Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 17 (7730) 13-19 мая 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираНИЛ ШИКОФФ: Я люблю конфликтных персонажейЕкатерина БЕЛЯЕВА
Когда Владимиру Кехману вопреки всем исландским вулканам удалось привезти в Санкт-Петербург легендарного Нила ШИКОФФА - на одно-единственное представление "Иудейки" в Михайловском театре, стало понятно, почему именно "Иудейку" директор так настойчиво хотел включить в репертуар и пригласил на постановку солидных зарубежных людей, а не отдал ее в руки местных умельцев. Шикофф приезжал в Питер всего на два дня: накануне у него была премьера "Иудейки" в Тель-Авивской Опере, а после - спектакли в Вене. И все время певец провел на репетициях с режиссером, который приезжал в театр, чтобы ввести в постановку именитого исполнителя. С Нилом Шикоффым удалось встретиться в небольшом перерыве между актами во время репетиции и задать ему несколько вопросов. - Говорят, что в жизни каждого человека наступает момент, когда он оборачивается назад и "собирает камни". Ваш первый, насколько мне известно, приезд в Россию из ностальгической серии? Фамилия Шикофф ведь производится от Шиков ? - Я на самом деле впервые приехал в Россию, но это отнюдь не "nostalgic trip". Что-то похожее на ностальгию я испытал недавно, когда пел Элеазара в Тель-Авиве. Вдруг почувствовал, что пою этот дорогой для меня спектакль на своей родине, для родных людей. А фамилия на "ов", да, в ней есть что-то славянское, хотя мои украинские предки настолько давно перебрались в Бруклин, и их кровь перемешалась с кровью других предков, которые были евреями из Латинской Америки. Вообще-то я не сильно озабочен подробностями своего происхождения. Я - американец, родом из Нью-Йорка, и точка. Мой отец был кантором, я сам хотел стать кантором в синагоге и стал им, но Бог подарил мне возможность петь на сцене. Отец поддержал меня тогда, и сейчас, когда его уже нет, я чувствую его постоянную помощь. - Вы религиозны? Знаете иврит и соблюдаете субботы ? - Да, это важно для меня, хотя на иврите я не бойко говорю. Когда я учился в еврейской школе, то в языке не преуспел. Мне приходилось позже в течение трех лет исполнять обязанности кантора, и я неплохо знаю порядок многих служб на еврейские праздники, но для развития языка нужна соответствующая среда и практика, а какая могла быть практика, если в двадцать лет я с головой ушел в оперную тему в Джульярдской школе пения. - Голоса каких певцов вас волновали во время учебы, на кого вы хотели быть похожим ? - Идеалом для меня всегда был Франко Корелли, я считал и считаю его королем теноров. Ричард Такер и Йозеф Шмидт также очень мне нравились. Но, знаете, очень трудно восхищаться певцом по радио. Когда ты находишься внутри профессии, и голос - лишь инструмент для работы, ты не обращаешь внимания на то, каким орудием труда пользуется твой коллега или твой учитель. Другое дело - каков человек на сцене. На меня всегда производил впечатление Владимир Атлантов - его мощный голос, геройская стать, натурализм. Когда он пел, я словно видел, как кровь пульсирует в его венах, горят глаза, напряжены мышцы. Его Герман сводил меня с ума, пока я не услышал другого Германа - Владимира Галузина. Исполнительская манера Галузина была существенно иной. Герои Атлантова действовали физиологично, повинуясь порыву, зову крови, всегда лобово, напролом, а галузинские, наоборот, - психологичные, чрезмерно интеллигентные, задумчивые. Атлантов близок старой школе пения, Галузин - яркий представитель новой актерской школы. - Говорите, что не знаете России, а сами рассказываете о русских певцах и персонажах русских опер . - Обожаю Ленского и Германа, это правда. А мы - певцы - все братья, у нас нет национальности на сцене. Певцов объединяет музыка, язык Верди, Чайковского, Оффенбаха. Я просто признаю, что русские исторически сильны в актерстве, так всегда было. Когда на сцене идет прогон и репетирует кто-то из русских, это нельзя пропустить. Я всегда останавливаюсь и смотрю - русские певцы не экономят себя: им все равно, репетиция это или спектакль, есть зритель в зале или нет. - А как может быть иначе ? - Лично я не могу играть на репетиции, и не из страха растратить понапрасну эмоции. Я отношусь к спектаклю, как к кино, которое снимается без дублей. Вот ты так играешь, и тебя вот так увидят, и все. Я не живу с чувством, что весь мир - театр. Нет, театр - это закрытое пространство, в котором с семи до десяти что-то происходит с твоим участием. Жизнь актера уходит на то, чтобы ежевечерне сделать это пространство живым, обитаемым. Может, это моя личная психологическая проблема. Я очень закрытый человек, сильно нервничаю, переживаю все слишком сильно. Я вышел на сцену впервые в 26 лет, и почему-то считал, что опоздал с выбором профессии и у меня нет времени на раскачку - надо сразу прыгать в огонь. - И критика сразу заговорила о революции Шикоффа, который, играя своего первого Эрнани, преодолел юношескую застенчивость ? - Как-то так говорили. Мне было лестно, хотя я не понимал, о чем они. Я бы и не смог по-другому. - Роль Элеазара чем-то близка вам ? - Слава Богу, я не терял детей и, соответственно, не оказывался в положении озлобленного, гонимого человека, одержимого своей религией. Исполняя Элеазара, я иногда думаю о семьях моих бабушек, которые были "вырезаны" холокостом, но чувство мести не переполняет меня. Театр - не место для выяснения отношений. Элеазара я отношу к плеяде конфликтных характеров, которые мне интересно воплощать. Он, как Герман или Дон Карлос, или Гофман, - не линеен, так называемый характер "с развитием". Ведь понятно, что Отелло убьет Дездемону, а Радамес будет верен своей Аиде. А как поведут себя Элеазар и Герман, куда закинет их гордыня и дерзость? В "Иудейке" я три часа провожу на сцене, и всякий раз сам поражаюсь, как такая история могла произойти. Решение Элеазара не выдавать происхождение дочери не было тщательно продуманным, он мысленно прокручивал всю свою жизнь в голове снова и снова, сомневался в своей правоте и правах на Рахиль. И зритель, даже знающий либретто наизусть, должен на время забыть о своем знании финала и надеяться на лучший конец. - Постановка Бернара вам пришлась по душе? Холокост вместо инквизиции, нацисты вместо папистов, газовая камера вместо костра ? - Это четвертая постановка "Иудейки" в моей жизни, и, наверное, одна из самых удачных. Она очень внятная и логичная. Я как-то не думал о холокосте в связи с оперой Галеви, в ней все-таки важнее человеческие взаимоотношения, борьба характеров, но раз режиссеру удалось уложить средневековую историю в рамки главной еврейской трагедии XX века, что ж - это хорошо. Также в рубрике:
|