брессон собирал свидетельства охотничьих достижений (подстрелил - и вещественным доказательством, пробивающим до костей, "пунктумом", как писал Ролан Барт, по "Магнуму"), то Франк сразу ориентируется на лавку древностей, на стационарный тихий музей. Но для добывания замерших в вечности реликвий тоже требуется острый глаз. И школа "Магнум Фото".
 |
М.Франк. "Эрхард Штифель, дизайнер масок в "Театре дю Солей". 1981 г. |
Которую не прошел (к счастью?) гений мира моды, живущий между Америкой и Францией поэт гламура Питер Линдберг, выставками которого - "Вторжение" и "Кино" (два проекта на основе собрания автора, показанные в Москве при поддержке "Volkswagen", для меня остались слипшимися в одну беспробудную красоту) - открывается экспозиция в "Манеже". Линдберг - суперзвезда, лет десять назад удостоившийся ретроспективы даже в ГМИИ имени А.С.Пушкина. Он не охотится за звездами - они сами падают ему в руки. Творческую биографию его можно читать как порножурнал: "1988-й - снял голую Наоми Кэмпбелл в браслетах", "1990-й - снял голую Хелену Кристенсен с сигаретой", "1996-й - снял моделей (можно не буду всех перечислять? - А.П.) топлес", "2002-й - снял Миллу Йовович в купальнике"... Одна радость - на выставке последнюю можно увидеть и без купальника, так что художник и модель движутся в позитивном направлении. Нет, хороши Изабель Юппер, схватившаяся за голову перед объективом мэтра, и нога Катрин Денев с педикюром (это, вероятно, все, что она решилась оголить). И зритель, простоявший в бесконечной очереди, начинает первым делом фотографироваться перед этими портретами-фресками, напечатанными с совершенством фотообоев. Но Линдберг - не охотник, а браконьер. Нужно пройти этот незаконный зверинец, чтобы понять, что охотник - это искусство и призвание. А убивать камерой можно все, что бежит или стоит перед твоим объективом. Но как?
Это главный вопрос, который задали первые выставки "Фотобиеннале". Продолжения следуют.