Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17 (7730) 13-19 мая 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Наш бес - бег

Мировая премьера в Театре Бориса Покровского

Георгий ОСИПОВ
Фото Игоря ЗАХАРКИНА


Сцена из спектакля

Именно так: как-то рука не поднимается написать новое, "правильное" название Камерного музыкального театра - имени Покровского, - завершающего первый сезон без своего основателя. И дело даже не в том, что портреты мэтра в театре на каждом шагу, не только в том, что к исполняющемуся через два года 100-летию великого режиссера театр постепенно восстанавливает лучшие его спектакли - "Дон Жуан", "Похождения повесы" и другие. Покровский - по-прежнему со своим любимым детищем, и лучше всего сей факт подтверждает то, что мы видим на сцене.

Дерзну предположить, что, создавая пьесу "Бег", ее автор не мог не думать о том, что со временем она может превратиться в оперу. Оперный жанр, как известно, Булгаков очень любил, "отсветы" любимых им "Аиды" и "Фауста" лежат на многих его произведениях. И не только их. В той или иной степени музыкой пронизан каждый из восьми снов "Бега", почти к каждому из них автором предпослан музыкальный эпиграф. Пьесе, как известно, при жизни не везло - "отец народов" припечатал ее как "типично антисоветское" явление. Зато и автору, и его творению повезло встретить в лице композитора Николая Сидельникова истинно родственную душу. То, что на музыку положен практически весь текст пьесы, почти без купюр, говорит о многом. Доходило до курьезов: когда либретто посылалось владельцу авторских прав на пьесу, тот недоуменно вопросил: "Зачем вы мне текст пьесы прислали, я его и так знаю!"

Понятно, что постановка оперы в таком виде, в каком ее написал автор, все восемь снов в два вечера, с огромным, почти что вагнеровским оркестром, сегодня мало какому из театров под силу. Именно поэтому она и увидела, как принято говорить, свет рампы только через четверть века после своего создания. Конечно, для постановки в маленьком зальчике театра на Никольской ученику Сидельникова Кириллу Уманскому пришлось и сократить оперу до одновечернего варианта, и создать "уменьшенный", камерный вариант партитуры. И, возможно, самая большая заслуга дирижера-постановщика спектакля Владимира Агронского в том, что он сохранил всю богатейшую оркестровую палитру автора, и зритель не особо искушенный вполне может решить, что "Бег" идет именно в таком виде, в каком он написан Сидельниковым. И истинному гурмэ от музыки в "Беге" есть чем полакомиться - в партитуре присутствуют и булгаковские музыкальные эпиграфы, и цитаты из классических опер (в частности, из "Пиковой дамы"). И, натурально, многочисленные аллюзии: "годуновские" видения Хлудова, пламенный монолог-признание Чарноты (читай: самого Булгакова) в любви к Киеву невольно "отсылает" к прокофьевской арии Кутузова, а финал - своеобразное музыкальное приношение Джорджу Гершвину - к финальному ансамблю из "Порги и Бесс". Хотя венчающая его заключительная пантомима с продолжительным спортивным бегом показалась если и не излишней, то чересчур "лобовой".

Сам же спектакль - явно не для любителей легких и изящных оперных зрелищ. "Медленна лет арба, наш бог - бег", - писал когда-то поэт-горлан, современник Булгакова. Здесь бег - целиком от лукавого, в самых различных обличьях - от апокалиптических видений до мелкой бесовщины, и главный лейтмотив действия, в строгом соответствии с эпиграфом ко всей пьесе - отчаянные, напрасные поиски всеми героями покоя хоть где-нибудь. "Он заслужил покой", - писал Булгаков о своем любимом герое (и о себе самом). А вот у героев оперы "Бег" - ну никак не получается.

Именно в этом духе решен спектакль режиссером-постановщиком Ольгой Ивановой и балетмейстером Алексеем Ищуком. Постановщики не раз говорили о пяти главных действующих лицах спектакля - двух генералах, Голубкове, Серафиме и Люське. На самом же деле их гораздо больше, и вполне в уровень с ними созданная Ищуком поразительнейшая по выразительности и пластике, вездесущая массовка. Не зря тут же вспоминаются пушкинские бесы - "сколько их, куда их гонят?" Дьявольская масса, этакая холодная серая лава, то вяжет по рукам и ногам главных героев, таща их неведомо куда, то выплевывает из неведомых глубин тараканьего царя Артура Артуровича и ему подобных, то крутится под ногами у героев серой недотыкомкой, то оборачивается - в сцене игры - обольстительными ведьмами. "Словом, ад!" - как написал в другом своем произведении автор пьесы.

Театром подготовлено к премьере три состава исполнителей, но мне, к сожалению, довелось увидеть только один. Тот, который постановщики называют молодежным и в котором лучше всего видны завтрашние лица, завтрашнее поколение Камерного музыкального. Было бы, конечно, преувеличением сказать, что с первого, так сказать, предъявления у них получается в столь сложном спектакле абсолютно все. Например, несомненно, талантливый Максим Палий в роли Хлудова и вокально почти безупречен, и весьма органичен сценически. Но искры, точнее, жуткого, запрятанного где-то глубоко огня, который жжет Хлудова чем дальше, тем страшнее, пока что в его исполнении не чувствуется. Поначалу откровенно разочаровывал и Игорь Вялых в роли Голубкова - уж больно шаржированным интеллигентиком-слюнтяем кажется в дебюте оперы его герой. Тем удивительнее его превращение к финалу из тенора в героя (как сказал бы самый знаменитый житель Байройта), вполне достойного своей возлюбленной. Екатерина Большакова в роли Серафимы вполне соответствует своему имени, и сценической повадкой, и вокалом кажется единственной светлой и крестной силой, не поддающейся, более того - успешно противостоящей разгулу бесовщины, иной раз нет-нет, а кружащей остальных героев оперы.

Редкостно хорош, колоритен, по-южнорусски смачен Григорий Лукьянович Чарнота в исполнении Романа Шевчука. Хотя, кажется, такую роль, как генерал Чарнота, "испортить" просто невозможно. Под стать ему и его подруга Люська - замечательно сыгранный и спетый Александрой Мартыновой вечный тип русской ППЖ, походно-полевой жены. На первый взгляд и слух - вроде бы типичное "стервозное сопрано", а поди ж ты - в финале почему-то больше всего жалеешь не влюбленную парочку с измаявшимся Хлудовым, а ее, простую русскую бабу (только вот последняя, знаменитая фраза "Чарнота, купи себе штаны!" у исполнительницы чуточку "повисает"), оставшуюся в "проклятом Париже" со "старым новым русским" Корзухиным. Вообще, Корзухин в исполнении Борислава Молчанова - одна из подлинных "жемчужинок" спектакля. Это какой-то вечно пляшущий гуттаперчевый бесенок, подвизгивающий сипловатым тенорком, скачущий Передонов, окончательно опустившийся князек тьмы, пародия на пародию - привет прокофьевскому же Мефистофелю из "Огненного ангела".

Очень радует и то, что достойно показывает себя в спектакле в эпизодических, но отнюдь не маленьких ролях "старая гвардия" Камерного театра: Александр Пекелис - тараканий царь (вот уж кто настоящий черт-искуситель); Борис Тархов - начальник станции, типичный "маленький человек", закруженный вихрями и снами русской смуты; Ирина Пьянова - острохарактерная травестийная роль мальчишки-грека, замечательный тип пройдохи, не теряющегося ни в каких передрягах.

Долгожданная мировая премьера, наконец, состоялась - вот уж истинно, лучше поздно... Но сколько еще ждать явления на сцене полного варианта оперы? Впрочем, это вопрос уже не к "дому Покровского"...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;