Режиссура уродует человека
КНИГИ
Светлана ХОХРЯКОВА
 |
Лопушанский К. "Диалоги о кино", СПб: Алетейя, ТО "Ступени", 2010. |
Cначала в Москве в НИИ киноискусства, а потом и на кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине прошли презентации книги Константина Лопушанского "Диалоги о кино". Чем занимаются кинорежиссеры в период вынужденного простоя? Кто-то даже ремонтом квартир и частным извозом, а кто-то, как Лопушанский, выпускает книги. "Диалоги о кино" - собрание интервью, появившихся на страницах газет и журналов в период с 1986-го по 2008 год. Примечательно, что открывает книгу текст, напечатанный в свое время на страницах нашей газеты, тогда еще "Советской культуры". Казалось бы, затея не самая благодатная, как и издание одним автором своих ранее вышедших статей. Но чтение давних и недавних интервью оказалось делом любопытным, тем более что тексты эти не сиюминутны, и разговор идет о таких вещах, которые всуе и не стоит поминать. Формально интервью привязаны к выходу той или иной картины Константина Лопушанского: "Письмам мертвого человека", "Посетителю музея", "Русской симфонии", "Концу века", "Гадким лебедям", но речь идет не только об этих картинах, а о самой сути искусства, естественно, об Апокалипсисе, поскольку имя Лопушанского, кажется, навечно срослось с этим понятием, о религии. В отдельный раздел включены диалоги с философами и поэтом, тут и воспоминания самого Константина Сергеевича о Высших режиссерских курсах, где он учился у Эмиля Лотяну, о Тарковском, у которого проходил университеты на съемочной площадке, о Ролане Быкове, с которым работал, будучи начинающим режиссером. Текст по заказу Британского института кино Константин Лопушанский написал для энциклопедии "Один день жизни мирового кино", куда в итоге вошли записки самых заметных кинорежиссеров мира - от Мартина Скорсезе, Вима Вендерса до Чана Кайге и Иштвана Сабо. Тут высказаны самые парадоксальные вещи, начиная со снов, которые не запоминаются, заканчивая готовностью снимать кино для кошек, забросив "к чертям собачьим весь этот кинематограф для человеков", на который ушли годы.
Дело не в том, что автор "Диалогов о кино" хочет забросить свою профессию и писать книги, теоретизировать на темы искусства. Просто в условиях, когда, по его словам, перекрыли кислород, когда кинематографисты приговорены, приходится делать то, что можно. Лопушанский преподает в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, его мастерские - одни из лучших. Заняться есть чем. Когда пишешь книги, рассуждает Константин Сергеевич, тебя, конечно, сопровождает некое горение, но оно иного свойства, нежели тогда, когда пишешь сценарий или приступаешь к съемкам. Но со стороны это вполне сопоставимые затраты, и об исторической усталости культуры и русском характере главный герой книги рассуждает с той же страстью, с какой работает на съемочной площадке. Вот только некоторые цитаты: "Каждая эпоха рождает ощущение неправильного пути человечества", "Я сторонник тотального авторского кино и исповедую его", "Каково общество - таков и экран, и соответственно, каков экран - таково и общество", "Нам были открыты двери к свободе, а туда хлынули какие-то чудовищные хари", "Меня другое волнует, когда я показываю в своих фильмах зло - преумножаю ли я его присутствие в мире?"
На презентации книги разговор пошел дальше, углубился в те сферы, которые были затронуты и в ряде интервью. Да, творческие профессии могут уничтожить личность. На этот счет у Константина Лопушанского свое мнение. Они опасны для личности. Об этом мало кто говорит. Режиссура уродует человека. Только высокодуховный человек в состоянии выдержать этот прессинг. Актерская профессия да и кинокритика тоже таят в себе такого рода подводные камни. Они давят на психику, способствуют ее изменениям. Надо учить способам защиты. Но как? Предупреждать молодых людей, идущих в творческие профессии, о мине замедленного действия, заложенной в них. Говорят же спортсменам, что прыжки с шестом очень опасны. И надо научить их прыгать так, чтобы они не разбили головы. Лопушанский говорил о падении этической планки в профессии, что режиссура становится бандитской профессией, все больше проявляется в ней холуйство. Среднее поколение раскрылось своеобразно: кто платит деньги, того и обслуживают. Хотите патриотическое кино - будет вам патриотическое, только платите, как и за любое другое.
Константин Лопушанский уверен в том, что время такое, какое мы заслужили. Надо только понять, почему оно стало таким. А разговоры о том, что раньше было лучше, все это бред. Традиция противостояния в нашей стране сильна. Умели же противостоять прошлые поколения пошлости, режиму. И коммерческому безумию, наверное, можно сегодня дать отпор. Просто формы еще не найдены. Может, это нам испытание такое дано, и художник должен доказать, что его тоненький росточек чего-то да стоит, сможет пробиться сквозь каменистую почву. Но жизнь кончается гораздо быстрее, чем происходят перемены в кино. Особенно, когда раз в пять лет снимаешь по фильму. Если так и дальше пойдет: будем говорить, а не снимать.