Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7727) 15-21 апреля 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

ТОМАС ОСТЕРМАЙЕР: Играйте без мхатовских пауз

Татьяна СМИРНОВА-БОДЯНСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Т.Остермайер

Завершилась серия мастер-классов известного немецкого режиссера Томаса Остермайера. Художественный руководитель легендарного Театра "Шаубюне" целую неделю работал с актерско-режиссерским курсом Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТа. Материалом для работы Томас ОСТЕРМАЙЕР выбрал шекспировского "Гамлета". В течение недели студенты показывали отрывки, ими же поставленные. Основное внимание режиссер уделил сцене появления призрака, сцене Гамлета и Офелии, и хрестоматийному монологу "Быть или не быть?" Все эти три узловых пункта пьесы были настолько разнообразно представлены студентами, что руководитель "Шаубюне" с жаром включился в работу. "Вы хотите сейчас поработать над этой сценой?" - некоторые счастливчики услышали эти слова в свой адрес. И Остермайер вдумчиво и кропотливо работал со студентами как с актерами своего театра, которым предстоит важная премьера. Его репетиции можно, пожалуй, сравнить с работой дирижера над идеальным звучанием оркестра. Ему особенно важны темп, постепенные crescendo, сыгранность, слаженность ансамбля.

- Как вы пришли к решению провести мастер-класс с русскими студентами ?

- Это не было сложным решением. Когда я был в Перми на Фестивале "Территория", состоялась встреча с русскими студентами-актерами, с которыми я работал в течение одного дня. Я был очень впечатлен их энергией, желанием работать, их восприимчивостью.

- Вы как представитель европейского театра видите ли явные различия современной немецкой и русской режиссерских школ ?

- Знаете, сложно сказать. Собственно, я немного поражен... в хорошем смысле. Ваших ребят отличает то, что они все очень игровые, обладают фантазией, пробуют разные сумасшедшие вещи. У них очень интересное мышление.

- Сегодня в России театроведы сетуют на тенденцию "развербализации" театра. Слово как таковое утрачивает свой вес, уступая первенство театру, основанному на визуальных средствах выразительности. Чувствуете ли вы что-то подобное в Германии, и если да, то не видите ли вы в этом опасности, например, для "Шаубюне" ?

- Да, пожалуй. Хотя явление это довольно старое. Я думаю, это началось с Пины Бауш. Огромное обаяние кроется в соединении драматического театра с театром танца.

Я не так догматичен. Все возможно! Ведь и раньше так было! Мы, представители вербального театра, можем учиться у хореографов. Есть другая тенденция - документализация театра. Режиссеры практикуют приглашение на репетиции "экспертов" из повседневной жизни, реальных лиц, например, румынского водителя или политика из CDU (христианской демократической партии). А девушка, подвергшаяся сексуальным домогательствам, может просто рассказывать со сцены о том, что с ней случилось, и все будут это слушать. Таким образом, идея актера оказывается потерянной. А что касается текстов для театра, то они перестают быть литературой как таковой.

Фолькер Леш поставил в "Шаубюне" спектакль, где занял хор настоящих заключенных, которых по утрам к 11часам приходилось возвращать обратно в тюрьму. У каждого заключенного взяли интервью, где он рассказывал о себе, и распределили эти "роли" так, чтобы каждый говорил о другом, и никогда - о себе. Вообще, драматический театр всегда ищет ответ на вопрос: кто он, другой человек? Только в драматической ситуации, при условии драматического конфликта мы можем понять, кто есть кто. Театр и занимается этим исследованием.

- Успели ли вы что-то посмотреть в Москве ?

- Да, я видел "Киже" и "Трехгрошовую оперу" в постановке Кирилла Серебренникова. Я думаю, спектакль по Брехту очень конкретно показывает российскую действительность. До мельчайших деталей костюмов. Передо мной были будто персонажи из московского метро. А фигура Мекки-ножа отражает эту чистую диалектику современного российского общества, когда важнее симпатия к герою, чем идея справедливости. Для России это очень типично, как мне кажется.

- Видели ли вы что-то в других театрах ?

- Нет. Да я не очень-то люблю говорить о других театрах. Знаете, журналисты всегда меня спрашивают, что я думаю о том или об этом. Но я в жизни не скажу ничего плохого про другой театр.

- Планируете ли вы дальше сотрудничать с МХТ ?

- Да, как следующий шаг, я собираюсь показать здесь своего "Гамлета".

- А как насчет того, чтобы поставить что-нибудь с артистами Художественного театра ?

- Я не знаю. По крайней мере пока.

Не уходя в долгие рассуждения, он призывает студентов пробовать еще и еще раз. В его работе - азарт поиска, пробы, эксперимента. Но обязательное требование - теснейшая связь с реальной жизнью. В режиссерских отрывках для Остермайера особенно важен эмпирический опыт, который человек испытал сам. А опыт "метафизический" режиссер советует поискать в музыке и в... собственных снах.

Главная черта талантливого актера, по мнению Остермайера, - обладание абсолютной проводимостью режиссерского замысла. На своих репетициях он практически не дает актерам возможности порассуждать: "Играй, играй! Сейчас!" Он будто стремится таким образом сократить эту дистанцию от замысла режиссера до его воплощения.

Остермайер тщательно разбирает с актерами структуру текста, работает над смысловым оттенком слова. Играет с этими оттенками, по-разному соотнося текст пьесы с индивидуальностью актера.

Монолог датского принца, показанный одной из студенток, настолько заинтересовывает немецкого режиссера, что тот вскакивает со своего места и вдохновенно показывает, как следует вести себя на грани самоубийства.

Остермайер: "Почему вы делаете такие паузы? Играйте без пауз! Вы должны постоянно играть. Все время".

Студенты: "Так МХАТ же!"

Остермайер: "Не верю!"

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;